«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ОТ СКУКИ - НА ВСЕ РУКИ»

(срок реализации - 4 года)

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Героя Советского Союза Т. Н. Подгорного





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Киреевой Надежды Владимировны,

учителя начальных классов,

первой квалификационной категории


КРУЖКА «ОТ СКУКИ - НА ВСЕ РУКИ»

(срок реализации - 4 года)
























«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс модернизации нашей системы образования в последние годы направлен на ликвидацию формализма в знаниях школьников, развитие умений их творческого применения и вос­питание свободно думающей ответственной ЛИЧНОСТИ. В этом процессе особое значение завоевывает поиск истинно природосообразных путей обучения детей. Сегодня можно считать абсолют­но доказанным, что «прямой» путь интенсификации образования за счёт увеличения «теоретических» (а на деле вербальных) знаний фактически неосуществим; он приводит к обратному результа­ту — блокированию мыслительного процесса ученика (не говоря обо всех остальных сферах личности). Но всё более убедительные, неопровержимые подтверждения получает другая идея: для разви­тия ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физичес­кого и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. В свете этой идеи неизбежна смена приоритетов среди школьных предметов.

Занятия творчеством, как ничем другим, реально могут обеспечить такую интеграцию. Их роль в общем образовании долгое время далеко не для всех была очевид­ной, но в новой отечественной школе они, несомненно, должны занять заметное место, что уже давно наблюдается во всех наибо­лее прогрессивных образовательных системах. Именно эти уроки способны составить ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Но для решения обозначенной задачи потребуется пересмотр некоторых привычных подходов к содержанию и методике препо­давания данного учебного предмета.

Согласно утвердившемуся у нас традиционному взгляду, роль уроков технологии в основном сводится к ремесленно-технологи­ческому образованию, что искусственно ограничивает их реальные образовательные, воспитательные и развивающие возможности.

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Необходимость введения кружка «От скуки – на все руки» вызвана несколькими причинами:

- учащиеся проявляют интерес к творчеству, но зачастую не имеют возможности посещать кружки и студии, по разным причинам (временные рамки, особенно для II смены, платные студии)

- многие ученики не уверены в собственных способностях, имеют заниженную самооценку – для них реализация в учебной деятельности очень трудна, тогда как во внеурочное время, есть возможность проявить себя в большей степени

Занятия кружка уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школь­ном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвя­занных аспектах:

  • возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различ­ных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

  • возможность самореализации и социальной адаптации лич­ности (через формирование комплекса социально ценных уме­ний и развитие творчества);

  • возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе пси­хофизиологических возможностей ребёнка и природных зако­номерностей развития).

Первая и главная специфическая черта занятий кружка состоит в том, что они строят­ся на уникальной психологической и дидактической базе — на ос­нове предметно-практической деятельности. Следовательно, в них представлены наг­лядно-образная и наглядно-действенная формы познания. В этом состоит огромное, до сих пор в должной мере не используемое, преимущество занятий кружка перед уроками. Доказано, что позна­вательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторвать­ся от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетает­ся с практическими действиями.

Занятия кружка построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку ока­зывают положительное воздействие на разные структуры личности.

Влияние практической деятельности на умственное развитие уже отмечено выше.

Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях кружка связано с тем, что учащиеся так или ина­че проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художе­ственной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Если содержание работы школьников строится с учётом определён­ных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представле­ний о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармонич­ной среды обитания человека, конструируемой по правилам сов­ременного дизайна. В этом случае школьники получают устой­чивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов в художе­ственно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, кото­рые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и сущест­вует рядом с ним, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы дети осваивают не на уровне абстрак­тных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктив­ную творческую деятельность.

На занятиях кружка школьники знакомятся также с народ­ными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представ­ления об устройстве мироздания; как гармонична была связь все­го уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконрав­ственным было отношение к природе, вещам,т. д.

Физическое развитие на занятиях кружка обус­ловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активи­зируются обменные процессы в организме, а вместе с ними — рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост круп­ных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6—7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды ра­бот, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, раз­метку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому не­достаточно развита координация движений руки. Предусмотрен­ные на занятиях практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

Учитывая всё изложенное, можно утверждать, что занятия кружка, построенные на основе художественно-конструкторской деятельности, имеют все возможности для углубления общеобра­зовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Современный под­ход к разработке данного курса должен учитывать эти уникальные возможности, в связи с чем представляется нецелесообразным ог­раничивать его лишь формированием сугубо «технологических» знаний и умений.

Программа кружка «От скуки – на все руки!» рассчитана на 4 года обучения (с 1го по 4 классы начальной школы). Предлагаемый курс призван, если не решить, то попытаться в определенной степени повлиять на решение названных проблем. При отборе теоретического и практического материала учитывалась определенная его трудность, доступность для восприятия, а также возрастные особенности школьников. Введение творческого кружка «От скуки – на все руки» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. В основу педагогической разработки положен принцип минимакса. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Творческие занятия в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Развитие мелкой моторики с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Курс максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при проведении занятий имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе предлагается рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя. Кружок рассчитан на учащихся начальной школы, решает задачи, связанные с: формированием общего представления о культурно-материальной среде; формированием эстетического компонента личности; начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.
Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

ЦЕЛЬЮ КУРСА является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Я слышу – и забываю, я вижу - и запоминаю, я делаю – и понимаю.

Цель будет достигнута при условии «Я хочу это сделать сам». Человек, умеющий что-то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт и в целом свою жизнь творчески и оригинально, спосо­бен к яркому самовыражению. Отсюда — «гордое достоинство» (по выражению В. И. Белова), которое всегда было присуще мас­терам; отсюда — гармония с самим собой и с окружающим ми­ром. Мастерство развивает в детях вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности — со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности. Не случайно различные виды практического творчества в рукоде­лии так ценятся, поощряются и развиваются во всём мире.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создавае­мой предметной средой.

  2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о ма­териалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

  3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

  4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включа­ющей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

  5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и про­чих) через формирование практических умений.

  6. Развитие созидательных возможностей личности, твор­ческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

  7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственно­го отношения к выполняемой работе, уважительного отно­шения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность детям этого возраста, целесообразность, экологичность.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера.
По результатам творческих достижений планируется выставка работ с защитой авторов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

  • принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самообразование учащихся;

  • принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

  • принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

  • принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

  • применение индивидуальных и групповых форм обучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Виды художественной техники

Лепка (4 часа)

  • Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесённого на плоскую или объёмную форму

  • Вылепливание сложной формы из нескольких частей путём примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки)

  • Лепка сложной формы из целого куска путём вытягивания (пластический способ лепки)

Аппликация (4 часа)

  • Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе

  • Плоская аппликация на ткани на бумажной основе

  • Объёмная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе

  • Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж

Мозаика (6 часов)

  • Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания

  • Выполнение мозаики из разных материалов

Художественное складывание (2 часа)

  • Оригами из бумажного квадрата по схеме

Плетение (4 часа)

  • Плоское прямое плетение из полосок бумаги

Вышивание (6 часов)

  • Вышивка по картону, по заранее составленному рисунку (изонить)

Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур (4 часа)

  • Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит на другую.

  • Мозаика из разных геометрических фигур.

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги (4 часа)

  • Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приёмами складывания, сгибания







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 год обучения) 34 ЧАСА В ГОД/1ЧАС В НЕДЕЛЮ

Тема

Часы

Лепка (4 часа)

1

Работа с пластилином. Рисунок на пластилиновой основе. Знакомство с особенностями плоскостной лепки

1

2

Работа с пластилином. Лепка конструктивным способом. Объёмная лепка конструктивным способом. Создание композиции.

1

3

Работа с пластилином. Мультипликационные герои. Индивидуальное творчество. Отработка приёмов на создании мультипликационных героев

1

4

Работа с пластилином. Мультипликационные герои Коллективное творчество. Работа над созданием любимых мультипликационных героев

1

Аппликация (4 часа)

5

Обрывная аппликация. Знакомство с разновидностями и особенностями каждого вида аппликации в обрывной технике

1

6

Плоская аппликация на ткани на бумажной основе. Знакомство с особенностями работы с тканью в аппликации

1

7

Объёмная аппликация. Создание объёмной аппликации, используя приём скручивания

1

8

Коллаж. Творческий проект в любой, понравившейся технике

1

Мозаика (6 часов)

9

Обрывная мозаика. Знакомство с мозаикой. Особенности обрывной мозаики. Плотная, контурная, частичная мозаика

1

10

Обрывная мозаика. Создание композиции.

1

11

Мозаика из кусочков различных материалов. Работа с поролоном

1

12

Мозаика из кусочков различных материалов. Работа с газетой, бум. салфетками

1

13

Мозаика из кусочков различных материалов. Работа с карандашными стружками

1

14

Мозаика из кусочков различных материалов. Творческий проект в любой понравившейся технике

1

Художественное складывание (2 часа)

15

Оригами. Особенности складывания в технике оригами

1

16

Оригами. Изготовление сюжетной картинки, используя оригами

1

Художественное рисование (10 часов)

17

Рисунок по воображению. Эскиз. Рисунок. Восковые мелки

1

18, 19

Рисунок по образцу. Восковые мелки

2

20

Цветной город. Коллективная работа. Восковые мелки

1

21, 22

Рисуем «по сырому». Акварель

2

23

Цветной город. Монография. Коллективная работа. Акварель

1

24

Натюрморт.

1

25

Пейзаж

1

26

Портрет

1

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур (4 часа)

27

Аппликация из геометрических фигур. Знакомство с данной техникой.

1

28

Аппликация из геометрических фигур. Выполнение аппликации по индивидуальному эскизу

1

29

Мозаика из разных геометрических фигур. Знакомство с данной техникой.

1

30

Мозаика из разных геометрических фигур. Творческий проект в данной технике

1

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги (4 часа)

31

Поделки из одной или нескольких полосок Знакомство с особенностями данной техники. Создание эскиза

1

32

Поделки из одной или нескольких полосок Выполнение поделки по индивид. эскизу

1

33

Поделки из одной или нескольких полосок. Коллективная работа в данной технике

1

34

Поделки из одной или нескольких полосок. Творческий проект в данной технике

1

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • что такое композиция, эскиз, натюрморт, пейзаж, портрет;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм (орнамент)


ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • о том, что в народном быту вещи имели не только практи­ческий смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавли­вались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • о том, что природа является источником для создания чело­веком образов и конструкций;

  • о технологических и декоративно-художественных различи­ях аппликации и мозаики;

УМЕТЬ:

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

  • отличать портрет от пейзажа и натюрморта;

  • выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

  • выполнять обрывную аппликацию «по контуру», «с заполнением»



ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

О чём рассказывают наши вещи (9 часов)

  • Передача характера и выражение настроения в вещах и пред­метной среде.

  • Единство функциональной и эстетической стороны в вещах.

  • Конструкция вещи, её связь с назначением.

Любуемся природой, учимся у природы (9 часов)

  • Образы и конструкции природы и изделия человека; ритм, симметрия и асимметрия в природе и в художественной компози­ции.

  • Симметричные и асимметричные формы и композиции.

Учимся у народных мастеров (7 часов)

  • Старинные обычаи и обряды, место вещей в этих обрядах.

  • Связь человека и природы через вещи.

  • Символическое значение вещи.

  • Изготовление весеннего обрядового печенья.

  • Лепка и рос­пись игрушки по мотивам изделий народных мастеров.

  • Куклы из волокнистых материалов.

Новые материалы и технологии. Чертёжно-графическая грамота (9часов)

  • Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух пря­мых углов (на листе прямоугольной формы).

  • Разметка сгибани­ем.

  • Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея).

  • Условные обозначе­ния в схемах оригами.

  • Барельеф; технология выпол­нения барельефа.

  • Лепка фигуры из целого куска.

  • Элементарные основы композиции: соразмерность, симметрия и асимметрия, ритм, передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно-пространственные композиции, аппликация, «лесная скульпту­ра»).

  • Оригами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 год обучения) 34 ЧАСА В ГОД/1ЧАС В НЕДЕЛЮ

Тема

Изделие

Часы

Дело мастера боится (9 часов)


1. Организация работы.. Культура труда. Постро­ение прямоугольника с помо­щью линейки

Чертежи, эскизы (упражнения в построении прямоугольника)

1

2. Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум» или другое

2

3. Разметка прямоугольника с помощью линейки. Развёртка

Подставка для кисти, коробка, книжка-календарь

2

4. Вырезание симметричных форм. Симметрия и асиммет­рия в композиции

Картина для сказочного героя

2

5. Техника лепки в декоратив­но-художественных работах. Стилизация, композиция

Барельеф, декоративная ваза

2

О чём рассказывают вещи. Подготовка к зимним праздникам (9часов)

1. Образ и конструкция от­крытки

Новогодняя открытка

2

2. Конструирование объёмных форм из бумаги. Новые приё­мы бумагопластики

Фонарик. Ёлочка из треуголь­ников. Звёзды из полос

3

3. Конструирование на основе симметричного вырезания из бумаги

Гирлянда без клея

1

4. Стилевое единство упаковки и подарка. Конструирование на основе готовой формы

Упаковка на основе коробки

2

5. Комбинированная работа. Приём навешивания нитей на основу

Подвеска к подарочной упа­ковке

1

Мастер учится у мастеров (7часов)

1. Учимся у народных мастеров: обычаи и обряды; символика вещей. Изделия по мотивам народных образцов

Народная глиняная игрушка, кукла из волокнистых матери­алов, птица из щепы (имита­ция), весеннее печенье

5

2. Работа с тканью, поролоном; инструмен­ты и приспособления

Дорожная игольница

2

Природа и фантазия в изделиях мастеров (9часов)

1. Формы и образы природы в декоративно-прикладных изделиях

Композиции из засушенных растений. «Лесная скульптура»

1

2. Мозаика: технология, деко­ративно-художественные осо­бенности, композиция

Мозаичная композиция из ка­мешков на пластилине. Мозаи­ка из бумаги

4

3. Конструирование декора­тивной игрушки на основе модуля-шара

Игрушка из клубков

2

4. Конструирование декоративного образа на основе модуля-коробки

Игрушка на основе спичечных коробок

2

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • что такое развёртка объёмного изделия

  • условные обозначения, используемые в технических рисун­ках, чертежах и эскизах развёрток;

  • что такое композиция;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и кон­струкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;

  • о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • о том, что в народном быту вещи имели не только практи­ческий смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавли­вались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • о том, что природа является источником для создания чело­веком образов и конструкций;

  • о технологических и декоративно-художественных различи­ях аппликации и мозаики;

УМЕТЬ:

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;

  • читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;

  • выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Работа с бумагой и картоном. (14 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага:

  • бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней;

  • очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

  • работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.

Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

Работа с природным материалом. (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Работа с тканью. (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся: знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.


Рукоделие из ниток. (7 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.


Работа с бросовым материалом. (4 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 год обучения) 34 ЧАСА В ГОД/1ЧАС В НЕДЕЛЮ

Тема

Изделие

Часы

Работа с бумагой и картоном. (14 часов)

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1

Беседа «История создания бумаги».

Оригами. Изделие «Цыпленок»

1

Беседа « Как появились ножницы».

Объемная водяная лилия. Аппликация, вырезание.

1

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

1

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1

Букет из роз.

Моделирование.

1

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

1

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

1

Работа на свободную тему

Работа в любой технике

1

Работа с природным материалом. (4 часа)

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

1

Работа с тканью. (5 часов)

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Веселые зверюшки».

Аппликация.

1

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1

IV. Рукоделие из ниток. (7 часов)

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1

Открытка «Сердечко»

Изонить

1

Открытка «Сердечко»

Изонить

1

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1

V. Работа с бросовым материалом. (4 часа)

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

1

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1

Итоговое занятие. Выставка работ.


1

К КОНЦУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

ЗНАТЬ:

  • что такое развёртка объёмного изделия

  • условные обозначения, используемые в технических рисун­ках, чертежах и эскизах развёрток;

  • что такое композиция;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и кон­струкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;

  • о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • о том, что в народном быту вещи имели не только практи­ческий смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавли­вались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • о том, что природа является источником для создания чело­веком образов и конструкций;

  • о технологических и декоративно-художественных различи­ях аппликации и мозаики;

УМЕТЬ:

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;

  • читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;

  • выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Введение в учебный курс (1 час) Цель и задачи на год. История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Практическая работа: Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в предыдущие годы. Знакомство с бумагой (цвет, плотность), самоклеющейся пленкой, бросовым и природным материалом.

Вводное занятие (1 час). Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места. Общие сведения о бумаге. Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов. Определение бумаги (цветная, белая, чертежная, картон), подбор природного материала.

Поделки из природного материала (3 часа). Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала.Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника, черноплодки.Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.

Шитьё и вышивка. Работа с тканью и нитками (10 часов). Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей практике нитки.

Поделки из бумаги и картона (12 часов). Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги. Практическая работа: разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

Игрушки из бросового материала (8 часов). Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала. Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами. Практическая работа: изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4 год обучения) 34 ЧАСА В ГОД/1ЧАС В НЕДЕЛЮ

Тема

Изделие

Часы

Вводное занятие (1час)

Введение в учебный курс.


1

Поделки из природного материала (3часа)

Плоскостная аппликация

Портрет Осени

1

Объёмная поделка, с использованием репейника

Ёжик

1

Изготовление рамочки декорированной природным материалом

Рамочка

1

Шитьё и вышивка. Работа с нитками (10 часов)

Изонить. Композиция

Космические мотивы

1

Изонить. Угловые элементы

Комета

1

Изонить. Вышивка по контуру. Окружность.

Звезда, планеты

1

Вышивка шёлковыми лентами.

Ромашка, стебель

1

Вышивка шёлковыми нитками

Розочка. Букет

1

Пушистые игрушки

Изготовление помпонов

1

Пушистые игрушки

Цыплёнок

1

Пушистые игрушки

Гусеница

1

Изготовление саше

Шкатулка

2

Поделки из бумаги и картона (12 часов)

Оригами

Коллективное панно

2

Аппликации плоскостные

Открытки

2

Аппликации полуобъёмные

Раскладные открытки

2

Игрушки-дергунчики

Клоун

1

Рисуем на разных поверхностях

Рисунок на картоне. Гуашь

1

Рисуем на разных поверхностях

Акварель. Зарисовка

1

Рисуем на разных поверхностях

Батик. Рисуем на ткани

1

«Рисуем» тканью и нитками.

Аппликация с тканью

2

Игрушки из бросового материала (8 часов)


Фантазии из фантиков.

Мечтательный ежик

1

Фантазии из фантиков.

Веселый человечек

1

Фантазии из фантиков.

Детки-конфетки

1

Вторая жизнь обувной коробки

«Волшебный мир в коробке»

3

Оригинальные игрушки из дисков.

Настенная игрушка

1

Использование пустых флаконов

Подставка для ручек

1

К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • правила техники безопасности при работе с различными инструментами, что такое развёртка объёмного изделия

  • условные обозначения, используемые в технических рисун­ках, чертежах и эскизах развёрток;

  • что такое композиция;

  • то такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и кон­струкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;

  • о том, что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • о том, что в народном быту вещи имели не только практи­ческий смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавли­вались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • о том, что природа является источником для создания чело­веком образов и конструкций;

  • о технологических и декоративно-художественных различи­ях аппликации и мозаики;

УМЕТЬ:

  • планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

  • осуществляет творческий подход к каждой работе с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;

  • читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;

  • выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами.













ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

  2. ОРМ (организация рабочего места)

  3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемы

Например: Сегодня у нас нет ножниц, а мы будем выполнять аппликацию. Как быть? Какие будут предложения?

  1. Поиск путей решения проблемы

Например:

    • Попросить ножницы в соседнем классе

    • Сбегать за ножницами домой

    • У кого-то одного-двух есть – будем вырезать по очереди

    • Будем не вырезать, а обрывать

  1. Создание плана работы

Например:

1) рисуем эскиз на основе

2) подбираем цвета для аппликации, определяем их очерёдность

3) смазываем часть рисунка клеем

4) отрываем небольшую полоску цветной бумаги нужного цвета, отделяя небольшие кусочки, наклеиваем на основу

5) пункт 4 повторяем необходимое количество раз

6) осматриваем законченную работу – устраняем недоделки

7) оцениваем результат по принятым критериям

  1. Повторение правил техники безопасности

В зависимости от инструментов и материала, которыми планируем пользоваться

  1. Практикум

Выполнение работы проходит по плану, с текущим контролем и, при необходимости, пошаговым индивидуальным инструктажем

  1. Итог, выставка работ

Критерии для оценивания работ не должны быть очень высокими. Основное правило для положительной оценки – аккуратность. Стоит учитывать индивидуальные особенности детей, возрастной критерий, а так же особое видение предмета некоторыми воспитанниками.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, семена тыквы,ягоды рябины, шиповника.

  • Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.

  • Ткань, иголка, крючок для вязания, дырокол.

  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.

  • Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеющаяся пленка разных цветов.

  • Нитки для вязания ярких цветов; нитки капроновые.

  • Вата, синтепон, капрон для набивки игрушек.

  • Бросовый материал: коробка картонная, 2 пластиковых стаканчика, пластмассовая бутылка, баночка из-под ваты, компьютерные диски; кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички.

  • Клей ПВА и «Момент».

  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.

  • Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.

  • При работе бывают нужны пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.

  • Для разглаживания ткани необходим электрический утюг.









РЕСУРСЫ

http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/

http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm

http://stranamasterov.ru/

Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.

Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.

Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. – М: АСТ. 2009





МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Выгонов В.В. «Изделия из бумаги», - М.: «Дом МСП», 2001;

  • Дагмар Хайн «Игрушки-мобиле», - М.: «Айрис-пресс», 2007;

  • Афонькин С. «Мультяшки из пластилина», СПб.: «Литера», 1998;

  • Чернова Н. «Волшебная бумага», - М.: «Аст», 2007;

  • Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги», - Ярославль: «Академия развития», 2004;

  • Мищенкова Л.В. «Логика, речь, моторика, творческие способности», - Ярославль: «Академия развития», 2009;

  • Паула Бортон, Викки Кейв «Большая энциклопедия поделок», - М.: «Росмэн», 2004;

  • Рик Бич «Большая иллюстрированная энциклопедия оригами», - М.: «Эксмо», 2005;

  • Пер.с ит. Э.И. Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников», - М.: «Росмэн», 2007;

  • Т.Евтюкова «45 занимательных викторин», - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008;

  • Переваертень Г.И. «Искусные поделки из разных материалов» - М.: «Аст», 2004;

  • О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Прекрасное рядом с тобой» 1-4 класс. Искусство и технология. Методические рекомендации для учителя», - М.: «Баласс», 2008





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее