«Зимний фестиваль знаний 2025»

Путешествие по родному краю

Цель занятия-сформировать представление о водном сообществе родного края через знакомство дошкольников с обитателями водоёмов (растительным и животным миром,его особеностям).

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Конспект занятия «Путешествие по родному краю»

Цель игры – занятия: сформировать представление о водном сообществе через знакомство дошкольников с обитателями водоемов (растительным и животным миром, его особенностями).

Задачи:

Образовательные: Формирование у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому. Обучать умению анализировать, обобщать, прогнозировать.

Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Учить детей бережно относиться к растительным сообществам.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода; прививать детям культуру поведения у водоема. Формировать положительные моральные качества, приучать обучающихся к выполнению элементарных правил культуры поведения на природе.

Словарная работа: Фильтрация, аквалангист, гидрокостюм, ласты, очки-маска, кислородный баллон.

Материал: Экран; макет водопада; пакеты для мусора; перчатки, медали; колба, воронка, ватный диск, вода; очки-маска, воздушные шары; экологические знаки, капельки из бумаги.

Ход занятия:

В зимний зал под звуки спокойной музыки входит воспитатель с детьми, рассаживаясь полукругом возле экрана.

Воспитатель: Думали ли вы когда-нибудь о том, что есть сказочные герои, которые могли бы рассказать вам о секретах лесов, степей, гор, морей, рек, озёр и других природных объектах? Об этом конечно могут рассказать юные эколята.

-Как их зовут?

Дети: - Это юные защитники природы. Тихоня, Шалун, Умница, Ёлочка.

Воспитатель: - Ребята я пригласила в гости к нам Елочку.

Ёлочка: - Здравствуйте, ребята, я много знаю о родном крае и сегодня, как раз я отправляюсь в исследовательскую экспедицию и ищу себе помощников, ведь одной путешествовать так скучно. А о веществе которое я собираюсь исследовать нам подскажет моя книга «Азбука природолюбия».

Ёлочка открывает книгу и из неё выпадают буквы (О, В, Д, А).

Ёлочка - Ой! Что нам делать с буквами?

Дети: -Сложим слово. (Дети складывают слово ВОДА)

I слайд: Речка

Воспитатель: -Что такое вода? Где встречается вода?

Дети: -Вода – это жидкость, предназначенная для питья. Из воды состоит всё живое. Без воды мы (люди, животные, растения) погибнем. Вода есть в речке, море, океане в кране.

II cлайд - Вид реки Пим.

Воспитатель: - Наш город Лянтор расположен на берегу красивой реки. Кто знает, как она называется?

Дети: -Мы с папой много читали об этой удивительной реке. Называется река- Пим, и является притоком Оби, её длина составляет 390 км. Вдоль реки Пим расположены родовые угодья коренных жителей Севера. В переводе с хантыйского языка, слово Пим переводится как «валенок».

Ёлочка: И так, мы отправляемся в путь. Будем исследовать речку-Пим.

III cлайд: (Тростник, кувшинка; включается водопад)

Воспитатель: -Вот и очутились мы с вами на берегу речки, здесь и заросли тростника и красивое растение, которое плавает на воде? Может быть кто-то из вас знает, как оно называется (ответы детей).

Дети: -Это кувшинка белая. Очень редкое растение. Она занесена в красную книгу. Растения рвать нельзя, так как они погибают сразу.

Воспитатель: - Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз).

Ёлочка: - Ребята, а вы хотите посмотреть, какие красивые рыбы водятся в нашей реке?

Воспитатель: -Для этого нам надо спуститься на дно реки.

-А, что для этого нам надо сделать?

Дети: - Надо одеть костюм водолаза.

IV слайд :( снаряжения для аквалангиста: гидрокостюм, ласты, очки-маска, кислородный баллон) (Психогимнастика –погружение водолазов)

Воспитатель:- А покажет нам как правильно одеть костюм водолаза Никита(или любой другой ребёнок).

Дети: - На правую ногу, на левую ногу,

На правую руку, на левую руку,

Ласты наденем, кислородный баллон,

Маску.

Воспитатель: - Молодцы! А, правильно выполнить погружение нам поможет инструктор.

Инструктор: - (Беседа о безопасности на воде). Самое главное – для начала надо расслабиться. Строго соблюдать инструкцию.  Под водой надо двигаться медленно. Лишние движения забирают кислород. Категорически запрещается подплывать близко к проплывающим рыбам. Почему нельзя ?

Дети:- Потому, что в воде могут встретиться хищные рыбы.

Инструктор: - Слушаем команду погружения. (выполняют движения за инструктором) Внимание! начинаем погружение (2метра-руки в стороны,5метров-руки вверх,10метров-руки вперед) Вы на месте. Запас воздуха на 7 минут. (выполнение плавательных движений; тихая-спокойная музыка)

Воспитатель: -А кого мы увидим, нам подскажут загадки.

Она зубаста, всех пугает,
Лещей и карасей, глотает.
Хитра, прожорливая злюка
Как хищник тот зовется?...(Щука).

V слайд: (картинка –ЩУКА)

Воспитатель:- Как вы догадались?

Дети: - Щука опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам. Она истребляет больную рыбу, являясь, подводным санитаром.

Воспитатель: - Молодцы! Внимание!

Он широкий, горбоватый.
Зелёно-желтый, полосатый.
Кличку дали ему кокунь...
Правильно зовут как? ...(Окунь)

VI слайд: (картинка-ОКУНЬ)

Дети: - Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников. Тело окуня имеет продолговатую форму. Плавники ярко-красного цвета, на спине с острыми шипами. Зубы окуня крупные, есть клыки. Чешуя окуня мелкая, с полосками более темного цвета.

Воспитатель: - Молодцы! Внимание!

До чего ж его иголки

Велики и очень колки.

Что за рыба, словно еж?

Догадались? Это... (Ёрш)

VII слайд: (картинка-ЁРШ)

Дети: - Ёрш имеет сильные колючие лучи в плавниках. Тело короткое. Глаза большие. Окраска тёмно-серая с темными пятнами.

Воспитатель: - Молодцы! Внимание!

Любит раков и лягушек,
Даже маленьких пичужек.
Ночной лентяй неисправим...
Как все зовут его?....(Налим)

VIII слайд: (картинка-НАЛИМ)

Дети: - Тело налима удлиненное, округлое в передней и сильное сжатое с боков в задней части. Голова приплюснутая, довольно крупная, рот большой, мелкие зубы. Глаза маленькие, короткие усики. Очень похож на рыбу-сом.

Воспитатель: - Молодцы!

Инструктор: - Внимание! Воздух в баллонах заканчивается и нам пора всплывать. Приготовьтесь к подъему. Слушаем команду. (5метров-руки в стороны,3метра-руки вверх, на месте-руки вперед) Аккуратно снимаем снаряжения. Молодцы! (Складывают снаряжения.)

IX слайд: Речка

Ёлочка: -Ой, что-то так пить хочется, наберу-ка я воды речной, прохладной.

Воспитатель: - Подожди Ёлочка, не пей! Нельзя пить воду из реки! Скажите ребята, а вода из «речки» пригодна для питья? Почему? (ответы детей) - Как вы думаете, как можно очистить эту воду? (Ответы детей. Воспитатель показывает детям способ очистки воды)

Воспитатель:- Ребята, я как раз с собой взяла набор для фильтрации.

X слайд: (Опыт «Фильтрация воды»)

Воспитатель:- Опыт «Фильтрация воды»

- Давайте попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь и будем потихоньку наливать в воронку воду. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей)

- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей)

Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. (Входит ребенок в костюме Воды.) Читает стихотворение: безопасность перчатки

XII cлайд: Загрязнённая река.

Вода: Я царица, я Вода,

Без меня вам никуда.

Я и в озере, и в море,

В ручейке и в луже я,

Не прожить вам без меня.

Но как же вы не понимаете,

Что меня вы отравляете?

Ко мне относитесь беспечно,

Считаете, что бесконечна!

Ёлочка: -Что случилось с тобой, почему у тебя такой странный наряд?

Вода: - Люди летом отдыхают, за собой не убирают!

Ёлочка: - Как можно помочь реченьке? –

Дети:- Очистить.

Трудовая деятельность (безопасность, дети в перчатках убирают мусор с наряда)

Воспитатель: - Для того, чтобы очистить водоем нам понадобятся перчатки, чтобы не пораниться и мешок, куда можно будет собрать мусор.

Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (ответы детей).

Ёлочка: (Приглашают Воду присесть).

Воспитатель: - Вот очистили мы берег от мусора и он снова стал чистым.

- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.).

Воспитатель: -Вот видите, как важна вода в жизни всего живого, а чтобы её сохранить нужно соблюдать простые правила. Что означают эти знаки?

Д./и «Экологические знаки» (не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков)

Воспитатель: - А в нашем саду, где вы встречаетесь с водой? Давайте наклеим капельки.

Д./и «Расставь капельки по местам»

Воспитатель: - Как много нового и интересного мы сегодня узнали и выполнили!

XIIcлайд :( дети подходят к планшету где изображена мнемотаблица: 1.Ёлочка-эк.герой, 2.река-путешествие; 3.водолаз и рыбы; 4. фильтрация воды; 5. загрязнение воды; 6.эколог знаки)

Ёлочка: Вот и закончилась наша экспедиция. После каждой экспедиции, ученые - исследователи выполняют отчет о своей работе, такой отчет мы сейчас с вами и сделаем. Я заносила в специальную книгу всё, что мы с вами делали. Пусть мои юные ассистенты прочитают наш отчёт.

Рефлексия: - Кого в гости пригласили?

Где проходила экспедиция? Как река называется?

Кем мы были? Кого мы видели?

Какой опыт проводили?

Кому мы помогли? Повторили знаки, определили место воды в д/с

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Кто такие эколята?

Дети: - «Эколята» - дружные ребята,

Чистоту планеты охраняют,

Мусор убирают.

Разъясняют всем вокруг:

Как вести себя в лесу,

Как природу защищать,

Всем животным помогать.

Ёлочка: - А я вам в благодарность за помощь подарю медали «Юные эколята». Воспитатель: На этом наше путешествие окончено, давайте поблагодарим Ёлочку и отправимся в групповую комнату.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее