Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2013 год.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 1 год обучения - в 9 классе.
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из пяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного предмета:
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
воспитание художественного вкуса;
обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
участвовать в художественной жизни класса, школы, села, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
самостоятельная работа
творческая работа
конкурс
викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
вводный
текущий
итоговый
индивидуальный
письменный
контроль учителя
Формы контроля:
наблюдение
самостоятельная работа
тест
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Проверочные работы |
1 | Воздействующая сила искусства. | 9 |
|
2 | Искусство предвосхищает будущее. | 7 | 1 |
3 | Дар созидания. Практическая функция. | 10 |
|
4 | Искусство и открытие мира для себя. | 8 | 1 |
| Итого | 34 | 2 |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
13 | Предсказание в искусстве. | Промежуточный | Контрольное тестирование |
31 | Искусство и открытие мира для себя. | Итоговый | Контрольное тестирование |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т.п.).
Протест против идеологии социалистического строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство.
Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты.
Храмовый синтез искусств.
Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.
Искусство Великой Отечественной войны (живопись А.Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.).
Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаика, граффити).
Музыка.
Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека).
Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.
Музыкальная классика и массовые жанры (Л.Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни).
Песни военных лет и песни на военную тему.
Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.)
Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы).
Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература.
Произведения поэтов и писателей 19-20 вв.
Поэзия В. Маяковского.
Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр.
Рекламные видеоклипы.
Кинофильмы 40-50-х гг. ХХ в.
Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном и негативном виде.
Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбирать и анализировать различные художественные произведения, использовавшиеся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство.
«Купание красного коня» К. Петров-Водкин
«Большевик» Б.Кустодиев
«Рождение новой планеты» К. Юон
«Черный квадрат» К. Малевич
«Герника» П. Пикассо
Произведения Р. Делоне, У. Боччони, д. Балла, Д. Северини и др.
Живопись символистов (У. Блейк, К. Фридрих и др.).
Музыка.
Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др.
Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).
Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Э. Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.М. Жарр и др.).
Авангардная музыка: додекофония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Ч. Айвз и др.).
Рок-музыка
Литература.
Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» Х. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессонна, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление собственного прогноза будущего средствами какого-либо вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (10 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство.
Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Афинский Акрополь, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.); монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальоне и др.); предметы мебели и посуды.
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка.
Музыка в окружающей жизни, быту.
Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.
Музыка в звуковом и немом кино.
Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений – по выбору учителя).
Литература.
Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н. лесков, П. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.Б. Мольер и др.) (из программы по литературе – по выбору учителя).
Экранные виды искусства, театр.
Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового назначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Создавать украшения или эскизы украшений предметов быта, с использованием средств компьютерной графики.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта, конкурса, фестиваля искусств. Создавать их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической/популярной музыки на состояние комнатных растений и домашних животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. (8 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства. Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство.
Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке.
Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное.
Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства).
Изображения различных представлений о системе мира в графике.
Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка.
Миниатюры, произведения крупной формы.
Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя).
Искусство в жизни выдающихся людей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература.
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев – из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гиббсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя.
Художественно-творческая деятельность учащихся
Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Создание компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, театральных постановках, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол. часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |||||
планируемая | фактическая | |||||||||
I полугодия: «Воздействующая сила искусства» - 9 часов | ||||||||||
1.1 | Искусство и власть. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 3 | Анализ художественного образа |
|
| ||||
1.2. |
|
| ||||||||
1.3 |
|
| ||||||||
1.4 | Какими средствами воздействует искусство? | Интегрированный | 2
| Слушание музыкального произведения, анализ художественного образа. Изображение графически композиционного построения картины. |
|
| ||||
1.5 |
|
| ||||||||
1.6 | Храмовый синтез искусств. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 2 | Анализ художественного и музыкального произведения. Презентация: «Храмовые постройки разных религий» |
|
| ||||
1.7 |
|
| ||||||||
1.8
| Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | Интегрированный | 2 | Создание эскизов для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера. |
|
| ||||
1.9 |
|
| ||||||||
«Искусство предвосхищает будущее» - 7 часов | ||||||||||
2.1 | Дар предвосхищения. | Изучение нового материала | 1 | Анализ художественного произведения |
|
| ||||
2.2 | Какие знания дает искусство? | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Размышление о соотношении науки и искусства. |
|
| ||||
2.3 | Предсказание в искусстве. | Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольное тестирование | 1 | Анализ художественного образа. Анализ и оценка результатов |
|
| ||||
2.4 | Художественное мышление в авангарде науки. | Изучение нового материала | 2 | Поиск новых выразительных возможностей языка искусства. Защита рефератов. |
|
| ||||
2.5 |
|
| ||||||||
2.6 | Художник и ученый. | Интегрированный | 2 | Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента.Участие в создании средствами искусства композиции. |
|
| ||||
2.7 |
|
| ||||||||
II полугодия: «Дар созидания. Практическая функция» - 10 часов | ||||||||||
3.1 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Составление музыкально-литературной композиции для презентации. |
|
| ||||
3.2 | Архитектура исторического города. | Изучение нового материала | 1 | Уметь соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте |
|
| ||||
3.3 | Архитектура современного города. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Анализ выразительных средств худ.произведения. Презентация «Архитектура современного города» |
|
| ||||
3.4 | Специфика изображений в полиграфии. | Изучение нового материала | 1 | Анализ выразительных средств художественного произведения |
|
| ||||
3.5 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | Изучение нового материала | 1 | Анализ выразительных средств художественного произведения |
|
| ||||
3.6 | Декоративно-прикладное искусство. | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Анализ выразительных средств художественного произведения |
|
| ||||
3.7 | Музыка в быту. | Интегрированный | 1 | Слушание музыкального материала. Определение музыкальной принадлежности |
|
| ||||
3.8 | Массовые, общедоступные искусства. | Интегрированный | 1 | Слушание музыкального материала. Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма. |
|
| ||||
3.9 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. | Интегрированный | 1 | Слушание музыкального материала. Анализ художественного образа |
|
| ||||
3.10 | Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов.
| Интегрированный | 1 | Анализ средств художественной выразительности |
|
| ||||
«Искусство и открытие мира для себя» - 8 часов | ||||||||||
4.1 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | Интегрированный | 2 | Размышлять о произведениях различных видов искусства |
|
| ||||
4.2 |
|
| ||||||||
4.3 | Литературные страницы. | Урок-закрепление | 1 | Размышлять о произведениях различных видов искусства |
|
| ||||
4.4 | Промежуточная аттестация. Тестирование. Искусство и открытие мира для себя. | Контрольное тестирование | 1 | Анализ и оценка результатов |
|
| ||||
4.5 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» |
Интегрированный. Заключительный урок | 4 | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. |
|
| ||||
4.6 |
|
| ||||||||
4.7 |
|
| ||||||||
4.8 |
|
| ||||||||
Итого | 34 |
|
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Персональный компьютер
Ноутбук
Медиапроектор
Клавишный синтезатор
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. (CDROM)
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Искусство. 8 класс Фонохристоматия музыкального и литературного материала (1 СD МР3) Просвещение, 2012
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
Учебно-методическое обеспечение предмета
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2013 г.,
Музыка. 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская : псобие для учителя общеобр. Организации / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кошекова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 104 с.
Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы : пособие для учителей образовательных учрежений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Дополнительная литература:
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред. В Я. Коровиной - М., 2005;
Сергеева Г. П. Музыка 5-7 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2012,
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алесксеева, И. Э. Кашековак; под ред. Г. С. Ковалевой – М. : Просвещение, 2013. – 77 с. – (Работаем по новым стандартам).
Научно–методический журнал «Музыка в школе»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
«Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
14