«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа окружающий мир 2 класс

Рабочая программа 2 класс перспектива окружающий мир

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки




Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНА И

РЕКОМЕНДОВАНА к

Утверждению МО СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Учителей начальных Заместитель директора Директор _____________

Классов по УВР_______________ Н.А.Велиц

Протокол от Н.С.Пушкарева Приказ от 31.08.2018г. №1

29.08.2018гг№ 1





Рабочая программа

начального общего образования

учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

для 2 класса

на 2018 - 2019 уч. год





Составитель:

Неводова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол от 31.08.2018 г. №1






с. Нижние Бузули

2018г.


Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по программе «Окружающий мир» на основе предметной линии системы «Перспектива» (Москва «Просвещение», 2011г). А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой.

Цели изучения предмета «Окружающий мир»:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально- научного познания и эмоцинально - ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа. Обучающиеся научатся: узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы; выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; проводить несложные наблюдения в окружающей среде, следовать правилам техники безопасности при проведении наблюдений; использовать естественно - научные тексты с целью поиска информации; использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту и природной среде; пользоваться простыми навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество. Обучающийся научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты изучения курса

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом: 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в году).

Содержание

Раздел, тема.

Характеристика основных содержательных линий

Вселенная, время, календарь. 14ч


Мы- союз народов России.

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории – этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов.

Мы- жители Вселенной.

Вселенная. Небесные, или космические тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

Наш космический корабль- Земля.

Стороны горизонта. Компас. Глобус- модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Время.

Настоящее, прошлое и будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов.

Сутки и неделя.

Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность

Времена года.

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифоэптическое объяснение причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления.

Погода.

Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр –прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.

Календарь- хранитель времени, страж памяти.

Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.

Красные дни календаря.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский и гражданский

календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от места жительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции.

Народный календарь.

Народный календарь- сокровищница опыта общения народа с природой, и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях.

Экологический календарь.

Что такое экология. Экологический календарь- проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря.

Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой.

Экскурсия за околицу села для наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений»

Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой.

Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений»

Осень. 16ч


Осенние месяцы.

Названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия. В культуре разных народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.

Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

Осень в неживой природе. (2ч)

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников. С сезонными изменениями в природе.

Звёздное небо осенью

Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы.

Трава у нашего дома

Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека.

Старинная женская работа

Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома.

Деревья и кустарники осенью.

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Чудесные цветники осенью

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.

Грибы

Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.

Шестиногие и восьминогие

Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.

Птичьи секреты.

Перелётные и зимующие птицы. Осенние изменения в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами.

Как разные животные готовятся к зиме.

Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

Невидимые нити в осеннем лесу. Охрана природы осенью

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Осенний труд. Будь здоров.

Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ.

Зима. 13ч Зима


Зимние месяцы.

Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов народов своего края).

Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

Зима- время науки и сказок.

Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

Зима в неживой природе.

Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Звёздное небо зимой.

Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Зима в мире растений.

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

Зимние праздники.

Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Растения в домашней аптечке.

Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Невидимые нити в зимнем лесу.

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

В феврале зима с весной встречается впервой.

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.

Зимний труд

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние заботы. Зимний труд в городе и в селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т. д

Будь здоров.

Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Охрана природы зимой.

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Весна и лето. 16 ч


Весенние месяцы.

Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.

Весна в неживой природе

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Весна – утро года.

Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

Звёздное небо весной.

Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах.

Весеннее пробуждение растений.

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Чудесные цветники весной.

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

Весна в мире насекомых.

Весенние изменения в жизни насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Весна в мире птиц и зверей.

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлениях в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Невидимые нити в весеннем лесу.

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Весенний труд

Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов им т.д.)

Старинные весенние праздники.

«Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов.

Будь здоров.

Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Охрана природы весной.

Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России.

Лето красное.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Летние праздники и труд

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Резерв учебного времени. 10 ч


Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой.

Наблюдать весенние изменения в природе;

Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Правила поведения во время экскурсии.

Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края.

Использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности ( игры, конкурсы, заклички, попевки, печенье – жаворонки) Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в группе при подготовке к празднику.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Одежда, предметы труда и быта.

Встречи с народными мастерами.

Рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период.

Проявлять интерес к изучению темы; проявлять интерес к труду людей, умение бережно относиться к природе;

Обобщение за год

Весна в мире птиц и зверей -2ч

Будь здоров-1ч

Охрана природы весной – 1ч.

Вселенная, время, календарь - 2ч

Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлениях в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Вселенная. Небесные, или космические тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Стороны горизонта. Компас. Глобус- модель Земли. Изображение нашей страны на глобусе.


Перечень экскурсий: 1.Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной» 2.Экскурсия в природный памятник «Сосновый бор» с. Нижние Бузули, наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений» 3. Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой. 4.Эксурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.

Резерв учебного времени (10 часов) использован на темы: 1. Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой (1ч); 2. Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края(1ч); 3.Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (1ч); 4. Встречи с народными мастерами (1ч); 5. Повторение изученного за год. Весна в мире птиц и зверей (2ч); 6.Повторение за год. Будь здоров (1ч); 7. Повторение. Охрана природы весной (1ч); 8. Повторение за год.

Вселенная, время, календарь (2ч).

Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива» ФГОС

68ч (2 ч в неделю) 2018 – 2019 уч. год

п/п

Дата проведения урока

Факти

ческая

дата прове

дения

урока

Коли

чество

часов


Раздел, тема урока

Универсальные учебные действия (УУД)




14

Вселенная, время, календарь.


1



1

Мы- союз народов России.

Предметные: рассказывать о самобытной культуре народа; о родной стране и её особенностях. Определять: на карте территориальные границы Российской Федерации. Познавательные: объяснять понятие «Российская Федерация»; различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении рассказа о России. Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. Проявлять: интерес к родной стране; позитивное отношение к процессу составления рассказа о своей стране. Осознать свою самобытность.

2



1

Мы- жители Вселенной.




Предметные: называть стороны горизонта, используя природные признаки или компас; на глобусе - полюса, океаны, материки. Метапредметные: Познавательные: соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение; определять стороны горизонта, используя подсказки природы; использовать условные обозначения для указания сторон горизонта на схеме

3,

4



2

Наш космический корабль- Земля.







Предметные: Различать небесные тела. Метапредметные: Познавательные: соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять интерес к изучению планеты, на которой мы живём.

5



1

Время

Предметные: Определять единицы времени, используя часы и календарь. Объяснять смену дня и ночи. Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках одной недели.

6



1

Сутки и неделя.

7



1

Времена года.

Познавательные: объяснять смену времён года и явлений, происходящих в неживой и живой природе; определять взаимосвязь движения Земли вокруг Солнца, движения Луны вокруг Земли, объяснять происходящие на Земле изменения. Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

8



1

Погода

Измерять температуру воздуха, используя термометр, и оформлять свои наблюдения. Различать погодные явления разных сезонов и отличать красные дни календаря от экологических дней и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; планировать свою деятельность в рамках недели. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению

9



1

Календарь- хранитель времени,

страж памяти.

10



1

Красные дни календаря.

11



1

Народный календарь.

12



1

Экологический календарь.

13



1

Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве

Вселенной»

Предметные: рассказывать о самобытной культуре народа; о родной стране и её особенностях. Регулятивные: наблюдать за природой, составлять фотоальбом.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. Личностные: проявлять интерес к истории возникновения и устройстве Вселенной.

14



1

Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края

с образами чудесных животных и растений»

Предметные: Рассказывать о природном памятнике «Бузулинский сосновый бор». Наблюдать за природой своего края. Соблюдать правила поведения на территории природного памятника «Сосновый бор» Познавательные: определять растения, животный мир природного памятника. Рассказывать волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных. Сказки Эльвиры Кириченко. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания.




15ч

Осень


15



1

Осенние месяцы.

Предметные: Рассказывать: об осенних природных явлениях в неживой и живой природе; о дне осеннего равноденствия; о деятельности людей в осеннее время. Метапредметные: Познавательные: определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; - устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы- обосновывать своё мнение; видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия; использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание. Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; желание выполнять правила здорового образа жизни.

16,

17



2

Осень в неживой природе (2ч)

18



1

Народные праздники в пору

осеннего равноденствия.

19



1

Звёздное небо осенью

20



1

Трава у нашего дома

21



1

Старинная женская работа

22



1

Деревья и кустарники осенью.

23



1

Чудесные цветники осенью

24



1

Грибы

Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы; рассказывать о правилах сбора грибов, ягод, орехов. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе

25



1

Шестиногие и восьминогие

Познавательные: определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение;

26



1

Птичьи секреты.

Предметные: рассказывать о поведении перелётных и зимующих птиц; Познавательные: определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание.

27



1

Как разные животные готовятся к зиме.

Предметные: узнать этапы развития насекомого; отличие насекомых от паукообразных; о жизни перелётных и зимующих птиц; о подготовке к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей. Личностные: проявлять бережное отношение к животным,

28



1

Невидимые нити в осеннем лесу.

Охрана природы осенью

Познавательные: замечать невидимые связи в осеннем лесу; - устанавливать причины, благодаря которым птицы покидают родные края; Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; Рассказывать: о представителях Красной книги России.

29



1

Осенний труд. Будь здоров.

Предметные: рассказывать о деятельности людей в осеннее время. Регулятивные: заботиться о здоровье осенью; контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры. Личностные: проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры;

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание.




13ч

Зима


30



1

Зимние месяцы.



Предметные умения: Рассказывать о зимних природных явлениях в неживой и живой природе; использовать способы определения деревьев и кустарников в зимнее время по стволу, плодам и силуэту; о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору. Познавательные: история украшения рождественской ёлки, зимние традиционные праздники; деятельность людей на селе и в городе в зимнее время. Указывать созвездия Малая Медведица и Орион; Полярная звезда и Сириус на зимнем небе. Метапредметные: Познавательные: определять зависимость зимних явлений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение; определять различие гражданского и православного календарей; узнавать о старинных традициях зимних посиделок. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе.

Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе.

31



1

Зима- время науки и сказок.




32



1

Зима в неживой природе.



33



1

Звёздное небо зимой.



34



1

Зима в мире растений.


35



1

Зимние праздники


36



1

Растения в домашней аптечке.

Познавательные: определять лекарственные травы, полезные для человека, и обосновывать своё мнение; Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе.

37



1

Зимняя жизнь птиц и зверей.

Предметные: рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору. Познавательные: пользоваться дополнительными источниками для сообщений. Личностные: проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период.

38



1

Невидимые нити в зимнем лесу.

Познавательные: определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе

39



1

В феврале зима с весной

встречается впервой.

Предметные: рассказывать о зимних природных явлениях в неживой природе; описывать погодоведческие приметы зимы.

Познавательные: узнавать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения.

Личностные умения: проявлять интерес к закаливанию организма в зимний период. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе

40



1

Зимний труд

Предметные: Рассказывать о деятельности людей в зимнее время; о зимних традиционных праздниках. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

41



1

Будь здоров.

Предметные: рассказывать о правилах закаливания; режиме дня в зимнее время, о действиях при обморожении. Личностные: проявлять интерес к закаливанию организма в зимний период; проявлять инициативу и позитивное отношение к своему здоровью. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.

42



1

Охрана растений зимой.

Предметные: определять лиственные и хвойные деревья по плодам в зимнее время; Познавательные; изучать страницы Красной книги России; рассказывать о правилах охраны природы зимой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом.




16ч

Весна и лето


43



1

Весенние месяцы.

Познавательные: определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу. Регулятивные: определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу. Личностные: обосновывать своё мнение; фиксировать самооценку.

44



1

Весна в неживой природе

45



1

Весна – утро года.

46



1

Звёздное небо весной.

Предметные: рассказывать о весенних природных явлениях в неживой природе; рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период, о правилах охраны природы весной. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в группе. Формулировать собственное мнение. Предметные: рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период о правилах охраны природы весной. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

47



1

Весеннее пробуждение растений.

