«Зимний фестиваль знаний 2025»

Путешествие в сказку

урок помогает закрепить знания детей о сказках, дети узнают какие бывают сказки, будут работать в группах. Урок поможет развить мыщление, память.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



"Путешествие в сказки."

Планируемые результаты

Личностные:- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;- развитие коммуникативной компетентности детей.

Предметные: - обосновывать выполненные задания;- конструировать последовательность шагов;

Метапредметные:

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, учитывать разные мнения;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование УУД:

Личностные УУД:

Самоопределение: - формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к внеурочной деятельности;- осознание ответственности человека за общее дело;

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению;

- ? сотрудничества в разных ситуациях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- формулировать и решать проблемы;

- осознанно строить высказывания в устной форме;

Логические:

- анализ признаков с целью составления объектов;

- составление целого из частей;

- построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

Планирование сотрудничества:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёров высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- слушать собеседника, вести устный диалог.



Цель:

-создание атмосферы творчества и эмоционального комфорта.

-обобщение знаний детей о сказках;

-стимулировать речемыслительную деятельность;

-пробуждать в детях интерес к книгам, к сказкам, к чтению;

-расширять литературный кругозор;

-развивать внимание, мышление, речь, память, тактильное восприятие детей.

-воспитывать культурных слушателей.

Задачи:

  • Воспитание коммуникативных качеств личности;

  • Развитие познавательных интересов;

  • Развитие интеллектуального творчества;

Воспитание дружбы и коллективизма

1.Орг.момент:

- Здравствуй ,солнце золотое,

Здравствуй ,небо голубое,

Здравствуй ты и здравствуй я,

Это все мои друзья.

- Говоря по обычаю «здравствуй» мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.

Полный смеха, света, краски!

А зовется чудо – … сказка

-Вы ребята догадались, куда мы совершим путешествие на уроке?(В сказку)

3.Мотивация.

- А кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? Удобные вещи, спортивная обувь, еда..
-А для нашего путешествия в сказку , как вы думаете, что необходимо? (Багаж знаний.)
- Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь.

1)-Что такое сказка?

Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. 

В сказке добро всегда побеждает зло. Сказки бывают авторскими и народными. Сказки по содержанию бывают бытовыми, о животных, волшебными.

  • Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

  • Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

  • Бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора. Примеры социально-бытовых сказок: "Каша из топора", "Барин и плотник",

В путешествие пойдём

В страну сказок попадём,

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

4.Основная часть

1. «Смекай».

- Из какой сказки эти слова?

1. Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д.Родари "Чиполлино".)

2. Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш.Перро "Кот в сапогах".)

3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Г.-Х.Андерсен "Огниво".)

4. Женщина, цветочный горшок, ласточка, крот, болото (Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка»)

5. Волшебник, солома, гимнаст, девочка, собачка, сердце (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)

2 . «Загадки»

- Путешествуем дальше. Поднимите руки те, кто знает сказочных героев? Сейчас проверим. Отгадайте загадки.

1.Бабусю знает целый свет, Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках, Дом её на курьих ножках. ( Баба - Яга)

Летит стрела к одной лягушке, Пронзит сердечко у квакушки,
Лягушка эта не простая, На ней корона золотая. (Царевна - лягушка)

Уплетая калачи, Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец? (Емеля)

Какой герой и в какой сказке любит хвастаться: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи , у меня не зубы, а зубищи?» ( Заяц - хваста)

2. « Составь загадку».

Слова загадки перепутались. Собрать ее можно, поставив цифры по порядку, начиная с единицы.

МА 1

НЫЙ 6

СЕ 8

ЗУБ 15

ОСТ 12

ХВОСТ 7

ЛЕНЬ 2

КА 11

ДЛИН 5

РОСТ 4

РАЯ 9

Е 14

КИЙ 3

ШУБ 10

КИ 16

РЫ 13

О каком сказочном герое вы составляли загадку? ( О мышке).



3. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А



М О В О Ч К А Д Ю Й



И Т Р Д Е Д М Я В Е

Г Ц Ш Р Е В А К А Н А Я Л У



4. Узнать сказку по прочитанному отрывку.

  • Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

  • Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!

  • старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: - Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

5.Физминутка

Показать частями тела: работа в группе

  • как твои плечи говорят: «я горжусь».

  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».

  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

  • как твой палец говорит: «иди сюда».

3 сектор «Отгадывай»

На какой птице летала Дюймовочка?

Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?

Что разбудило Спящую красавицу?

Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?

Что потерял ослик ИА в сказке "Винни - Пух"?

Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?

Какое яйцо снесла курочка Ряба?

Кто внёс решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?

Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?

Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?

По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу?

К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?

4 «Телеграммы»

– Ребята, я нашла конверт, адресованный детям, которые хорошо знают сказки. И оказалось здесь телеграммы от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)

  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козленок)

  • Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)

  • Срочно приезжайте! Меня Пора тянуть . (Репка)

  • Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая рыбка)

  • Помогите! В моей маслёнке закончилось масло, а скоро пойдёт дождь! (Железный Дровосек)

5.Кроссворд



По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан.

По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3. «Доктор...».


6. Итог:

-Для чего нужны сказки?

Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Кроме того, сказка помогает детям развивать фантазию.

Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.

Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту.

Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем.

Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры.

Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.

И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.

7. Рефлексия.Но сначала я хочу спросить, понравилось вам занятие?Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

































































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее