Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для общеобразовательных 9 классов МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары. Данный предмет входит в образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Срок реализации программы 2021-2022 учебный год. Общее количество часов в год 35 (35 учебных недель, 1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
◼ освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
◼ сформированности социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
◼ эмоционально отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
◼ наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
◼ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
◼ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
◼ сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
10
◼ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
◼ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
◼ оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
◼ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
◼ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
◼ составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
◼ характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
◼ характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
◼ объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
◼ характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
◼ раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
◼ выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
◼ раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
◼ классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
◼ анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
◼ различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
◼ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
◼ проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
◼ организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
◼ проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
◼ ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
◼ оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Содержание учебного предмета.
Когда человек сам себе враг (7 часов)
Вредные привычки, их пагубное влияние. Алкоголь. Вред алкоголя для здоровья, умственной деятельности, поведения человека. Особая опасность приёма алкоголя в подростковом
возрасте. Курение. Вред курения для здоровья. Особая опасность курения в подростковом возрасте.
Медицинские знания и умения: упражнения при простуде и влажном кашле; первая помощь при отравлении; аллергия и её влияние на организм человека; если в глаз попала соринка.
Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (глисты, дизентерия, педикулёз). Правила закаливания. Условия безопасной работы за компьютером. Приёмы осторожного обращения с
клеем при проведении домашних хозяйственных работ. Первая помощь при отравлении газом. Симптомы сотрясения мозга, действия в случае подозрения на сотрясение мозга; остановка
кровотечения из носа. Правила поведения заболевшего. Помощь при ожогах, отравлении угарным газом. Способы снятия усталости. Предупреждение простудных заболеваний.
Первая помощь при подозрении на переломы и вывихи. Первая помощь при укусе собаки. Первая помощь при укусе насекомых, змей, клещей. Ядовитые растения и грибы. Помощь при отравлении грибами. Оказание первой помощи при солнечном ударе, утоплении, судороге. Первая помощь при потёртости кожи. Лечение ожогов в туристском походе. Практические работы Способы тренировки дыхательной системы (дыхательные упражнения); проверка степени загрязнения воды; режим питания подростков; овладение приёмами тренировки глаз; выполнение физических упражнений; индивидуальная программа закаливания; правила безопасного пользования компьютером;
выбор безопасного пути из дома в школу; оценка дорожной ситуации; правила дорожного движения; обсуждение ситуаций, связанных с поведением в школе; репетиция эвакуации из помещения школы при возникновении пожара; первая помощь при лёгких травмах; овладение навыком работы компасом; определение сторон света по солнцу; определение сторон света по местным признакам; измерение расстояний на местности; приёмы искусственного дыхания; отличительные признаки ядовитых для человека грибов. Проектная деятельность1 Примерные темы проектов: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика», «Как сохранить обоняние?», «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его?», «Техника безопасности в жилом доме», «Вредные привычки: алкоголь, курение». Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классов включает следующие содержательные линии (разделы). Введение. Почему это нужно знать?
Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация, классификация чрезвычайных ситуаций. При каких
условиях можно избежать или хотя бы уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций? Здоровый образ жизни. Что это такое? Характеристика современной семьи как института воспитания. Какие бывают семьи (типы современной семьи). Семья как ячейка общества, социальный институт. Функции современной семьи. Условия благополучия в семье. Эмоциональная
атмосфера и семейные отношения. Уважение к личности ребёнка, создание демократического стиля взаимоотношений в Темы проектной деятельности корректируются учителем в соответствии с интересами учащихся, условиями работы образовательной организации.
семье — гарантия эмоционального, психического, душевного благополучия и здоровья детей.
Что такое репродуктивное здоровье. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты
и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье и условия его сохранения. Психическое
здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.
Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность, экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля человека. Физическая
культура и здоровье. Психическое здоровье и условия его сохранения: осознание
человеком своего «Я», объективная оценка своих возможностей, способностей, успешности деятельности. Адекватность реакций на различные жизненные ситуации, способность
к самооценке, самоуправлению с учётом социальных норм и правил; стремление планировать свою жизнедеятельность при смене жизненных ситуаций, в том числе при чрезвычайных.
Социальные факторы, отрицательно воздействующие на психическое здоровье человека: социальные конфликты, нестабильность в обществе, нарушение взаимоотношений людей
и др. Эмоциональное здоровье подростка и условия его сохранения:
благополучная адаптация к коллективу сверстников, демократический стиль отношений со взрослыми и сверстниками, интересная познавательная среда, объективная самооценка,
правильная организация жизни и деятельности и др. Негативные факторы воздействия на эмоциональное здоровье и благополучие подростка: проблемы в семейных отношениях,
неумение общаться (дружить), неблагоприятный школьный климат, необъективная оценка своего «Я» и др. Социальное здоровье и условия его сохранения. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное исполнение как критерий социального
здоровья. Человек и окружающая среда. Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки: загрязнение воздуха и его причины. «Безобидный воздух», «загрязнённый воздух». Негативное влияние хозяйственной
деятельности человека на чистоту воздуха. Ухудшение качества воды и его причины. Типы загрязнений пресных водоёмов: промышленное загрязнение, бытовые отходы, химические
вещества, применяемые в сельском хозяйстве, работа водного транспорта.
Основные факторы, влияющие на загрязнение почвы, и последствия загрязнения.
Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни. Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре. Первичные средства
пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Правила поведения при заливе квартиры. Правила пользования
электроприборами. Разумная предосторожность. Предвидение опасностей при выборе места отдыха.
Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности
в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении.
Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе
занятий и развлечений. Современный транспорт и безопасность. Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины
и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила
поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.
Безопасный отдых и туризм. Виды туризма. Объективные и субъективные трудности
туристского похода. Групповое снаряжение походной туристской группы. Обеспечение безопасности в туристских походах: виды опасностей. Движение по маршруту, график
движения. Правила преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения
туриста, если он отстал от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.
Когда человек сам себе враг. Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка. Физическое состояние подростка-курильщика. Алкоголь — разрушитель личности: воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм: распад личности человека под влиянием наркотиков. Токсикомания — страшная зависимость. Детская игромания — болезненное состояние, которое отражает неуправляемую зависимость человека от процесса игры, неоправданное
желание с её помощью устранить свои проблемы. Самовоспитание: предупреждение привыкания к компьютерным играм.
Чрезвычайные ситуации природного техногенного характера (15 часов)
Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС), их характер и особенности. Система оповещения в ЧС, общие правила эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Характеристика наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические чрезвычайные ситуации: землетрясение как геофизическое природное явление; наводнения, природные пожары, извержения вулкана, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных ЧС. Поведение во время природных ЧС.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
и защита от них: эпидемии, энзоотии, эпизоотии (без обязательного
усвоения термина). Пути заражения. Способы предупреждения
заражения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины и виды. Безопасное поведение в техногенных ЧС.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации. (9 часов)
Экстремизм и терроризм. Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пути снижения угрозы теракта. Личная безопасность
при похищении или захвате в заложники (попытке похищения), при обнаружении неизвестного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом
доме. Медицинские знания и умения
Условия репродуктивного здоровья: гигиена, знание своего организма, риски старшего подросткового возраста. Правильное питание. Продукты, содержащие кальций. Ценность
употребления витамина С. Диета: «за» и «против». Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным газом, химическими веществами, ядохимикатами.
Первая помощь при электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом, первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности
при оказании помощи. Телесные повреждения при ДТП. Виды кровотечений и
первая помощь пострадавшему. Растения, опасные для туриста. Первая помощь при отравлении.
Курение и его влияние на организм. Первая помощь при отравлении алкоголем. Наркотики: губительное воздействие на организм. Запрещённые в России наркотические и психотропные
вещества. Внешние проявления токсикомании. Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении химическими веществами. Что нужно знать о гриппе, других эпидемиях. Заболевания животных, опасные для человека. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях. Последствия аварий на гидротехнических сооружениях
и правила поведения во время ЧС. Первая помощь при ранениях, вызванных взрывами.
Практические работы. Навыки работы с документами: понятие «чрезвычайная
ситуация», виды ЧС. Самооценка: развитие волевых качеств.
Источники шума в современной городской квартире. Аварийная посадка самолёта. Распределение снаряжения между участниками турпохода. График движения по туристскому
маршруту. Освоение разных типов узлов. Навыки работы с документами: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий
потребления табака». Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Первая помощь при кровотечениях. Навыки работы с документами: Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Ознакомление с устройством и
порядком использования огнетушителей. Психологическая готовность к встрече с преступником. Использование подручных средств самообороны. Линия поведения в чрезвычайных
ситуациях. Проектная деятельность Примерные темы проектов: «Программа закаливания»,
«Витамины — это жизнь», «Медиа среда — не навреди!», «Опасные игры», «Растения и грибы таят опасность», «Безопасное поведение на природе», «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле», «Как укрыться от непогоды», «Отношение
к пьянству в России», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»; «Наркотикам — нет!»; «Как смягчить последствия природных ЧС?», «Техногенные
катастрофы», «Самые опасные заболевания, принимающие форму эпидемии: чума («чёрная смерть»), холера, грипп, тиф, сибирская язва», «Служба в Вооружённых Силах — почётная
обязанность гражданина России».
Промежуточная аттестация (1 час)
Практическое занятие – первая помощь при ранении (2 часа)
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Тематическое планирование 9 «А»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Алкоголь и здоровье | 1 |
|
| Алкоголь и здоровье | 1 |
|
| Наркотикам и токсикомании «НЕТ!» | 1 |
|
| Наркотикам и токсикомании «НЕТ!» | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 |
|
| Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясения | 1 |
|
| Извержение вулкана | 1 |
|
| Сели, оползни, обвалы и снежные лавины | 1 |
|
| Ураган, буря, смерч, цунами | 1 |
|
| Наводнения | 1 |
|
| Природные пожары | 1 |
|
| Природные пожары | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Промежуточная аттестация | 1 | Приложение №1 |
| Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму | 1 |
|
| Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму | 1 |
|
| Национальная безопасность | 1 |
|
| Национальная безопасность | 1 |
|
| Практическое занятие – первая помощь при ранении | 1 |
|
| Практическое занятие – первая помощь при ранении | 1 |
|
| Урок обобщения | 1 |
|