Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ М.: Просвещение, 2016 г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Рабочая программа рассчитана на 132 учебных часа, 4 часа в неделю
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и
соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий
сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и
вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая.
в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
определять длину данного отрезка;
читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В рабочей программе по математике в 1 классе представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».
Курс предполагает формирование пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечают не только содержание, но и система расположения разделов в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выявлению сходств и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучения связанных между собой понятий, действий, задач сближению во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудностей учебного материала и создает хорошие условия совершенствования формируемых ЗУН.
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 обучающиеся знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство и неравенство.
Центральной задачей при изучении раздела «Числа от 1 до 20» является изучение табличного сложения и вычитания.
Особого внимания заслуживает рассмотрение правил о порядке арифметических действий. Здесь они усваивают, что действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо.
Важнейшей особенностью изучения математики в 1 классе является то, что рассматриваемые понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач.
К общему умению работы над задачей относится умение моделировать описанные в ней взаимосвязи между данными и искомым с использованием разного вида схематических и условных изображений, краткой записи задач. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся составные задачи небольшой сложности, направленные на разъяснения рассматриваемых свойств действий, на сопоставление различных случаев применения одного и того же действия, противопоставление случаев, требующих применения различных действий.
ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть - 32ч | II четверть - 28 ч | III четверть - 36 ч | IV четверть - 36 ч | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Пространственные и временные представления | 11 | 1 | Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 | 10 | 1 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 28 | 1 | Числа от 11 до 20. Нумерация | 12 |
2 | Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 | 21 | 2 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 6 | 2 | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 8 | 2 | Табличное сложение и вычитание | 20 |
| | | | Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание | 12 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| Урок-экскурсия | 2 | | | | | | | | | |
| Проверочная работа | 1 | | | 2 | | | | | | |
| Самост. работа | 2 | | | 2 | | | 1 | | | 1 |
| Тест | | | | 1 | | | 2 | | | 2 |
| Контр. работа | | | | 2 | | | 1 | | | 1 |
| Математ.диктант | | | | 1 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ за год | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Вид | Вид деятельности учащихся | ИКТ и доп.материал | Дата план | Дата факт | | |||||||||||||||
I четверть – 32 часа |
| | |||||||||||||||||||||||
Пространственные и временные представления – 11 часов | | | |||||||||||||||||||||||
1. | Счет предметов. Сравнение предметов и групп предметов | 1 | Урок-экскурсия | Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.) | Текущий | Называть числа в порядке их следования при счете. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов). Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете; Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов бошльше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позже) | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
2. | Счёт предметов (с использованием количественного и порядкового числительных) | 1 | Комбинированный | Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т. д.) | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
3. | Отношения «столько же», «больше», «меньше» | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
4. | Пространственные представления «вверх», «вниз» | 1 | Урок-путешествие | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше – ниже, слева – справа | Фронтальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
5. | Пространственные представления «налево», «направо» | 1 | Урок-игра | Направления движения: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
6. | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | 1 | Комбинированный | Взаимное расположение предметов в пространстве | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
7. | Порядковые отношения «стоять перед», «следовать за», «находиться между» | 1 | Урок-экскурсия | Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и др. | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
8. | Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | Комбинированный | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же | Текущий опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
9. | Уравнивание предметов и групп предметов | 1 | Комбинированный | Уравнивание предметов. Сравнение групп предметов | Фронтальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
10. 11. | Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления» | 2 | Комбинированный | Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: спереди – сзади, перед, после, между и др. | Индивидуальный опрос. проверочная работа | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
Нумерация чисел от 1 до 10. Число 0 – 31 час | | | |||||||||||||||||||||||
12. | Много. Один. Цифра 1. Письмо цифры 1 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 1 | Текущий | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый н6омер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. ……………………………………….. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т.д.) Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурками. ……………………………………….. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «», «Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4-это 2 и 2; 4 – это 3 и 1). | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
13. | Числа 1, 2. Цифра 2. Письмо цифры 2 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натурального числа 2 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
14. | Числа 1, 2. Образование числа 2 | 1 | Комбинированный | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Индивидуальный | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
15. | Числа 1, 2, 3. Цифра 3. Письмо цифры 3 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 3 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
16. | Знаки: +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится» | 1 | Урок– путешествие | Знаки: +(плюс), – (минус), = (равно) | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
17. | Составление и чтение равенств | 1 | Урок-игра | Знаки: +(плюс), – (минус), = (равно). Отношение «равно» для чисел и запись отношения с помощью знаков | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
18. | Число 4. Письмо цифры 4 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 4 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
19. | Отношения «длиннее», «короче» «одинаковые по длине» | 1 | Комбинированный | Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче) | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
20. | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 | Урок-игра | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 5 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
21. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых | 1 | Комбинированный | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Самостоятельная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
22. | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок | 1 | Урок-экскурсия | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
23. | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины | 1 | Комбинированный | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, кривой, отрезка | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
24. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 2 до 5 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
25. | Знаки: (меньше), = (равно) | 1 | Комбинированный | Отношения «больше», «меньше», «равно» для чисел, их запись с помощью знаков: (больше), | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
26. | «Равенство», «неравенство» | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
27. | Многоугольники | 1 | Комбинированный | Распознавание геометрических фигур: многоуголь-ники | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
28. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа от 1 до 5. Состав чисел 2–5» | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 2 до 5 | Самостоятельная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
29. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют) | Текущий | Отбирать загадки, пословицы и поговорки, содержащие числа. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговрки). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы . Измерять отрезки и выражать их дины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на…, уменьшить на…» при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
30. | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифры 7 | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
31. | Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Письмо цифр 6, 7 | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 1 до 7 | Индивидуальный | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
32. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8 | 1 | Урок- экскурсия | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 8 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
| II четверть – 28 часов | | | | | ||||||||||||||||||||
33. | Числа 1, 2, 3, 4, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Письмо цифры 9 | 1 | Комбинированный | Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 9 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
34. | Число 10. Запись числа 10 | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 10 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
35. | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | Урок-игра | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
36. | Числа от 1 до 10. Закрепление по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 1 до 10. | Проверочная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
37. | Сантиметр – единица измерения длины | 1 | Комбинированный | Единицы измерения длины: сантиметр. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу. | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
38. | Увеличить. Уменьшить. Измерение длины отрезков с помощью линейки | 1 | Комбинированный | Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
39. | Число 0. Цифра 0 | 1 | Урок-сказка | Сложение и вычитание с числом 0 | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
40. | Сложение с нулём. Вычитание нуля | 1 | Комбинированный | Счет предметов | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
41. | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | Комбинированный | Сравнение предметов по разным признакам | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
42. | Диагностика знаний учащихся по теме «Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | Контроль | Счет предметов. Запись чисел первого десятка | Проверочная работа (35 мин) | | | | | ||||||||||||||||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 6 часов | | | |||||||||||||||||||||||
43. | Прибавить и вычесть число 1 | 1 | Комбинированный | Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу | Текущий | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: +,- 1; +,- 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя ее рисунок. Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». …………………………………….. Выделять задачи из предложенных текстов. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
44. | Прибавить число 1 | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
45. | Вычесть число 1 | 1 | Комбинированный | Получение числа вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
46. | Прибавить и вычесть число 2 | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с числами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
47. | Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей | 1 | Комбинированный | Названия компонентов и результата сложения | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
48. | Задача (условие, вопрос) | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | | | | | ||||||||||||||||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 40 часов | | | |||||||||||||||||||||||
49. | Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять сложение и вычитание вида а+,- 3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
50. | Прибавить и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
51. | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2» | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
52. | Присчитывание и отсчитывание по 2 | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
53. 54. | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов) | 2 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Счет предметов. Таблица сложения однозначных чисел. Отношение «больше на», «меньше на» | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
55. | Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений | 1 | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
56. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
57. | Закрепление по теме «Прибавить и вычесть число 3». Решение текстовых задач | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Решение задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
58. | Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблиц | 1 | Комбинированный | Сложение и вычитание. Таблица сложения однозначных чисел | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
59. | Сложение и соответствующие случаи состава чисел | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 2 до 10. Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
60. | Решение текстовых задач | 1 | Комбинированный | Решение задач арифметическим способом. Арифметические действия с числами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
III четверть – 36 часов | | | | | |||||||||||||||||||||
61. | Прибавить и вычесть число 3. Решение задач | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
62. | Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Таблица сложения однозначных чисел | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
63. | Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 3» | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов | Проверочная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
64. | Решение задач изученных видов | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Самостоятельная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
65. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с числами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | Выполнять вычисления вида: …+- 4 Решать задачи на разностное сравнение чисел. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида …+5, …+6, …+7, …+8, …+9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например прием прибавления по частям (…+5=…+2+3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида: 6-…, 7-…, 8-…, 9-…, 10-…, применяя знания состава чисел 6,7,8,9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
66. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. «Увеличить на». «Уменьшить на» | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
67. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | Урок-состязание | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
68. | Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
69. | Решение задач и выражений | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Тест (7 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
70. | Задачи на разностное сравнение чисел | 1 | Комбинированный | Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
71. | Сравнение чисел. Решение задач на сравнение | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
72. | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом. Таблица сложения однозначных чисел | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
73. | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач | 1 | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Арифметические действия с числами | Самостоятельная работа (15 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
74. | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | Комбинированный | Переместительное свойство сложения. Группировка слагаемых | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
75. | Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | Комбинированный | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
76. | Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы сложения | 1 | Комбинированный | Приёмы вычислений: прибавление числа по частям | Тематический | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
77. | Состав числа 10. Решение задач | 1 | Комбинированный | Последовательность натуральных чисел от 1 до 10 | Тематический | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
78. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Контроль и учет знаний | Таблица сложения однозначных чисел | Контрольная работа (35 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
