«Осенний фестиваль знаний 2024»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по экономике для 11 класса «Основы предпринимательства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по экономике

для 11 класса

«Основы предпринимательства»

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по экономике

для 11 класса

«Основы предпринимательства»


на 2017 – 2018 учебный год



Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы предпринимательства» для 11 класса, автор

В.Д.Симоненко, допущена Министерством образования РФ 2008 год.






Составитель: Фролова Светлана Владимировна

учитель географии

высшей квалификационной категории











г. Камень – на – Оби

2017 год






Номер темы и ее название

Всего часов

на тему

Их них:

теоретические

занятия

практические

занятия

др.

1.Тема1.Становление предпринимательства (6 ч)

6

5

1


2. Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5)


5

4

1


3.

Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности (6)


6

5

1


4. Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства(5)


5

4

1


5 Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности.(4)


4

3

1


6. Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности (6)


6

5

1


7. Контрольная работа или защита проекта по курсу «Основы предпринимательства»


1

1



8. Резерв времени

1

1



Итого:

34

28

6




Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа элективного курса составлена для 11 класса на основании: стандарта основного общего образования по экономике (базовый уровень) 2004 г. авторской программы разработанной В.Д. Симоненко для 10,11 классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Вита пресс», 2008 год.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Учебный план отводит 34 часа для изучения элективного курса «Основы предпринимательства». (Часы взяты из школьного компонента)


Курс курса «Основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нём. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделится своими знаниями и опытом , предприимчивого хозяина своего бизнеса.



Цели изучения курса:

  • Формировать научное мировоззрение , способствующее осознанию возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;

  • Формировать у старшеклассников знания о предпринимательстве как важнейшей сфере человеческой деятельности;

  • Развивать экономическую, технологическую, правовую культуру:

  • Воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость, ответственность, расчёт риска при принятии решений, эффективные действия в условиях конкуренции;

  • Развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их потенциальные возможности и способности в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;

  • Решать задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности с учётом профессиональных предпочтений.

Задачи изучения курса:

  • Усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности, для интерпретации экономических данных и информации;

  • Формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • Развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • Освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и составление бизнес-плана;

  • Выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • Формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности предпринимателя.



Учащиеся должны знать:


место предпринимательства в экономической структуре общества;

принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

условия прибыльного производства;

роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;

Учащиеся должны уметь:


выдвигать деловые идеи;

изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;

соблюдать правила безопасности труда;

правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ;

оформлять примечания и сноски к тексту;

оформлять и составлять простейшие деловые документы;

выполнять цифровые и табличные работы;



Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися


Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по экономическим вопросам.



Литература для ученика:

1.Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Учебн.пособие.-М.: ВИТА –ПРЕСС,2005.


Литература для учителя:


1.Симоненко В.Д. Основы предпринимательства; Метод.пособие.- М.: ВИТА –ПРЕСС,2005.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина





Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1"
ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.








Практические работы


  1. Работа с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета) по теме» Главные вопросы экономики»

  2. Критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по теме «От чего зависит предложение товаров»

  3. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации по теме «Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное»

  4. Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.); по теме «Причины возникновения, формы и функции денег»

  5. Аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнениючерез участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о

современных социальных проблемах, по теме «Что такое полная занятость.





















Календарно – тематическое планирование элективного курса по экономике

для 11 класса

«Основы предпринимательства»




№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

Ведущие формы, методы

(индивидуальная работа, групповая, фронтальная;

проектов и т.д.)

Средства обучения на уроке

(наглядность, ИКТ и т.д.)

Дата

по плану/факт.

Тема 1.Становление предпринимательства (6 ч)

Знать: Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности

Уметь: описывать: Что такое предпринимательство

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;


1

Что такое предпринимательство

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Что такое предпринимательство


2

История развития предпринимательства в России

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация История развития предпринимательства в России


3

Выбор вида деятельности

обсуждение и выводы.


Групповая, фронтальная

Презентация Выбор вида деятельности


4

Организационно-правовые формы предпринимательства


обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Организационно-правовые формы предпринимательства


5

Индивидуальное предпринимательство


обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Индивидуальное предпринимательство


6

Малое предпринимательство

Практическая работа


Групповая, фронтальная

Презентация Малое предпринимательство


Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства (5)

Знать: Что производить? Для кого производить? Как производить?

Уметь: разрабатывать Проект создания собственного дела

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;



7



Предпринимательская идея

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Предпринимательская идея


8

Что производить? Для кого производить? Как производить?

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Что производить? Для кого производить? Как производить?


9

Проект создания собственного дела

Практическая работа


Индивидуальная

Презентация Проект создания собственного дела


10

Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство)

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Я первооткрыватель! (инновационное предпринимательство)


11

Информационные технологии в предпринимательстве

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Информационные технологии в предпринимательстве



Тема 3. Барьеры в предпринимательской деятельности (6)

Знать: Риски в работе предпринимателя

Уметь: Определять Конкуренты – враги или друзья

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;



12

Риски в работе предпринимателя

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Риски в работе предпринимателя


13

Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Государственное регулирование предпринимательства: препятствие или помощь


14

Конкуренты – враги или друзья

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Конкуренты – враги или друзья


15

Затраты предпринимателя

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Затраты предпринимателя


16

Цена товара. Подешевле или подороже?

практическая работа

Групповая, фронтальная

Презентация Цена товара. Подешевле или подороже?


17

Бремя налогов, или с государством надо делиться.

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Бремя налогов, или с государством надо делиться.



Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства(5)



Знать: Образование прибыли предприятия

Уметь: описывать Источники финансирования предприятия


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;


18

Образование прибыли предприятия

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Образование прибыли предприятия


19

Источники финансирования предприятия

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Источники финансирования предприятия


20


Основные показатели деятельности предприятия

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Основные показатели деятельности предприятия


21


Рост и развитие, или отчёт и отчётность

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Рост и развитие, или отчёт и отчётность


22


Основы бухгалтерского учёта.

практическая работа

Индивидуальная

Презентация Основы бухгалтерского учёта.


Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности.(4)

Знать: Менеджмент, или управляй эффективно

Уметь: описывать Личность предпринимателя


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;



23

Менеджмент, или управляй эффективно

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Менеджмент, или управляй эффективно


24

Маркетинг, или советуйся с покупателями

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Маркетинг, или советуйся с покупателями


25

Личность предпринимателя

обсуждение и выводы.

Индивидуальная

Презентация Личность предпринимателя


26

Реклама

практическая работа

Индивидуальная

Презентация Реклама




Тема 6. Мотивация предпринимательской деятельности (6)


Знать: Правовая грамотность предпринимателя

Уметь: описывать мотивация в деятельности предпринимателя


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации;


27-28

Правовая грамотность предпринимателя

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Правовая грамотность


29

Обучение предпринимательству в зарубежных странах.

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Обучение предпринимательству в зарубежных странах.


30-31

Самоменеджмент в деятельности предпринимателя

обсуждение и выводы.

Групповая, фронтальная

Презентация Самоменеджмент в деятельности предпринимателя


32

Мотивация в деятельности предпринимателя

практическая работа

Групповая, фронтальная

Презентация Мотивация в деятельности предпринимателя


33

Контрольная работа или защита проекта по курсу «Основы предпринимательства»


Индивидуальная




34



Резерв времени








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее