«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение» 4 класс начального ( основного ) общего образования

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010), а также с возможностями УМК «Гармония» О.В. Кубасова «Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010).

Цели курса:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 имени Героя Советского Союза Т.Н. Подгорного



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на ПЕД\СОВЕТЕ зам. директора по УВР директор школы

протокол № __ Жилин А.Г. Ратушний Н.И.

от__________ _______________ ПР. № ______________от___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ( ОСНОВНОГО ) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



г. Невинномысск

2017- 2018 уч.год





  Раздел 1.  Пояснительная записка.

 Рабочая программа по литературному чтению  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования
и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010), а также с возможностями УМК «Гармония» О.В. Кубасова «Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010).

Цели курса:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях   направлено на достижение следующих целей:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

 1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо - жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

           В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.

         

  Реализовать перечисленные выше задачи поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.

         

                                     Место предмета в учебном плане

  В соответствии с учебным планом школы на урок литературного чтения в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Контроль за уровнем достижений учащихся   производится в форме письменных работ: контрольных работ (проверка техники чтения) – 4 ч; проверочных работ – 2 ч. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.

                   Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

   В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во 2 классе, накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе, литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.

                              Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1. Развитие навыка чтения

    Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.

   Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного) Интенсивное развитие двух видов чтения — вслух и про себя; овладение беглым чтением разнообразных по объему и жанрам произведений.

  Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

  1. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически

правильного чтения

    Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения.

Организация практикумов по выразительному чтению:

а)   проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;

б)   овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

в)   работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

   Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3.  Требования к уровню сформированного навыка чтения

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

4.  Выработка умений работать с текстом

    Самостоятельное выявление смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста.

   Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

   Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.

   Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам Различение оттенков значения слов в тексте использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).

Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

   Практическое различение художественных и научно-популярных текстов. Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

   Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка».

   Коллективное слушание произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

          Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

 О.В.  Кубасова, Любимые страницы: учебник по литературному чтению для 4 класса. 4

  части. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г.;
О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь. 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.;
О.В. Кубасова. Тестовые задания. 4 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2002 г.

Формы  организации учебного процесса -  урок. 

     В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

 Формы и средства контроля.

Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение текста).

Письменные виды контроля (выполнение письменной проверочной работы).

                              Раздел 3. Содержание тем учебного курса

                                                         4 класс (68 часов)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.

Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.

Чтение

Чтение вслух

Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Чтение «про себя»

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, творческое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.

Работа с разными видами текста

Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.

Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-познавательных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Составление плана (вопросного, цитатного, самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями).

Составление сложного плана.

Умение работать с разными видами информации.

Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных

(изучаемых) жанров.

Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей,

дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение темы и главной мысли текста.

Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных

средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

Выделение опорных (ключевых) слов текста. Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.

Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.

Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.

Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства и как источник знаний.

Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс вне текстового аппарата книги.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании,

рассуждении, повествовании).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам

и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).

Круг чтения.        

Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.







Раздел 4 . Календарно-тематическое планирование учебного материала

Всего 136 часов.  По учебному плану в неделю 4 часа.

п/п

ТЕМА

Количество часов

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

Страницы учебника

1 четверть (31 ч.)

 КРУГ ЧТЕНИЯ И ОПЫТ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (1ч.)

1

С. Михалков «Гимн Российской Федерации»;тема «Что мы читали летом».

1

02.09


С.3-4

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!...» (23 ч.)

2

И. Токмакова «В чудной стране».

1

04.09


С.5-8

3

Русская народная сказка «Петр I и мужик».

1

06.09


С.8-11

4

Русская народная сказка  «Марья и ведьмы».

1

08.09


С.12-15

5

6

7

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

3

09.09

11.09

13.09


С.16-33

8

Обобщение: «Русские народные сказки». «Книги со сказками разных народов».

1

15.09


С.34-36

9

Бразильская сказка «Жизнь человека»

             1

16.09


С.37-40

10

11

12

13

Х.К.Андерсен «Русалочка».

4

18.09

20.09

22.09

23.09


С.41-85

14

15

16

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

25.09

27.09

29.09


С.86-109

17

Д. Джекобс «Рыба и кольцо».

1

30.09


С.110-117

18

19

20

А.А. Э. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон».

3

02.10

04.10

06.10


С.118-139

21

2

Д.Родари «Эти бедные приведения».

2

07.10

09.10


С.140-149

23

24

К. Драгунская «Лекарство от послушности»; тема «Книги со сказками современных отечественных писателей»;обобщение

2

11.10

13.10


С.149-158

«О доблести, о подвигах, о славе…» (7 ч.)


25

26

27

Былина «Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева). «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова)

3

14.10

16.10

18.10


С.159-173

28

29

Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца».

2

20.10

21.10


С.174-181

30

31

Былина «Алёша Попович и Тугарин»;  «Книги с былинами»; обобщение.

2

23.10

25.10


С.182-187

2 четверть. (31 ч.)

«Уж сколько раз твердили миру…» (5 ч.)

32

Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя».

 Басни Эзопа

1

03.11


С.3-11

33

34

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»; «Мышь и Крыса»;«Две бочки».

2

06.11

08.11


С.11-15

35

Л. Толстой «Лев и Лисица» , С. Михалков  «Просчитался»;«Услужливый»; С. Михалков «Заячье горе».

1

10.11


С.16-21

36

 И. Демьянов «Валерик и тетрадь»;  «Книги с баснями»; обобщение.

1

11.11


С.22-25

«ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ» (26 ч.)

37

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть»; «Глоток молока».

1

13.11


С.26-31

38

39

К. Паустовский «Заячьи лапы».

2

15.11

17.11


С.31-42

40

Рассказы о животных.

1

18.11



41

Р. Фраерман «Девочка с камнем».

1

20.11


С.43-46

42

43

Ю. Ермолаев  «Иголка с ниткой».

2

22.11

24.11


С.47-58

44

Рассказы о детях.

1

25.11



45

Ю. Яковлев «Полосатая палка».

1

27.11


С.59-69

46

47

48

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3

29.11

01.12

02.12


С.69-84

49

50

Н.Носов «Огородники»;  О. Григорьев «Две трубы».

2

04.12

06.12


С.84-97

51

52

С. Алексеев  «Капитан бомбардирской роты»; С. Алексеев «Радуйся малому, тогда и больше придёт»

2

08.12

09.12


С.97-102

53

54

А. Чехов «Ванька».

2

11.12

13.12


С.107-116

55

56

57

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».

3

15.12

16.12

18.12


С.116-147

58

59

Л. Кассиль «У классной доски».

2

20.12

22.12


С.147-164

60

В. Лидин «Завет».

1

23.12


С.165-173

61

62

Р. Брэдбери «Всё лето в один день»; обобщение.

2

25.12

27.12


С. 174-185

3 четверть (38 ч.)

«ЗОЛОТАЯ КОЛЕСНИЦА» (5 ч.)

63

64

Мифы Древней Греции. Герои Эллады «Персей»

2

12.01

13.01


С.3-18

65

66

Герои Эллады «Орфей и Эвридика»

2

15.01

17.01


С.18-26

67

Герои Эллады

«Дедал и Икар»; обобщение

1

19.01


С.26-31

«В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…» (10 ч.)

68

69

Библейские сказания.

2

20.01

22.01


С.32-45

70

71

72

Библейские сказания

«Моисей».

3

24.01

26.01

27.01


С.45-67

73

74

С. Лагерлеф «Святая ночь».

2

29.01

31.01


С.68-78

75

76

А. Мень «Милосердие Иисуса».

2

02.02

03.02


С.78-89

77

«Книги с библейскими сказаниями»; обобщение.

1

05.02



«Самого главного глазами не увидишь» (15 ч.)

78-

92

А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц»

15

07.02 – 05.03


С. 90-186

«МИР – ТЕАТР, ЛЮДИ – АКТЕРЫ…» (8 ч.)

93

А. Л. Барто Р. В. Зелёная «Ах, руки, руки!»

1

07.03


С.3-7

94

95

96

Н. Носов «Виты Малеев в школе и дома».

3

09.03

10.03

12.03


С.8-22

97

98

99

Н. Носов  «Два друга».

3

14.03

16.03

17.03


С.22-41

100

«Книги и журналы с пьесами»; обобщение

1

19.03



4 четверть (36 ч.)

МИР ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ (16ч.)

101

В. Жуковский «Песня»

1

30.03


С.42-44

102

А. Пушкин «Птичка»; А. Пушкин  «Няне»

1

31.03


С.45-47

103

А. Пушкин «Зимняя дорога»; М. Лермонтов «Горные вершины»

1

02.04


С.48-50

104

М. Лермонтов«Утес»; М. Лермонтов «Молитва»

1

04.04


С.51-53

105

И. Суриков «Весна»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»

1

06.04


С.54-57

106

А. Блок «На лугу»; «Гроза прошла…»

1

07.04


С.58-59

107

С. Есенин «С добрым утром!»

1

09.04


С.60-61

108

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную…»; В Маяковский «Тучкины  штучки».

1

11.04


С.62-64

109

 С. Маршак «Пожелания друзьям»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»

1

13.04


С.65-67

110

Ю. Владимиров «Чудаки»; Д. Хармс «Очень страшная история»

1

14.04


С.67-68

111

112

В. Хотомская «Два гнома» ;«Три сестрицы»;тема «Книги

и журналы с забавными стихами»

2

16.04

18.04


С. 70-71

113

О. Высотская «Весенние рубашки»; Э. Мошковская « Песня»

1

20.04


С.72-73

114

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли!»

1

21.04


С.76-78

115

В. Высоцкий «Песня Кэрролла»; обобщение

1

23.04


С. 78-81

116

Тема «Книги и журналы со стихами детских поэтов».

1

25.04



КОГДА, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ? (20 ч.)

117

Н. Кун «Олимп»

1

27.04


С.82-88

118

Ю. Яковлев « О нашей Родине»

И. Соколов-Микитов «Русский лес» ,

1

28.04


С.88-93

119

Ю. Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

30.04


С.94-98

120

Ю. Дмитриев  «Крещение Руси»

1

04.05


С.98-101

121

122

123

И. Соловьев «Сергий Радонежский»

3

05.05

07.05

11.05


С.102-123

124

В. Губарев «В открытом космосе»

1

12.05


С.124-130

125

Л. Яхнин «Метро»

1

14.05


С.131-135

126

127

М. Ильин , Е Сегал «Что из чего»,«Сто тысяч почему»; тема «Книги и журналы, отвечающие на вопросы»

2

16.05

18.05


С.136-145

128

129

Н. Надеждина «Лук – от семи недуг»; М.Кон- стантиновский «Что такое электрический ток?»

2

19.05

21.05


С.146-153

130

131

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю помог»

2

23.05

25.05


С.153-161

132

133

А. Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?»

К. Паустовский «Великий Сказочник» 

2

26.05

27.05


С.162-172

134

135

Я.Смоленский «Как  научиться читать стихи»,К. Чуковский «Признания старого сказочника». Обобщающий  урок.

2

28.05

29.05


С.172-184

136

Заключительный обобщающий библиотечный урок.

1

30.05




                                                       

                                               

Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся в конце четвертого года обучения

по программе О.В. Кубасовой

К концу обучения литературному чтению в начальной школе обучающиеся 4 класса должны:

знать/понимать:

уметь:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельного чтения книг;

– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

    

                               





   Развитие творческих способностей.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

воспринимать произведения в соответствии с их видожанровыми характеристиками;

характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

составлять представление о писателе на основе его произведения;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;

создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

формулировать собственное мнение;

слушать собеседника;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

         

 Раздел 6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

4 класс

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

 Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;




Устные ответы 

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

         

             

 Раздел 7.  Перечень учебно - методического обеспечения

   Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых

заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

Основным материальным обеспечением реализации настоящей Программы является комплект следующих изданий.

Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс. –20011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса. – 2011.

Пособия для учителя

Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век – 2011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век –2011.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

• Материалы для учащихся

• Материалы для учителя

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее