Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА И
РЕКОМЕНДОВАНА к
Утверждению МО СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Учителей начальных Заместитель директора Директор _____________
Классов по УВР_______________ Н.А.Велиц
Протокол от Н.С.Пушкарева Приказ от 31.08.2018г. №1
29.08.2018гг№ 1
Рабочая программа
начального общего образования
учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
для 2 класса
на 2018 - 2019 уч. год
Составитель:
Неводова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 31.08.2018 г. №1
с. Нижние Бузули
2018г.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по программе «Окружающий мир» на основе предметной линии системы «Перспектива» (Москва «Просвещение», 2011г). А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой.
Цели изучения предмета «Окружающий мир»:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентах единого мира; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении; получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально- научного познания и эмоцинально - ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа. Обучающиеся научатся: узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы; выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; проводить несложные наблюдения в окружающей среде, следовать правилам техники безопасности при проведении наблюдений; использовать естественно - научные тексты с целью поиска информации; использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту и природной среде; пользоваться простыми навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество. Обучающийся научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Обучающийся получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом: 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в году).
Содержание
Раздел, тема. | Характеристика основных содержательных линий |
Вселенная, время, календарь. 14ч |
|
Мы- союз народов России. | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории – этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов. |
Мы- жители Вселенной. | Вселенная. Небесные, или космические тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. |
Наш космический корабль- Земля. | Стороны горизонта. Компас. Глобус- модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. |
Время. | Настоящее, прошлое и будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки неделя, месяц, год. Часы – прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов. |
Сутки и неделя. | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснения. Дни недели и их последовательность |
Времена года. | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифоэптическое объяснение причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления. |
Погода. | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр –прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. |
Календарь- хранитель времени, страж памяти. | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. |
Красные дни календаря. | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно – нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский и гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от места жительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции. |
Народный календарь. | Народный календарь- сокровищница опыта общения народа с природой, и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. |
Экологический календарь. | Что такое экология. Экологический календарь- проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря. |
Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой. | Экскурсия за околицу села для наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной», «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений» |
Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой. | Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений» |
Осень. 16ч |
|
Осенние месяцы. | Названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия. В культуре разных народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. |
Осень в неживой природе. (2ч) | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. |
Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников. С сезонными изменениями в природе. |
Звёздное небо осенью | Красота и таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их изображения на старинных и современных звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы. |
Трава у нашего дома | Травянистые растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека. |
Старинная женская работа | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома. |
Деревья и кустарники осенью. | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. |
Чудесные цветники осенью | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. |
Грибы | Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. |
Шестиногие и восьминогие | Насекомые и пауки, осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. |
Птичьи секреты. | Перелётные и зимующие птицы. Осенние изменения в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. |
Как разные животные готовятся к зиме. | Осенние изменения в жизни зверей и других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. |
Невидимые нити в осеннем лесу. Охрана природы осенью | Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
Осенний труд. Будь здоров. | Многообразие осенних работ в городах и сёлах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ. |
Зима. 13ч Зима |
|
Зимние месяцы. | Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. |
Зима- время науки и сказок. | Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. |
Зима в неживой природе. | Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. |
Звёздное небо зимой. | Изменение расположения ковша Большой Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. |
Зима в мире растений. | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. |
Зимние праздники. | Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. |
Растения в домашней аптечке. | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. |
Зимняя жизнь птиц и зверей. | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. |
Невидимые нити в зимнем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
В феврале зима с весной встречается впервой. | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. |
Зимний труд | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние заботы. Зимний труд в городе и в селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т. д |
Будь здоров. | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. |
Охрана природы зимой. | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. |
Весна и лето. 16 ч |
|
Весенние месяцы. | Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. |
Весна в неживой природе | Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. |
Весна – утро года. | Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. |
Звёздное небо весной. | Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах. |
Весеннее пробуждение растений. | Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. |
Чудесные цветники весной. | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. |
Весна в мире насекомых. | Весенние изменения в жизни насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. |
Весна в мире птиц и зверей. | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлениях в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. |
Невидимые нити в весеннем лесу. | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. |
Весенний труд | Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов им т.д.) |
Старинные весенние праздники. | «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов. |
Будь здоров. | Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. |
Охрана природы весной. | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России. |
Лето красное. | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. |
Летние праздники и труд | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. |
Резерв учебного времени. 10 ч |
|
Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой. | Наблюдать весенние изменения в природе; Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Правила поведения во время экскурсии. |
Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края. | Использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности ( игры, конкурсы, заклички, попевки, печенье – жаворонки) Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в группе при подготовке к празднику. |
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. Одежда, предметы труда и быта. |
Встречи с народными мастерами. | Рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период. Проявлять интерес к изучению темы; проявлять интерес к труду людей, умение бережно относиться к природе; |
Обобщение за год Весна в мире птиц и зверей -2ч Будь здоров-1ч Охрана природы весной – 1ч. Вселенная, время, календарь - 2ч | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлениях в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. Вселенная. Небесные, или космические тела. Звёзды и планеты. Наша планета Земля. Солнце – самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. Стороны горизонта. Компас. Глобус- модель Земли. Изображение нашей страны на глобусе. |
Перечень экскурсий: 1.Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной» 2.Экскурсия в природный памятник «Сосновый бор» с. Нижние Бузули, наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений» 3. Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой. 4.Эксурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Резерв учебного времени (10 часов) использован на темы: 1. Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой (1ч); 2. Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края(1ч); 3.Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (1ч); 4. Встречи с народными мастерами (1ч); 5. Повторение изученного за год. Весна в мире птиц и зверей (2ч); 6.Повторение за год. Будь здоров (1ч); 7. Повторение. Охрана природы весной (1ч); 8. Повторение за год.
Вселенная, время, календарь (2ч).
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе УМК «Перспектива» ФГОС
68ч (2 ч в неделю) 2018 – 2019 уч. год
№ п/п | Дата проведения урока | Факти ческая дата прове дения урока | Коли чество часов
| Раздел, тема урока | Универсальные учебные действия (УУД) | |
|
|
| 14 | Вселенная, время, календарь. |
| |
1 |
|
| 1 | Мы- союз народов России. | Предметные: рассказывать о самобытной культуре народа; о родной стране и её особенностях. Определять: на карте территориальные границы Российской Федерации. Познавательные: объяснять понятие «Российская Федерация»; различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении рассказа о России. Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. Проявлять: интерес к родной стране; позитивное отношение к процессу составления рассказа о своей стране. Осознать свою самобытность. | |
2 |
|
| 1 | Мы- жители Вселенной.
| Предметные: называть стороны горизонта, используя природные признаки или компас; на глобусе - полюса, океаны, материки. Метапредметные: Познавательные: соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение; определять стороны горизонта, используя подсказки природы; использовать условные обозначения для указания сторон горизонта на схеме | |
3, 4 |
|
| 2 | Наш космический корабль- Земля.
| Предметные: Различать небесные тела. Метапредметные: Познавательные: соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: формулировать корректное высказывание; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. Личностные: проявлять интерес к изучению планеты, на которой мы живём. | |
5 |
|
| 1 | Время | Предметные: Определять единицы времени, используя часы и календарь. Объяснять смену дня и ночи. Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: осознавать потребность выстраивать своё учебное и внеучебное время в рамках одной недели. | |
6 |
|
| 1 | Сутки и неделя. | ||
7 |
|
| 1 | Времена года. | Познавательные: объяснять смену времён года и явлений, происходящих в неживой и живой природе; определять взаимосвязь движения Земли вокруг Солнца, движения Луны вокруг Земли, объяснять происходящие на Земле изменения. Регулятивные: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. | |
8 |
|
| 1 | Погода | Измерять температуру воздуха, используя термометр, и оформлять свои наблюдения. Различать погодные явления разных сезонов и отличать красные дни календаря от экологических дней и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; планировать свою деятельность в рамках недели. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению | |
9 |
|
| 1 | Календарь- хранитель времени, страж памяти. | ||
10 |
|
| 1 | Красные дни календаря. | ||
11 |
|
| 1 | Народный календарь. | ||
12 |
|
| 1 | Экологический календарь. | ||
13 |
|
| 1 | Экскурсия за околицу села. Наблюдения за природой. Беседа «Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной» | Предметные: рассказывать о самобытной культуре народа; о родной стране и её особенностях. Регулятивные: наблюдать за природой, составлять фотоальбом. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему решению. Личностные: проявлять интерес к истории возникновения и устройстве Вселенной. | |
14 |
|
| 1 | Экскурсия в парк «Сосновый бор», наблюдения за природой. Беседа «Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений» | Предметные: Рассказывать о природном памятнике «Бузулинский сосновый бор». Наблюдать за природой своего края. Соблюдать правила поведения на территории природного памятника «Сосновый бор» Познавательные: определять растения, животный мир природного памятника. Рассказывать волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных. Сказки Эльвиры Кириченко. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания. | |
|
|
| 15ч | Осень |
| |
15 |
|
| 1 | Осенние месяцы. | Предметные: Рассказывать: об осенних природных явлениях в неживой и живой природе; о дне осеннего равноденствия; о деятельности людей в осеннее время. Метапредметные: Познавательные: определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы – и обосновывать своё мнение. Определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; - устанавливать причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы- обосновывать своё мнение; видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия; использовать приобретённые знания при составлении программы праздника. Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе; выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание. Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; желание выполнять правила здорового образа жизни. | |
16, 17 |
|
| 2 | Осень в неживой природе (2ч) | ||
18 |
|
| 1 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | ||
19 |
|
| 1 | Звёздное небо осенью | ||
20 |
|
| 1 | Трава у нашего дома | ||
21 |
|
| 1 | Старинная женская работа | ||
22 |
|
| 1 | Деревья и кустарники осенью. | ||
23 |
|
| 1 | Чудесные цветники осенью | ||
24 |
|
| 1 | Грибы | Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы; рассказывать о правилах сбора грибов, ягод, орехов. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе | |
25 |
|
| 1 | Шестиногие и восьминогие | Познавательные: определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение; | |
26 |
|
| 1 | Птичьи секреты. | Предметные: рассказывать о поведении перелётных и зимующих птиц; Познавательные: определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание. | |
27 |
|
| 1 | Как разные животные готовятся к зиме. | Предметные: узнать этапы развития насекомого; отличие насекомых от паукообразных; о жизни перелётных и зимующих птиц; о подготовке к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей. Личностные: проявлять бережное отношение к животным, | |
28 |
|
| 1 | Невидимые нити в осеннем лесу.
Охрана природы осенью | Познавательные: замечать невидимые связи в осеннем лесу; - устанавливать причины, благодаря которым птицы покидают родные края; Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; Рассказывать: о представителях Красной книги России. | |
29 |
|
| 1 | Осенний труд. Будь здоров. | Предметные: рассказывать о деятельности людей в осеннее время. Регулятивные: заботиться о здоровье осенью; контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры. Личностные: проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры; Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению; формулировать речевое высказывание. | |
|
|
| 13ч | Зима |
| |
30 |
|
| 1 | Зимние месяцы.
| Предметные умения: Рассказывать о зимних природных явлениях в неживой и живой природе; использовать способы определения деревьев и кустарников в зимнее время по стволу, плодам и силуэту; о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору. Познавательные: история украшения рождественской ёлки, зимние традиционные праздники; деятельность людей на селе и в городе в зимнее время. Указывать созвездия Малая Медведица и Орион; Полярная звезда и Сириус на зимнем небе. Метапредметные: Познавательные: определять зависимость зимних явлений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение; определять различие гражданского и православного календарей; узнавать о старинных традициях зимних посиделок. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе. Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе. | |
31 |
|
| 1 | Зима- время науки и сказок.
| ||
32 |
|
| 1 | Зима в неживой природе.
| ||
33 |
|
| 1 | Звёздное небо зимой.
| ||
34 |
|
| 1 | Зима в мире растений.
| ||
35 |
|
| 1 | Зимние праздники
| ||
36 |
|
| 1 | Растения в домашней аптечке. | Познавательные: определять лекарственные травы, полезные для человека, и обосновывать своё мнение; Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; строить понятные для партнёра высказывания; Личностные: Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе. | |
37 |
|
| 1 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | Предметные: рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору. Познавательные: пользоваться дополнительными источниками для сообщений. Личностные: проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период. | |
38 |
|
| 1 | Невидимые нити в зимнем лесу. | Познавательные: определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе | |
39 |
|
| 1 | В феврале зима с весной встречается впервой. | Предметные: рассказывать о зимних природных явлениях в неживой природе; описывать погодоведческие приметы зимы. Познавательные: узнавать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения. Личностные умения: проявлять интерес к закаливанию организма в зимний период. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе | |
40 |
|
| 1 | Зимний труд | Предметные: Рассказывать о деятельности людей в зимнее время; о зимних традиционных праздниках. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
41 |
|
| 1 | Будь здоров. | Предметные: рассказывать о правилах закаливания; режиме дня в зимнее время, о действиях при обморожении. Личностные: проявлять интерес к закаливанию организма в зимний период; проявлять инициативу и позитивное отношение к своему здоровью. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
42 |
|
| 1 | Охрана растений зимой. | Предметные: определять лиственные и хвойные деревья по плодам в зимнее время; Познавательные; изучать страницы Красной книги России; рассказывать о правилах охраны природы зимой. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; адекватно взаимодействовать в группе Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом. | |
|
|
| 16ч | Весна и лето |
| |
43 |
|
| 1 | Весенние месяцы. | Познавательные: определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу. Регулятивные: определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу. Личностные: обосновывать своё мнение; фиксировать самооценку. | |
44 |
|
| 1 | Весна в неживой природе | ||
45 |
|
| 1 | Весна – утро года. | ||
46 |
|
| 1 | Звёздное небо весной. | Предметные: рассказывать о весенних природных явлениях в неживой природе; рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период, о правилах охраны природы весной. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в группе. Формулировать собственное мнение. Предметные: рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период о правилах охраны природы весной. Личностные: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; доброжелательное отношение к сверстникам во время игры; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | |
47 |
|
| 1 | Весеннее пробуждение растений. | ||
48 |
|
| 1 | Чудесные цветники весной. | ||
49 |
|
| 1 | Весна в мире насекомых. | ||
50 |
|
| 1 | Весна в мире птиц и зверей. | ||
51 |
|
| 1 | Невидимые нити в весеннем лесу. | ||
52 |
|
| 1 | Весенний труд | ||
53 |
|
| 1 | Старинные весенние праздники. | Познавательные: различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; Личностные: проявлять интерес к изучению темы; Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом; давать самооценку достижений. | |
54 |
|
| 1 | Будь здоров. | Личностные: желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Коммуникативные: доброжелательное отношение к сверстникам во время игры. Личностные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | |
55, 56 |
|
| 2 | Охрана природы весной. | Предметные: рассказывать об охране природы в весенний период; Познавательные: использовать приобретённые знания при составлении рассказов. Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога, адекватно взаимодействовать в группе. Формулировать собственное мнение. | |
57 |
|
| 1 | Лето красное. | Познавательные: соотносить признаки лета в живой и неживой природе, события в жизни людей со значением старинных названий летних месяцев и обосновывать своё мнение; сравнивать явления летнего и зимнего солнцеворота и обосновывать своё мнение; сравнивать традиции празднования Нового года народами России в разные времена года и обосновывать своё мнение; Предметные: Рассказывать: о летних природных явлениях; о летних старинных праздниках и народных обычаях их проведения; о труде земледельцев и скотоводов летом Регулятивные: выполнять задание в соответствии с целью, планом; Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в группе | |
58 |
|
| 1 | Летние праздники и труд | ||
|
|
|
| Резерв учебного времени (10ч) |
| |
59 |
|
| 1 | Весенняя экскурсия. Наблюдения за природой. | Предметные: наблюдать весенние изменения в природе; Личностные: выполнять правила здорового образа жизни в весенний период Коммуникативные: доброжелательное отношение к сверстникам во время экскурсии; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Регулятивные: использовать приобретённые знания и навыки в практической деятельности. | |
60 |
|
| 1 | Подготовка и проведение весеннего праздника по традициям народов своего края. | Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. Личностные: адекватно взаимодействовать в группе; формулировать собственное мнение; проявлять интерес к традициям народов своего края. | |
61 |
|
| 1 | Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края. | Познавательные умения: различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России весной и летом. Личностные: желание выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. | |
62 |
|
| 1 | Встречи с народными мастерами. | Предметные: рассказывать о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период. Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; формулировать собственное мнение. | |
63, 64 |
|
| 2 | Повторение изученного за год Весна в мире птиц и зверей | Предметные: рассказывать о весенних изменениях в жизни птиц, животных. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёров высказывания, используя термины в рамках учебной группы | |
65 |
|
| 1 | Повторение за год. Будь здоров | Предметные: соблюдать режим дня, правила по охране здоровья весной и летом. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные для партнёров высказывания, используя термины в рамках учебной группы. Личностные: заботиться о здоровье, сохранять здоровый образ жизни. | |
66 |
|
| 1 | Повторение. Охрана природы весной | Предметные умения: рассказывать о невидимых связях в лесу. Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности. Коммуникативные умения: строить понятные высказывания в рамках учебной группы. | |
67, 68 |
|
| 2 | Повторение за год. Вселенная, время, календарь | Предметные: определять единицы времени, используя часы и календарь. Регулятивные: использование приобретённых знаний и навыков в практической деятельности, правил здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. Коммуникативные умения: строить понятные высказывания в рамках учебной группы. |
Литература для учителя
1.Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Перспектива) ФГОС, Москва «ВАКО» 2017г
2.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М. Просвещение, 2011г
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г
4.Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.
4. Уроки окружающего мира. 1-3классы. С применением ИКТ. Современная школа. Методическое пособие с электронным приложением. Москва, «Планета», 2010г
CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2CD)
2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г (2CD)
3. Электронный учебник. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
«Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)
Учебники
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2класс, 1 и 2 части Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)
2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г
3.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г
Рабочие тетради
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие тетради 1 и 2 части. М. Просвещение, 2012г
Методические пособия
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Уроки по окружающему миру. 2 класс- М.: Просвещение, 2009г
Технические средства обучения
Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) (ноутбук «SONI», принтер- сканер «brother DCP-70650NR», проектор Beng)
Белая электронная доска SKOLA
Литература для обучающихся.
Учебники
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 2класс, 1 и 2 части Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник)
2. Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2009г
3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас- определитель для начальной школы. М.: Просвещение, 2009г- 2 шт
Рабочие тетради
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир.2класс. Рабочие тетради 1 и 2части. М. Просвещение, 2012г- 1шт.
2. Савенков А.И. «Я – исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара, изд. «Учебная литература», 2007г.
CD: 1. Современная мультимедиа- энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия, 2006г (2 CD) -1шт
2.Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г (2 CD) - 1шт
3. Электронное приложение к учебнику. Окружающий мир. 2 класс. УМК «Перспектива». Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
«Просвещение» - М.: Просвещение, 2011г (Академический школьный учебник) – 8 шт