79. | Решение на разностное сравнение | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
80. | Решение задач на разностное сравнение | 1 | Комбинированный | Состав числа 10. Решение задач арифметическим способом. | Проверочная работа (10 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
81. | Закрепление по теме «Сложение и вычитание» (сложение | 1 | Урок-конкурс | Таблица сложения однозначных чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
82. | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | Комбинированный | Название компонентов и результата действия сложения. Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
83. | Связь между суммой и слагаемыми | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
84. | Решение задач и выражений | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
85. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей | 1 | Комбинированный | Называние компонентов и результата действия вычитания | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
86. | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7 | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однознач. чисел. Приемы вычислений: вычитание числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
87. | Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания | 1 | Комбинированный | Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
88. | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия | 1 | Комбинированный | Использование соответствующих терминов | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 8 часов | | | |||||||||||||||||||||||
89. | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9. Подготовка к введению задач в 2 действия | 1 | Комбинированный | Приёмы вычислений: вычитание числа по частям. Решение текстовых задач арифметическим способом | Текущий | Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
90. | Вычитание из числа 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания | 1 | Комбинированный | Приёмы вычислений: вычитание числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
91. | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания | 1 | Комбинированный | Вычитание на основе знания соответствующих случаев сложения | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
92. | Килограмм | 1 | Урок- путешествие | Единица измерения массы: килограмм. Установление зависимости между величинами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
93. | Литр | 1 | | Единица измерения вместимости: литр. Установление зависимости между величинами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
94. 95. | Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка» | 2 | Комбинированный | Таблица сложения однознач.чисел. Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Математический диктант (5 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
96. | Контрольная работа по теме «Числа первого десятка. Сложение и вычитание» | 1 | Контроль и учет знаний | Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» | Контрольная работа (35 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
IV четверть – 36 часов Числа от 11 до 20. Нумерация – 12 часов | | | | | | | | ЭОР ИД | | ||||||||||||||||
97. | Названия и последовательность чисел | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления | Текущий | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5, 14-4, 18-10, основываясь на знаниях нумерации. Составлять план решения задачи в два действия. Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
98. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления. Разряды двузначных чисел | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
99. | Чтение и запись чисел | 1 | Комбинированный | Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 10 до 20 в десятичной системе счисления | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
100. | Дециметр | 1 | Комбинированный | Единицы измерения длины: дециметр. Установление зависимости между величинами. Соотношение между единицами длины (см, дм) | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
101. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях нумерации | 1 | Комбинированный | Арифметические действия с числами | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
102. | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20 | 1 | Комбинированный | Сложение и вычитание без перехода через десяток. Разряды двузначных чисел | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
103. | Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20. Решение задач | 1 | Комбинированный | Таблица сложения. Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
104. | Закрепление по теме «Числа от 1 до 20» | 1 | Комбинированный | Разряды двузначных чисел. Установление зависимости между величинами | Тест (15 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
105. | Подготовка к введению задач в два действия | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
106. 107. 108. | Подготовка к введению задач в два действия. Ознакомление с задачей в два действия | 3 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
Табличное сложение и вычитание – 24 часа | | | | | | | | ЭОР ИД | |||||||||||||||||
109. | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток | 1 | Урок-игра | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений | | Моделировать прием выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, прменять знания и способы действий в измененных условиях. Моделировать приемы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составляется узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
110. | Случаи сложения +2, +3 | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
111. | Случаи сложения +4 | 1 | | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
112. | Случаи сложения +5 | 1 | | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
113. | Случаи сложения +6 | 1 | Комбинированный | | Индивидуальный опрос | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
114. | Случаи сложения +7 | 1 | Комбинированный | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
115. | Случаи сложения + 8, + 9 | 1 | Комбинированный | изученных приёмов вычислений | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
116. | Таблица сложения | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
117. | Решение задач и выражений | 1 | Урок-соревнование | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Установление зависимости между величинами | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
118. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение 20» | 1 | Комбинированный | Сложение однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приёмов вычислений | Тест (15 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
119. | Приём вычитания числа по частям | 1 | Комбинированный | Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
120. | Случаи вычитания 11 – | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
121. | Случаи вычитания 12 – | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему | Самостоятельная работа (15 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
122. | Случаи вычитания 13 – | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
123. | Случаи вычитания 14 – | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
124. | Случаи вычитания 15 – | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
125. | Случаи вычитания 16 – | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
126. | Случаи вычитания 17 – , 18 – | 1 | Комбинированный | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
127. | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел» | 1 | Комбинированный | Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись и схему. Приём вычитания числа по частям | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
128. | Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание чисел» | 1 | Контроль | Таблица сложения однозначных чисел. Разряды двузначных чисел | Контрольная работа (35 мин) | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
| | | | Итоговое повторение – 4 часа | | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
129. | Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание» | 1 | Урок- соревнование | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Установление зависимости между величинами. Решение текстовых задач арифметическим способом | Индивидуальный опрос | | ЭОР ИД | | | | |||||||||||||||
130. | Решение задач | 1 | Комбинированный | | Текущий | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
131. | Путешествие по таблице «Сложение и вычитание в пределах первого десятка» | 1 | Контрольный | | Тематический | ЭОР ИД | | | | ||||||||||||||||
132. | Закрепление по теме «Геометрические фигуры. Измерение длины» | 1 | Комбинированный | Распознавание геометрических фигур. Установление зависимости между величинами | Текущий | ЭОР ИД | | | |
5