«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа

Планирование составлено на основе содержания учебного курса «Истоки» для 5 - 9 классов общеобразовательной школы подготовленного профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

Учебник: Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7



Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждено:




на заседании методического объединения, протокол № _7__ «_5_» июня___» 2020 г.

________________ Н.А.Уланова


Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

«__30__» __августа___2020г.

________________О.А. Доронина


приказ от «31» _августа 2020 г.№ ш7-13-312/0






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Истоки»




Класс 8 А Б В Г

Учитель Гайдай Н.Е.

Количество часов: всего 35 в неделю 1

Планирование составлено на основе содержания учебного курса «Истоки» для 5 - 9 классов общеобразовательной школы подготовленного профессором Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкиным.

Учебник: Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», М., 2016).



г. Сургут

2020-2021 учебный год

Результаты освоения курса


Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.


Требования к личностным результатам

- становление позитивных базовых установок личности, направленных на обогащение своего социокультурного опыта в сфере взаимодействия с природой, техникой, людьми, искусством, в организации здорового образа жизни и саморазвитии;

- проявление умений организовывать различные дела, акции, направленные на сохранение и восстановление исторических и природных памятников, важнейших видов человеческого творчества;

- развитие этнического самосознания ученика, переживание им ощущения социокультурного родства с окружающим миром как условия для самореализации, достойной жизни человека;

- осознание учеником значения традиций для обеспечения стабильного развития общества, успешной профессиональной деятельности и личностной самореализации в творчестве, укоренения семьи на родной земле;

- развитие мотивации к обучению, сотрудничеству с учителями, родителями, другими обучающимися для достижения личностно значимых результатов;

- развитие мотивации на самоопределение в трудовой деятельности, творческом созидании, ответственности за сохранение и развитие традиций труда, отдыха в семье, школе, городе, территории.


Требования к метапредметным результатам:

- осознание основных нравственных, эстетических, трудовых ценностей, характерных для трудовой и творческой деятельности русского народа;

- освоение способов поведения в соответствии с принятыми нормами трудовой, нравственной, эстетической культуры;

- использование различных средств общения, демонстрирующих готовность к диалогу, доброжелательность при соотнесении различных позиций;

- освоение способов работы с различными источниками (словарями, художественными текстами, и др.) для выявления первоначального контекста, смыслов категорий, понятий, фразеологических оборотов;

- освоение способов саморегуляции поведения, развитие умений структурировать время, управлять собственной деятельностью, эмоциями.


Требования к предметным результатам:

- знание основных социокультурных понятий, раскрывающих глубинные духовно- нравственные традиции русского народа;

- освоить базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта (8 класс): Творить, творец, созерцать. Вдохновение, талант, Преподобный, старец, исихазм, скит, нестяжание. Затворник, ученый-одиночка, безмолвие. Батальная живопись. Юродивый, блаженный. Душа народа. Народная песня, плач, страдание, причеты, частушки, обрядовые песни. Жест, регулятор общения, чтение жеста. Благодать, завет, правда, любовь. Отечество. Законосовещательные органы, земной закон, обычай, боговдохновенно. Лик, богомаз, иконопись. Храм, общая идея храмов. Алтарь, средняя часть храма, иконостас, столпы, глава храма. Звук, свет, цвет, форма, пейзаж, натюрморт. Былина, предание, легенда, песня, сказка. Узор, образное видение мира, зашифрованный рассказ о мире. Семейное предание, реликвия, живые впечатления. Сословие, казачество. Сказание, легенда, мечта. Творчество разума. Творческая мысль, эмпирический путь, теория. Техническая мысль. Духовник, молитвенник, прощение и всепобеждающая

любовь.


Обучающиеся 8 класса научатся:

- познавать мир через освоение социокультурных категорий: творец, творчество, созерцание, талант, вдохновение, озарение, старание, безмолвие, жест, регулятор общения, чтение жеста, творчество по велению сердца, творчество по велению души, благодать, завет, правда, любовь, Отечество, управление, законы, законосовещательные органы, земной закон, обычай, сообщество, храм, общая идея храмов, алтарь, средняя часть храма, иконостас, столпы, глава храма, лик, богомаз, иконопись, боговдохновенно, язык узоров, звук, свет, цвет, форма, пейзаж, натюрморт, творчество разума, творческая мысль, эмпирический путь, теория, техническая просветителя, духовные просветители.

- использовать в своей речи основные исторические термины и понятия;

- проявлять творчество при выполнении заданий и в ресурсном круге.


