МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей среднего и старшего звена Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ Л.В. Копкина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 144 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
Рабочая программа
по искусству .
(наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
11 класс, среднее общее образование
(класс, уровень общего образования)
1 год
(срок реализации)
составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Искусство» 5-11 кл.
Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2015
Программу составил: Щербаков Дмитрий Андреевич,
учитель музыки и искусства
1 квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. «Искусство» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И.- М.: Дрофа, 2015.
ВКЛАД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
В ДОСТИЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Вклад учебного предмета «Искусство» в развитие личности обучающегося заключается в развитии эстетического, художественного восприятия мира, в воспитании музыкального вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере искусства, в сознательном выборе видов музыкально-творческой деятельности, в которых обучающийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс искусства систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение искусства на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Искусство» на этапе среднего общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа среднего общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений среднего общего образования. Для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» на этапе среднего общего образования в 11 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю) в 11 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения Искусства ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
11 класс
ОТ XVII ВЕКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ (34 ч)
I. Искусство Нового времени (21 ч)
Искусство барокко
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Крушение идеалов Возрождения. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий в мировосприятии человека. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества. Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства барокко и его характерные черты. Продолжение ренессансных традиций в искусстве барокко.
Архитектура барокко
Характерные черты барочной архитектуры. Особенности восприятия произведений барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия — родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме — грандиозность замысла и смелость его осуществления. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Национальное своеобразие стиля барокко в России. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского»барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры.
Изобразительное искусство барокко
Живопись барокко. Творчество Рубенса. Выразительность декоративной монументальной живописи. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). Творчество учеников Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини*. Особенности обработки мрамора и бронзы, использование световых эффектов, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров мастера).
Реалистические тенденции в живописи Голландии
Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию человека, его трагический путь познания жизни. Графическое наследие художника. Великие мастера голландской живописи*. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Малые голландцы. Характерные особенности натюрморта (П. Клас, В. Хеда). Пейзажные произведения Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи. Человек в интерьере в произведениях Вермера.
Музыкальное искусство барокко
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер. Монтеверди (на примере известных произведений). Открытие первого в мире публичного оперного театра (Венеция). Барочный концерт А. Вивальди. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Творчество Баха — завершающий этап музыкальной культуры барокко. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества).Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов). Стиль барокко в искусстве колокольных звонов.
Искусство классицизма и рококо
Эстетика классицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Изменения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир. Рококо и сентиментализм*. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник — французский просветитель Ж.Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (на примере творчества В. Л. Боровиковского).
Классицизм в архитектуре Западной Европы
«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля, строго подчиненного единому геометрическому плану. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Создание «идеального города». Неоклассицизм— новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры).
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Никола Пуссен — художник классицизма. Творчество Пуссена — вершина классицизма в живописи. Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений мастера (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо*. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше). Мгновенные удовольствия — главный предмет изображения. Изящество и утонченность рисунка.
Композиторы Венской классической школы
Классический симфонизм Гайдна*. Музыка Венской классической школы — формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора. Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. Духовная музыка в творчестве композитора. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму— смелые эксперименты и творческие поиски. Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора).
Шедевры классицизма в архитектуре России
«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий. Архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих). «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков*. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора).
Искусство русского портрета
Мастера живописного портрета. Интерес к личности, ее ценность и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Разнообразие жанров портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л. Боровиковского: богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи). Мастера скульптурного портрета. Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно-монументальная скульптура Б. К. Растрелли, особенности его художественной манеры. История создания памятника Петру I («Медный всадник») Э. М. Фальконе. Ф. И.Шубин— «первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса.
Неоклассицизм и академизм в живописи
Ж. Л. Давид— основоположник неоклассицизма. Античные традиции и революционные настроения в творчестве художника. Художественные принципы неоклассицизма. «Клятва Горациев» как подлинный манифест живописи неоклассицизма. Творчество К. П. Брюллова. Основные этапы творческой биографии художника. История создания и художественный язык картины «Последний день Помпеи». Отказ от классических требований. Многогранность дарования художника. Художественные открытия А. А. Иванова. Историческая и мифологическая тематика в творчестве Иванова. Картина «Явление Христа народу» — главный итог творческой биографии художника. Сюжетный и композиционный замысел и его художественное воплощение. Роль пейзажа.
Живопись романтизма
Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Интерес к фольклору в искусстве романтизма. Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи романтизма. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа и Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей направления). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского).
Романтический идеал и его отражение в музыке
Романтизм в западноевропейской музыке. Общность и различия музыки романтизма и классицизма. Выбор тематики, использование специфических средств ее выражения. Романтический герой и богатство его внутреннего мира. Идея синтеза искусств и универсальная роль музыки. Создание программной музыки (на примере творчества отдельных композиторов — по выбору). Изменения в системе музыкальных жанров. Веризм в итальянском оперном искусстве и его представители. Р. Вагнер— реформатор оперного жанра. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р. Вагнера. Монументальный оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Обращение к средневековому немецкому эпосу, его созвучие современной жизни. Поиск новых музыкальных форм и их творческое воплощение. Русская музыка романтизма*. Романсово-песенное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и А. Н. Верстовского. Появление нового романтического жанра — музыкальной баллады. Романтическая направленность оперного искусства А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка»).
Зарождение русской классической музыкальной школы.
М. И. Глинка
Глинка — основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово-песенное творчество М. И. Глинки—жемчужины камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (на примере известных сочинений). Испанские мотивы в творчестве Глинки. Рождение русской национальной оперы. Два направления русской оперы — народно-музыкальная драма и опера-сказка. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа. Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле.
Реализм — направление в искусстве второй половины XIX века
Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Реализм в различных видах искусства. Эстетика реализма и натурализм. Обострение противоречий между академическим и реалистическим искусством. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличия. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя).
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма
Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Новаторский характер творчества Курбе. Интерес к повседневной жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).История и реальность в творчестве О. Домье. Социально-критический характер творчества О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье— выдающийся мастер литографии (на примере лучших произведений художника).
Русские художники-передвижники
Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Создание«Товарищества передвижных художественных выставок».Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов. Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин — скульптор и иллюстратор. Реалистическая живопись В.И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества художника.
Развитие русской музыки во второй половине XIX века
Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев— организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах и эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы«Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова, его художественные открытия. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора.«Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Характерные особенности балетной музыки композитора, ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского.
II. Искусство конца XIX—XX века (13 ч)
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи
Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» — решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).Пейзажи впечатления. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее «душу» (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро). Городские пейзажи К. Писсарро. Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Атмосфера парижской жизни в картинах художника. Последователи импрессионистов. Глубоко индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски новых художественных решений, способов передачи цвета и света. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь).
Формирование стиля модерн в европейском искусстве
Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Флоральный модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Функциональность модерна. Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитектурные шедевры А. Гауди. Влияние готики и барокко на творчество зодчего. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров). Практическое осуществление идеи синтеза искусств. Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна и их практическое воплощение. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О. Шехтеля).
Символ и миф в живописи и музыке
Художественные принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различия между символом и аллегорией. Теоретическое обоснование характерных черт символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М.А.Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и ее символическое звучание. Портретное творчество М. А. Врубеля. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова. Музыкальный мир А. Н. Скрябина. Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и их художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений). Творческие искания А. Н. Скрябина в области цветомузыки.
Художественные течения модернизма в живописи
Фовизм А. Матисса*. Яркость цветов, упрощение формы, «чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры художника, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса). Кубизм П. Пикассо. У истоков кубизма — экспериментальные поиски в области формы. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника. Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала XX в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника). «Параноико-критический» метод С. Дали.
Русское изобразительное искусство XX века
Художественные объединения начала века*. Творческое кредо художников «Голубой розы», основная тематика их произведений. Творческое объединение «Бубновый валет»и его роль в художественной жизни России (на примере произведений отдельных мастеров). Портрет и натюрморт в живописи «Бубнового валета». Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. В. Кандинского — «импрессии», «импровизации» и «композиции» (на примере известных произведений). Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат»— ключевой образ супрематической живописи. «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений). Искусство советского периода. Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства. План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобразительного искусства). Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»).Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников).
Архитектура ХХ века
Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Разработка теории жилища для человека. Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» — главное творение архитектора.«Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание и практическое воплощение творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений. О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Вклад О. Нимейера в развитие мировой архитектуры.
Театральное искусство XX века
Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской театральной сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.«Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект отчуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль в спектакле. Композиционное решение драматургии Б. Брехта.
Шедевры мирового кинематографа
Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа. Искусство монтажа — главное завоевание С. М. Эйзенштейна. Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. C. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент). Первые звуковые фильмы. «Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Великие мастера итальянского неореализма. Мир Ф. Феллини— мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера. Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров).
Музыкальное искусство России XX века
Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творчество, ориентированное на широкие массы. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам. Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора— вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям в творчестве композитора. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Создание универсального метода полистилистики. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений).
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки
Искусство джаза и его истоки*. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Спиричуэлс, блюзы и регтайм — основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся джазовые исполнители. Рок- и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и ее исполнитель Э. Пресли. Группа «Битлз» и ее влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж. М.Жарра—основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу.
Заключительный урок
Фестиваль творческих проектов и презентаций
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
11 класс
№ урока | Кол-во часов | Глава | Тема | Контроль |
1 | 1 | I.Художественная культура нового времени (21 час) | Художественная культура барокко | |
2 | 1 | Архитектура барокко | | |
3 | 1 | Изобразительное искусство барокко | | |
4 | 1 | Реалистические тенденции в живописи Голландии | | |
5 | 1 | Музыкальная культура барокко | | |
6 | 1 | Художественная культура классицизма и рококо | | |
7 | 1 | Классицизм в архитектуре западной Европы | | |
8 | 1 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. Композиторы Венской классической школы | | |
9 | 1 | Защита рефератов, презентаций по теме «Художественная культура Западной Европы нового времени» | Защита рефератов, презентаций по теме «Художественная культура Западной Европы нового времени» | |
10 | 1 | Шедевры классицизма и архитектуры в России | | |
11 | 1 | Искусство русского портрета | | |
12 | 1 | Неоклассицизм и академизм в живописи | | |
13 | 1 | Художественная культура романтизма: живопись | | |
14 | 1 | Романтический идеал и его отражение в музыке | | |
15 | 1 | Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка | | |
16 | 1 | Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. | | |
17 | 1 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура России» | Обобщающий урок по теме «Художественная культура России» | |
18 | 2 | | Русские художники передвижники | |
19 | 1 | Развитие русской музыки во второй половине XIX века | | |
20 | 1 | Обобщающий урок по теме «Искусство России XIXвека» | | |
21 | 2 | Художественная культура конца XIX-XX века (13 часов) | Импрессионизм и постимрессионизм в живописи | |
22 | 1 | Формирование стиля модерн в европейском искусстве | | |
23 | 1 | Символ и миф в живописи и музыке | | |
24 | 1 | Художественные течения модернизма в живописи | | |
25 | 2 | Русское изобразительное искусство XX века | | |
26 | 1 | Архитектура XX века | | |
27 | 1 | Театральная культура XX века | | |
28 | 1 | Шедевры мирового кинематографа | | |
29 | 1 | Музыкальная культура России XX века | | |
30 | 1 | Стилистическое многообразие западноевропейской музыки | | |
31 | 1 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура конца XIX-XXвека | Защита рефератов, презентаций, проектов |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений «Искусство» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2015 год. |
Учебник | Данилова Г.И. Искусство. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2019 г.; |
Учебно-методические пособия для учителя | Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., «Мировая художественная культура» ЗАО ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) |
Дидактические материалы | Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры» |
13