48



1

Чудесные цветники весной.

49



1

Весна в мире насекомых.

50



1

Весна в мире птиц и зверей.

51



1

Невидимые нити в весеннем лесу.

52



1

Весенний труд

53



1

Старинные весенние праздники.

Познавательные: различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; Личностные: проявлять интерес к изучению темы; Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом; давать самооценку достижений.

54



1

Будь здоров.

Личностные: желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Коммуникативные: доброжелательное отношение к сверстникам во время игры. Личностные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

55,

56



2

Охрана природы весной.

Предметные: рассказывать об охране природы в весенний период; Познавательные: использовать приобретённые знания при составлении рассказов. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействовать в группе.

Формулировать собственное мнение.

57



1

Лето красное.

Познавательные: соотносить признаки лета в живой и неживой природе, события в жизни людей со значением старинных названий летних месяцев и обосновывать своё мнение; сравнивать явления летнего и зимнего солнцеворота и обосновывать своё мнение; сравнивать традиции празднования Нового года народами России в разные времена года и обосновывать своё мнение;

Предметные: Рассказывать: о летних природных явлениях; о летних старинных праздниках и народных обычаях их проведения; о труде земледельцев и скотоводов летом

Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом; Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе

58



1

Летние праздники и труд





Резерв учебного времени (10ч)


59



1

Весенняя экскурсия.

Наблюдения за природой.

Предметные: наблюдать весенние изменения в природе;

Личностные: выполнять правила здорового образа жизни в весенний период Коммуникативные: доброжелательное отношение к сверстникам во время экскурсии; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Регулятивные: использовать приобретённые знания и навыки в практической деятельности.

60



1

Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края.

Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. Личностные: адекватно взаимодействовать в группе; формулировать собственное мнение; проявлять интерес к традициям народов своего края.

61



1

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников,

характерных для народов своего края.

Познавательные умения: различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России весной и летом.

Личностные: желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности.

62



1

Встречи с народными мастерами.

Предметные: рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период.

Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе.

Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности.

Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; формулировать собственное мнение.

63,

64



2

Повторение изученного за год Весна в мире птиц и зверей

Предметные: рассказывать о весенних изменениях в жизни птиц, животных. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёров высказывания, используя термины в рамках учебной группы

65



1

Повторение за год. Будь здоров

Предметные: соблюдать режим дня, правила по охране здоровья весной и летом. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёров высказывания, используя термины в рамках учебной группы. Личностные: заботиться о здоровье, сохранять здоровый образ жизни.

66



1

Повторение. Охрана природы весной

Предметные умения: рассказывать о невидимых связях в лесу. Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные высказывания в рамках учебной группы.

67,

68



2

Повторение за год.

Вселенная, время, календарь

Предметные: определять единицы времени, используя часы и календарь.

Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности, правил здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.

Коммуникативные умения: строить понятные высказывания в рамках учебной группы.

Литература для учителя

1.Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Перспектива) ФГОС, Москва «ВАКО» 2017г

2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М. Просвещение, 2011г

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г

4.Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.

4. Уроки окружающего мира. 1-3классы. С применением ИКТ. Современная школа. Методическое пособие с электронным приложением. Москва, «Планета», 2010г

CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2CD)

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г (2CD)

3. Электронный учебник. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

«Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)

Учебники

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2класс, 1 и 2 части Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г

3.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие тетради 1 и 2 части. М. Просвещение, 2012г

Методические пособия

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 2 класс- М.: Просвещение, 2009г

Технические средства обучения

  1. Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) (ноутбук «SONI», принтер- сканер «brother DCP-70650NR», проектор Beng)

  2. Белая электронная доска SKOLA


Литература для обучающихся.

Учебники

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2класс, 1 и 2 части Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г

3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г- 2 шт

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.2класс. Рабочие тетради 1 и 2части. М. Просвещение, 2012г- 1шт.

2. Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.

CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2 CD) -1шт

2.Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г (2 CD) - 1шт

3. Электронное приложение к учебнику. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

«Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник) – 8 шт



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее