«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа курса «Литературное чтение»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» предназначена для обучающихся 1 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года (раздел III, п. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов), авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 1-4 классы.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект учебников «Школа России»: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2017.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» предназначена для обучающихся 1 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год»;

- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

Рабочая программа по предмету «Литературное  чтение» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года (раздел III, п. 19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов), авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение». 1-4 классы.

 Для реализации программы используется учебно-методический комплект учебников «Школа России»: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М: «Просвещение», 2017.



Место курса в учебном плане

Курс «Литературное чтение» в 1 классе следует за «Обучением грамоте». На курс «Литературное чтение» отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель).


Общая характеристика учебного процесса

Цели и задачи курса

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обуче­ния направлено на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы­ком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и при­обретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от­зывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-позна­вательными текстами;

- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь­ников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является форми­рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребно­сти в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интере­са к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим пред­метам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитан­ное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники уча­ствуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энцикло­педиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художест­венной литературе.

Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значе­ние. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмо­циональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адек­ватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведе­ний, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.



Содержание учебного предмета

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.














Тематическое планирование

п/п

Название тем



Количество часов на изучение

1

Жили-были буквы

7

2

Сказки, загадки, небылицы

7

3

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

4

И в шутку и всерьез

6

5

Я и мои друзья

7

6

О братьях наших меньших

8


Итого:

40



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Часы

Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС)

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1.

Знакомство с учебником

1

Ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника, понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий, предполагать на основе названия содержание главы.

Формирование социальной роли ученика, формирование положительного

отношения к учению

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

П: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге.

К: ставить вопросы, обращаться за помощью.



2.

В.Данько «Загадочные буквы».


1

Научатся анали­зировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории, читать по ро­лям, анализировать и сравнивать произведе­ния одного раздела, вы­разительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, проверять и оценивать свои дос­тижения (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию художе­ственного произведения,

читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

объяснять название произведения,

выбирать из предложенного списка слова для

характеристики различных героев произведения.

Целостный, со­циально ориен­тированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии при­роды, начальные навыки адапта­ции в динамично изменяющемся мире

Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной форме, в том числе творческого характера.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, зада­вать вопросы, строить понятные для партнера высказывания



3.

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

1

Внутренняя по­зиция школьника на основе поло­жительного отношения к шко­ле, навыки со­трудничества в разных ситуа­циях, умение не создавать конфликтов и нахо­дить выходы из спорных ситуаций.



4.

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»- нет

1

Научатся анали­зировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории, читать по ро­лям, анализировать и сравнивать произведе­ния одного раздела, вы­разительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, проверять и оценивать свои дос­тижения (с помощью учителя)

Самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности

Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные пра­вила, составлять план и после­довательность действий, адек­ватно использовать речь для планирования и регуляции сво­ей деятельности.

П: самостоя­тельно создавать алгоритмы деятельности при решении про­блем различного характера.

К: опреде­лять цели, функции участников, способы взаимодействия.



5.

Г.Сапгир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой», И.Гамазкова «Кто как кричит»

1

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель­ский и жизненный опыт,

передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев, определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения,

составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас­сказ, находить в стихах слова с созвучным окончанием, находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь,

использовать приём звукописи при изображе­нии различных героев,

читать стихи наизусть,

участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца, проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

Формирование социальной роли ученика, формирование положительного

отношения к учению



6.

И.Гамазкова «Живая азбука», С.Маршак «Автобус №26»

1

Самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности



7.

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

Проект «Буквы- герои сказок»

1

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Р: выбирать дей­ствия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями её реализации.

П: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, коор­динировать и принимать раз­личные позиции во взаимодей­ствии.



8,9.

Е. Чарушин «Теремок»


2

Научатся выде­лять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям, работать с ху­дожественными текста­ми, доступными для восприятия, читать це­лыми словами, пони­мать прочитанное, пере­сказывать с опорой на картинку, совершен­ствовать навыки выра­зительного чтения и пе­ресказа.

Устойчивое следование в по­ведении социаль­ным нормам, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности, принятие образа «хорошего ученика»

Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: осуществ­лять поиск и выделение инфор­мации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К: формули­ровать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.




Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: осуществ­лять поиск и выделение инфор­мации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

К: формули­ровать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.



10.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

Читать известную сказку плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение, анализировать представленный в учебнике кар­тинный план,

соотносить иллюстрацию с содержанием текста,

рассказывать сказку на основе картинного плана.,

отвечать на вопросы по содержанию произве­дения,

называть героев сказки и причины совершае­мых ими поступков, давать их нравственную оценку,

пересказывать сказку подробно на основе кар­тинного плана и по памяти, сравнивать народную и литературную сказку.

Социальная ком­петентность как готовность к ре­шению мораль­ных дилемм, осознание ответ­ственности чело­века за общее благополучие



11

Загадки, песенки

1

Научатся разли­чать произведения малых фольклорных жанров, понимать на­родную мудрость, зало­женную в сказках, сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия, отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание. Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

Мотивация учеб­ной деятельности (социальная, учебно-познава­тельная и внеш­няя, осознание).

Р: выполнять учебные действия в материали­зованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

П:осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной форме, в том чис­ле творческого характера.

К: аргумен­тировать свою позицию и коор­динировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения .



12.

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы матушки гусыни»

1

Осознание своей этнической при­надлежности, уважительное отношение к ино­му мнению, ис­тории и культуре других народов, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности



13.

Стихи А.С. Пушкина

«Петух и собака»

Обобщение. Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1



14.

Стихи А.С. Пушкина

«Петух и собака»

Обобщение. Из старинных книг. Разноцветные страницы.

Проверка техники чтения.

1

Мотивация учеб­ной деятельности



15.

А.Майков «Ласточка примчалась..»,А.Плещеев «Травка зеленеет…»

1

Знать наизусть стихо­творение (по выбору), работать с художественными текста­ми, доступными для вос­приятия, читать тексты целыми словами с эле­ментами слогового чте­ния, находить заглавие текста, главную мысль, называть автора произве­дения, различать в прак­тическом плане рассказ, стихотворение, читать вслух лирические стихотворения, пере­давая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина­ния в конце предложения,

находить в стихотворении слова, которые по­могают передать настроение автора, картины природы, им созданные,

наблюдать за ритмом стихотворного произведе­ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений,

сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Осознание своей этнической при­надлежности, уважительное отношение к ино­му мнению, ис­тории и культуре других народов, самооценка на основе крите­риев успешности учебной деятель­ности

Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей дей­ствительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

К: форму­лировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.



16.

А.Майков «Весна»Т.Белозёров «Подснежник», С.Маршак «Апрель», И.Токмакова «Ручей»

1

Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений (любовь, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

Р:коллективно выполнять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.

П:осознавать смысл межпредметных понятий( текст поэтический, прозаический, содержание текста, тема и т.д)

К: строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 4-5 предложений



17.

Е.Трутнева «Когда это бывает?, И.Токмакова «Весна»

1

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы­вать свои сравнения, отгадывать загадки на основе ключевых (опор­ных) слов загадки, сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

оценивать свой ответ в соответствии с образ­цом.

проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения, учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом.

Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей- классиков , поэтов и разнообразных жанров УНТ.

Р: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы.

П: пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов.

К: прислушиваться к партнёру по общению, оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.



18.

Проект: «Составляем сборник загадок»

1

Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.



19.

В.Берестов«Воробушки», Р.Сеф «Чудо»

Обобщение по теме: «Апрель, апрель! Звенит капель…»

1

Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых, обосновывать свой выбор.



20.

И.Токмакова «Мы играли в хохотушки»,

1

Проявлять доброжелательность по отношению к другим, уметь слушать.

Р: читать в соответствии с целью чтения выразительно, целыми словами, без искажений.

П:понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

К:оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.



21.

Я.Тайц «Волк»,

Г.Кружков «РРРЫ!»


1

Познакомятся с особенностями юмористических произведений,

читать по ро­лям, инсценировать, пересказывать по опорным словам, выразительно и осознанно читать це­лыми словами, состав­лять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному.

Проявлять интерес к чтению литературных произведений в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разным источникам информации.

Р: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи, проговаривая во внутренней речи.

П:понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.

К:не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога.



22.

Н.Артюхова «Саша-дразнилка»

1

Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.



23.

К. Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет»

2

Научатся оцени­вать поведение героев, наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемых слов, находить в тексте слова, которые характеризуют героев, выразительное, осознанное чтение целы­ми словами цепочкой.

Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.

Р:аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

П:проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании.

К:употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога.



24.

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К.Чуковский «Телефон»

1

Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.



25.

М.Пляцковский «Помощник»

Обобщение по разделу «И в шутку и в серьёз»

1

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг, отличать юмористическое произведение; нахо­дить характерные черты юмористического текста,

определять настроение автора, объяснять смысл названия произведения,

придумывать свои заголовки, находить слова, которые отражают характер героя, передавать при чтении настроение стихотворения, читать по ролям, отражая характер героя произ­ведения, исправлять допущенные ошибки при повтор­ном чтении, сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия,

оценивать свои достижения.



26.

Ю.Ермолаев «Лучший друг»,

Е.Благинина «Подарок»

1

Познакомятся с новыми авторами и их произведениями о дружбе, сформулируют пра­вила сохранения друже­ских отношений, читать вырази­тельно и с правильной интонацией, выразитель­но и осознанно читать целыми словами; отраба­тывать навык употребле­ния в речи вежливых слов; соотносить содер­жание произведения пословицами.

Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроке литературного чтения, обосновывать их существование в пользу ученика, приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.

Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

К:находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.



27.

В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

1

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем, читать произведение, отражая настроение, вы­сказывать своё мнение о прочитанном,

обсуждать варианты доброжелательного и не­обидного способа общения, определять тему произведения и главную мысль, соотносить содержание произведения с посло­вицами, составлять план рассказа.

Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.

Р:анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

П:пользоваться приёмами анализа и синтеза.

К: принимать и сохранять цель деятельности коллектива.



28.

Р.Сеф «Совет»

В.Берестов «В магазине игрушек»

1

Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.



29.

И.Пивоваров «Вежливый ослик» . Я.Аким «Моя родня» .

1

Сравнивать рассказы и стихотворения,

оценивать свой ответ в соответствии с образцом,

планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок,

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать в паре, обсуждать прочитан­ное, договариваться друг с другом, участвовать в работе группы; распределять ра­боту в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять най­денную информацию группе.

Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым он стремятся герои литературных произведений,- это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.

Р:аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.

П:проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании.

К:употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога



30.

Проект: «Наш класс – дружная семья»

1



31.

С.Маршак «Хороший день»

1



32.

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю.Этнин «Про дружбу»


1

Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.



33.

Обобщение по разделу.

Метапредметная работа

1

Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понять художественный текст, при чтении отражать настроение автора.

Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги.

Р:анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

П:пользоваться приёмами анализа и синтеза.

К: принимать и сохранять цель деятельности коллектива.



34.

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак..»

1

Познакомят­ся с произведениями

С. Михалкова и Р. Сефа, научатся анализировать события текста, их по­следовательность, читать целыми словами, с элементами слогового чтения, пони­мать содержание прочи­танного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, развивать на­вык самостоятельного чтения.

Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.

Р: сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения.

П: пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.

К:находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.



35,36.

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

1

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.




37,38.

М.Пляцковский «Цап Царапыч»

Г.Сапгир «Кошка»


2

Познакомят­ся с произведениями Осеевой и Токмаковой, Пляцковского, Сапгира научатся анализировать события текста, их по­следовательность, читать целыми словами, с элементами слогового чтения, пони­мать содержание прочи­танного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из про­изведений, развивать на­вык самостоятельного чтения.

Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.

Р:анализировать причины успеха/ неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

П:пользоваться приёмами анализа и синтеза.

К: принимать и сохранять цель деятельности коллектива.



39,40.

В.Берестов «Лягушата»

В.Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

1

Читать произведение с выражением, сравнивать художественный и научно-популяр­ный текст,

определять основные особенности художест­венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя),

называть особенности сказок — не сказок; при­думывать свои собственные сказки — не сказки; находить сказки — не сказки, в книгах,

характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Внутренняя по­зиция школьника на основе поло­жительного отношения к шко­ле, навыки со­трудничества в разных ситуа­циях, умение не создавать конфликтов и нахо­дить выходы из спорных ситуаций.

Р: читать в соответствии с целью чтения выразительно, целыми словами, без искажений.

П:понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

К:оценивать достижения сверстников по выработанным критериям.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами  являются:

   - осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения другим предметам,  формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

    - полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

- познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

   - значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

   - восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

- чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

    - первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

 Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются :  

- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

-  умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,  формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

      Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

-  осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

-  осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

-  работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

-  читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

-  читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

-  ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

-   использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

-  использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

-  передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

-  коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

-   ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

-   составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

-     самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

-   воспринимать художественную литературу как вид искусства;

-   осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

-  осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

-  определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

-  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

-  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

-   писать отзыв о прочитанной книге;

-  работать с тематическим каталогом;

-   работать с детской периодикой.



Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту




































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее