Программа кружка
«Литературная гостиная»
Пояснительная записка
Актуальность
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.
Художественное образование ( в частности освоение литературы, музыки, рисования в начальной и средней школе) предназначено для того , чтобы удовлетворять уже имеющиеся у ребёнка потребности в художественных переживаниях, беречь и развивать в человеке восприимчивость к воздействиям искусства. Полноценно воспринимая искусство, читатель вместе с персонажами и автором произведений проживает их судьбы, насыщая свою память бесценным эмоциональным духовным опытом. Этот опыт эмоционально- целостного проживания чужих жизней гораздо богаче любых морализаторских извлечений из него и самым непосредственным способом влияет на сферу чувств, существенно определяя направленность формирующейся личности, её самовосприятие, жизненные установки, идеалы, ценностные ориентации и через жизненную цель, поведение, поступки .
Вне воздействия литературного искусства трудно представить себе формирование культурного человека, творческой личности, способной и готовой ориентироваться в быстроменяющихся обстоятельствах современного мира и принимать самостоятельные социально ответственные решения.
Приобщение к искусству, развитие готовности и способности полноценно воспринимать его - необходимое условие освоения духовного опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека. В младшем школьном возрасте приобщение к искусству имеет свои особенности, которые существенно отличают начальное литературное образование от его продолжения в средних и старших классах, что вызывает трудности в учении в среднем звене у выпускников начальной школы.
Содержание процесса приобщения младших школьников к словесному искусству охватывает и коммуникативное развитие ребенка. Это развитие письменной и устной речи, как средство общения.
Накопление значимого для ребёнка опыта читательских переживаний и оценок, становление художественно-коммуникативной позиции, попытки собственного литературного творчества расширяют круг собеседников, совершенствуется средство общения, включая речевое развитие, побуждает школьника на более высоком уровне обладать различными речевыми умениями и навыками.
Программа внеурочной деятельности « Литературная гостиная» предназначена для обучения учащихся 1 - 4 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на методических материалах по внеклассному чтению, на книгах по внеклассному чтению
Рабочая программа курса «Литературная гостиная» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности «В мире книг» Ефросининой Л.А.
Программа курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная» общекультурной направленности. Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Программа «Литературная гостиная» основывается на следующих программно-методических материалах:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.
Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф, 2013).
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.
Актуальность курса заключается в развитии умений и навыков литературного творчества с целью успешной сдачи экзаменов в начальных классах по литературному чтению.
Программно-методическое сопровождение:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.
Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф, 2013).
2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к комплексной проверке в начальных классах.
Цель программы: обогащение культурообразного мышления обучающихся на основе интеграции и синтеза различных жанров искусства: литературы, истории, музыки посредством проведения музыкально-литературных композиций; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи.
Основные задачи программы:
образовательные:
- обучить обучающихся навыкам лингвистического анализа текста;
- обучить обучающихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.
развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению биографии писателей;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- развивать сценические навыки обучающихся.
воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к книгам.
Преемственность курса «Литературная гостиная» с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта обучающегося. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игр, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На заседаниях «Литературной гостиной» предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная гостиная»
Содержание программы «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса— это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет обучающемуся общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы организации занятия
Литературные игры
Конкурсы - кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Проекты
Встречи с библиотекарем
Уроки - спектакли.
Участие в дистанционных конкурсах по литературному чтению
Принципы программы «Литературная гостиная»
Принцип системности.
Этот принцип заключается в рассмотрении любого объекта изучения прежде всего с позиций целостной системы составляющих её компонентов и их многообразных
связях и отношениях.
Принцип непрерывности.
Развитие речи представляет собой последовательно и многократно
повторяющийся процесс через определённые промежутки времени с
дополнительным приложением к заданию.
Принцип комплексности.
Анализ произведения включает языковой анализ, стилистический анализ,
анализ художественных образов (объединённые рамками одного
произведения).
Принцип прогностичности.
Этот принцип допускает возможность осуществления литературного образования на длительных временных циклах, выходящих за пределы определённых тем.
Принцип перспективности и опережающего характера обучения.
Обучение литературному чтению должно строиться преимущественно с
целью развития личности, перевода её в качественно новое состояние, т.е. должно быть развивающим и развивающимся.
Принцип гибкости и техничности.
Несмотря на наличие общих методических приёмов и методов, обучение не может строиться на основе готовых рецептов и предполагает реализацию творческих подходов, позволяющих сделать обучение не столько привлекательным, сколько продуктивным.
Условия реализации программы
Условия, необходимые для реализации программы:
- кабинет начальных классов;
- комплекс книг для внеклассного чтения в начальных классах «Родничок»;
- раздаточный материал;
- диагностические карточки;
- комплексные подборки произведений библиотечки журнала «Начальная школа» для внеклассного чтения;
- компьютер.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе практической и творческой формы работы с учащимися.
Тематические занятия, включённые в программу факультативного курса, предполагают использование учителем различных формы занятий.
Формы работы
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя;
-самостоятельная работа (размышления на данную тему, интерпреитация текста, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Методы, используемые при реализации программы:
- практический
-наглядный
- словесный
- работа с книгой
- видеометод (просмотр, обучение).
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Литературная гостиная» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Личностные результаты - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия - ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты; - обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.
Коммуникативные универсальные учебные действия - оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других; - читать и пересказывать текст; - учиться работать в группе, паре.
Предметные результаты - воспринимать на слух художественный текст; -знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры; - понимать значение терминов, определенных программой; - ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки; - иметь представление о различных видах литературы.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях. Читательский дневник является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
При ведении Читательского дневника ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой. Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение. Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра. Ежегодно проводится конкурс на лучшего читателя, где оценивается техника чтения «Лестница достижений», посещения школьной и сельской библиотек, количество прочитанных книг и участие в литературных мероприятиях. Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями.
№ п/п | Изучаемая тема, раздел. | Предполагаемый уровень | Планируемые результаты обучения |
1. | Работа с текстом, связная речь. Отбор материала на заданную тему. |
Обучение.
Применение. |
Самостоятельный отбор материала в тексте для составления рассказа на заданную тему |
2. | Пересказ текста. | Применение. | Уметь пересказывать текст, включив в него элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки или рассуждения). Уметь при пересказе текста заменять диалог повествованием. |
3. | Дополнение сюжета к тексту. | Применение. | Уметь использовать в речи многозначные слова, синонимы, омонимы и антонимы. Уметь находить в конкретных текстах, понимать и объяснять значение перечисленных изобразительно- выразительных средств языка. Уметь использовать их в речи при описании событий, героев, природы. |
4. | Средства выразительного чтения. | Применение. | Уметь использовать при чтении и в устной речи все изученные средства выразительности . |
5. | Составление рассказов. | Применение. | Уметь составлять рассказ: - от имени одного из героев; - с изменением лица рассказчика; - с элементами описания и рассуждения. |
6. | Жанры художествен ных произведений. | Применение. | Уметь перечислять признаки жанра, уметь привести 2-3 примера этого же жанра, уметь по перечисленным признакам определить жанр произведения. Уметь определить жанр конкретного произведения. |
7. | Осмысление текста. | Понимание.
Применение. | Уметь отличать основный смысл произведения от ответа на вопрос : «О ком данное произведение?» Уметь самостоятельно выявлять и формулировать основной смысл прочитанного. |
Наблюдение за особенностями речи действующих лиц произведения. | Применение. | Уметь выявлять характерные особенности речи героев произведения. Уметь на этом основании делать выводы о характере героев. | |
Осмысление прочитанного. Выступление на данную тему. |
| Уметь выявлять характерные особенности речи героев произведения. Уметь осмыслить прочитанное, выступить на заданную тему. | |
Определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам . | Понимание
Применение | Уметь отличать своё отношение к героям и событиям от авторского. Уметь пользоваться оценочной лексикой. | |
8. | Работа с книгой. |
| Уметь пользоваться книгой : Уметь находить абзацы. Уметь ориентироваться в тексте по абзацам. Уметь находить подзаголовок в тексте. |
Содержание программы
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов | ||
1.
| О нашей Родине.
| 1час | 2 часа | 3 часа |
3. | Я и мои друзья Произведения о детях. | 1час | 4 часа | 5 часов |
4 | Волшебный мир сказок Докучные сказки. Небылицы. Русские народные сказки. Авторские сказки. | 1 час | 3 часа | 5 часов |
4. | «Уж небо осенью дышало» Стихи и рассказы об осени. | 1 час | 2 часа | 3 часа |
5. | «Снежок порхает, кружится» Стихи и рассказы о зиме. | 1 час | 3 часа | 4 часа |
| О братьях наших меньших. Произведения о животных. | 1 час | 3 часа | 5 часов |
| Семья и я. | 1час | 3 часа | 4 часа |
| «Великий подвиг не забыт » | 1час | 4 часа | 5 часов |
| ИТОГО: 34 часа | 8 часов | 26 часов | 34 часа |
Критерии оценки результатов обучения
Программа кружка предусматривает развитие техники чтения, обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности и на формирование навыков работы с текстом, на развитие устной и письменной речи учащихся.
Критериями выполнения программы служат:
1. Знакомство с элементами структуры произведения (текста и художественного мира) и связи между ними.
2. Освоение процедуры анализа-операций наблюдения, сравнения, классификации, обобщения - на основе читательской деятельности в соответствии с типами художественных текстов.
3. Становление навыков чтения текста и эмоционального интонационного воспроизведения его в речи в соответствии с особенностями графического изображения (формы текстов);
4. Развитие воображения, адекватно воссоздающего художественный мир произведения по законам его организации и способствующего возникновению понятий-образов, понятий-представлений;
5. Развитие умения осмысленно пересказывать сюжет произведения, выделяя составляющие его события и осмысливая связь между ними.
6. Возникновение и обогащение "жанровой" памяти. На этой основе устанавливается сходство произведений, к одному виду, типу, жанру.
7. И, как результат, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие самостоятельного литературного творчества детей, закрепление знаний о нормах современного литературного языка.
10