Обучающиеся 8 класса получат возможность научиться:

- приходить к единому мнению и высказывать его;

- владеть социокультурным и духовно – нравственным контекстами ведущих видов человеческой деятельности;

- развивать свой социокультурный опыт на примере высоких образцов отечественной литературы, познать еѐ глубину, оценить силу нравственного воздействия на личность;

- выбирать жизненный путь и будущую профессиональную деятельность, на основе понимания исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

в личностно – развивающем отношении – обогащение социального и нравственного опыта множеством смыслов и предназначений важнейших видов творчества.

- проявлять интерес к истокам культуры родного края, к духовным ценностям и образу жизни музыкантов, писателей, художников, учѐных;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- развивать умения и навыки исторического и эстетического самообразования: формирование библиотеки, фонотеки, видеотеки, посещение музеев, концертов (особенно народно-бытовой направленности), драматических и музыкальных театров,

- проявлять творческую инициативу, участвуя в исторической и эстетической жизни класса, школы.









Содержание учебного курса (35 часов)


«Истоки творчества»
Введение (1 час)


Форма и дух творчества. Мир образов. Мир разума.

Формы организации: социальная, общекультурная.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.


Творчество: дух и формы (14 часов)

Творец, творчество и творение. Творчество и созерцание. Творчество и обновление. Талант, озарение и вдохновение – непременные спутники творчества. Старание и его роль в творчестве.

Языки творчества. Язык духа. Исихазм в русской культурной традиции. Нил Сорский.

Языки разума. Подвижничество учёного. Н. М. Карамзин.

Язык образа. Взгляд художника. В. В. Верещагин.

Язык звуков. Индивидуальность и неповторимость человеческого голоса. Л. А. Русланова.

Язык жестов. Жесты, сопровождающие речь, заменяющие её, регулирующие общение. Молчание.

Мотивы творчества. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Закон как форма, Благодать как дух. Ограниченность Закона и безграничность Благодати.

Любовь как мотив творчества. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству.

Управление как творчество. Законотворчество. Закон и Правда. Обычаи сообщества и Заповеди Божии. Долг и идеал. Честь и бесчестье.

Всякое творение ведает творца. Плоды творчества. Творческий человек как Со-Творец.

Формы организации: социальная, общекультурная.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.



Истоки образа (10 часов)


Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трёх миров. Диалог творца и зрителя.

Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи.

Образы мира невидимого. Град – Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки - традиции «прочтения».

ДО-видение как дар художественного видения мира.

Формы организации: социальная, общекультурная.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.


Истоки творчества разума (6 часов)


Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация и согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность учёного.

Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.

Творчество просветителя. Книжники и летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Творчество и Истина.

Формы организации: социальная, общекультурная.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.


Активный экзамен (2 часа)


Заключение (1 час)


Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.


Формы организации: социальная, общекультурная, общеинтеллектуальная.

Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение.

Тематическое планирование


Дата занятия

Темы раздела, занятия

Кол-во часов

Примечание

план

факт




Введение (1 ч)



1



О творце и человеке.

1





Творчество: дух и формы (14 ч)



2



О Творце, творчестве и творении

1


3



О таланте

1


4



Спутники творчества

1


5



Языки творчества. Язык духа.

1


6



Язык разума

1


7



Языки звуков

1


8



Языки без слов

1


9



Как прочитать жест

1


10



Мотивы творчества. К творчеству призвало сердце

1


11



К творчеству призвала любовь

1


12



К творчеству призвало Отечество

1


13



Истоки законотворчества

1


14



Жить, по справедливости,

1


15



О правде

1





Истоки образа (10 ч)



16



Творение образов Божественного мира.

1


17



Храм как образ Божественного мира

1


18



Образы Божественного мира

1


19



Образы мира природного. Инструментарий художника

1


20



Образы мира дольнего.

1


21



Мир «узорочья»

1


22



Образы мира человеческого. Как Василий Суриков создал образ героя

1


23



Как каждое сословие творило свой образ

1


24



Как творили образ невидимого

1


25



Посмотрим на самого себя

1





Истоки творчества и разума (6 ч).



26



О сути научного творчества.

1


27



Знания донаучные и вненаучные.

1


28



Научные знания

1


29



Во имя чего наука познаёт мир

1


30



Техническое творчество. Изобретатель

1


31



Творчество просветителя. Духовные просветители

1


32



Истоки творчества

1


33



Что значит быть творческим человеком?

1


34



Активный экзамен

1


35



Активный экзамен

1


























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее