Конспект занятия «Путешествие по родному краю»
Цель игры – занятия: сформировать представление о водном сообществе через знакомство дошкольников с обитателями водоемов (растительным и животным миром, его особенностями).
Задачи:
Образовательные: Формирование у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому. Обучать умению анализировать, обобщать, прогнозировать.
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Учить детей бережно относиться к растительным сообществам.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам; помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода; прививать детям культуру поведения у водоема. Формировать положительные моральные качества, приучать обучающихся к выполнению элементарных правил культуры поведения на природе.
Словарная работа: Фильтрация, аквалангист, гидрокостюм, ласты, очки-маска, кислородный баллон.
Материал: Экран; макет водопада; пакеты для мусора; перчатки, медали; колба, воронка, ватный диск, вода; очки-маска, воздушные шары; экологические знаки, капельки из бумаги.
Ход занятия:
В зимний зал под звуки спокойной музыки входит воспитатель с детьми, рассаживаясь полукругом возле экрана.
Воспитатель: Думали ли вы когда-нибудь о том, что есть сказочные герои, которые могли бы рассказать вам о секретах лесов, степей, гор, морей, рек, озёр и других природных объектах? Об этом конечно могут рассказать юные эколята.
-Как их зовут?
Дети: - Это юные защитники природы. Тихоня, Шалун, Умница, Ёлочка.
Воспитатель: - Ребята я пригласила в гости к нам Елочку.
Ёлочка: - Здравствуйте, ребята, я много знаю о родном крае и сегодня, как раз я отправляюсь в исследовательскую экспедицию и ищу себе помощников, ведь одной путешествовать так скучно. А о веществе которое я собираюсь исследовать нам подскажет моя книга «Азбука природолюбия».
Ёлочка открывает книгу и из неё выпадают буквы (О, В, Д, А).
Ёлочка - Ой! Что нам делать с буквами?
Дети: -Сложим слово. (Дети складывают слово ВОДА)
I слайд: Речка
Воспитатель: -Что такое вода? Где встречается вода?
Дети: -Вода – это жидкость, предназначенная для питья. Из воды состоит всё живое. Без воды мы (люди, животные, растения) погибнем. Вода есть в речке, море, океане в кране.
II cлайд - Вид реки Пим.
Воспитатель: - Наш город Лянтор расположен на берегу красивой реки. Кто знает, как она называется?
Дети: -Мы с папой много читали об этой удивительной реке. Называется река- Пим, и является притоком Оби, её длина составляет 390 км. Вдоль реки Пим расположены родовые угодья коренных жителей Севера. В переводе с хантыйского языка, слово Пим переводится как «валенок».
Ёлочка: И так, мы отправляемся в путь. Будем исследовать речку-Пим.
III cлайд: (Тростник, кувшинка; включается водопад)
Воспитатель: -Вот и очутились мы с вами на берегу речки, здесь и заросли тростника и красивое растение, которое плавает на воде? Может быть кто-то из вас знает, как оно называется (ответы детей).
Дети: -Это кувшинка белая. Очень редкое растение. Она занесена в красную книгу. Растения рвать нельзя, так как они погибают сразу.
Воспитатель: - Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз).
Ёлочка: - Ребята, а вы хотите посмотреть, какие красивые рыбы водятся в нашей реке?
Воспитатель: -Для этого нам надо спуститься на дно реки.
-А, что для этого нам надо сделать?
Дети: - Надо одеть костюм водолаза.
IV слайд :( снаряжения для аквалангиста: гидрокостюм, ласты, очки-маска, кислородный баллон) (Психогимнастика –погружение водолазов)
Воспитатель:- А покажет нам как правильно одеть костюм водолаза Никита(или любой другой ребёнок).
Дети: - На правую ногу, на левую ногу,
На правую руку, на левую руку,
Ласты наденем, кислородный баллон,
Маску.
Воспитатель: - Молодцы! А, правильно выполнить погружение нам поможет инструктор.
Инструктор: - (Беседа о безопасности на воде). Самое главное – для начала надо расслабиться. Строго соблюдать инструкцию. Под водой надо двигаться медленно. Лишние движения забирают кислород. Категорически запрещается подплывать близко к проплывающим рыбам. Почему нельзя ?
Дети:- Потому, что в воде могут встретиться хищные рыбы.
Инструктор: - Слушаем команду погружения. (выполняют движения за инструктором) Внимание! начинаем погружение (2метра-руки в стороны,5метров-руки вверх,10метров-руки вперед) Вы на месте. Запас воздуха на 7 минут. (выполнение плавательных движений; тихая-спокойная музыка)
Воспитатель: -А кого мы увидим, нам подскажут загадки.
Она зубаста, всех пугает,
Лещей и карасей, глотает.
Хитра, прожорливая злюка
Как хищник тот зовется?...(Щука).
V слайд: (картинка –ЩУКА)
Воспитатель:- Как вы догадались?
Дети: - Щука опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам. Она истребляет больную рыбу, являясь, подводным санитаром.
Воспитатель: - Молодцы! Внимание!
Он широкий, горбоватый.
Зелёно-желтый, полосатый.
Кличку дали ему кокунь...
Правильно зовут как? ...(Окунь)
VI слайд: (картинка-ОКУНЬ)
Дети: - Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников. Тело окуня имеет продолговатую форму. Плавники ярко-красного цвета, на спине с острыми шипами. Зубы окуня крупные, есть клыки. Чешуя окуня мелкая, с полосками более темного цвета.
Воспитатель: - Молодцы! Внимание!
До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это... (Ёрш)
VII слайд: (картинка-ЁРШ)
Дети: - Ёрш имеет сильные колючие лучи в плавниках. Тело короткое. Глаза большие. Окраска тёмно-серая с темными пятнами.
Воспитатель: - Молодцы! Внимание!
Любит раков и лягушек,
Даже маленьких пичужек.
Ночной лентяй неисправим...
Как все зовут его?....(Налим)
VIII слайд: (картинка-НАЛИМ)
Дети: - Тело налима удлиненное, округлое в передней и сильное сжатое с боков в задней части. Голова приплюснутая, довольно крупная, рот большой, мелкие зубы. Глаза маленькие, короткие усики. Очень похож на рыбу-сом.
Воспитатель: - Молодцы!
Инструктор: - Внимание! Воздух в баллонах заканчивается и нам пора всплывать. Приготовьтесь к подъему. Слушаем команду. (5метров-руки в стороны,3метра-руки вверх, на месте-руки вперед) Аккуратно снимаем снаряжения. Молодцы! (Складывают снаряжения.)
IX слайд: Речка
Ёлочка: -Ой, что-то так пить хочется, наберу-ка я воды речной, прохладной.
Воспитатель: - Подожди Ёлочка, не пей! Нельзя пить воду из реки! Скажите ребята, а вода из «речки» пригодна для питья? Почему? (ответы детей) - Как вы думаете, как можно очистить эту воду? (Ответы детей. Воспитатель показывает детям способ очистки воды)
Воспитатель:- Ребята, я как раз с собой взяла набор для фильтрации.
X слайд: (Опыт «Фильтрация воды»)
Воспитатель:- Опыт «Фильтрация воды»
- Давайте попробуем очистить воду. Для этого в воронку, положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь и будем потихоньку наливать в воронку воду. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей)
- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые? (Ответы детей)
Звучит музыка, имитирующая шум прибоя. (Входит ребенок в костюме Воды.) Читает стихотворение: безопасность перчатки
XII cлайд: Загрязнённая река.
Вода: Я царица, я Вода,
Без меня вам никуда.
Я и в озере, и в море,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Ёлочка: -Что случилось с тобой, почему у тебя такой странный наряд?
Вода: - Люди летом отдыхают, за собой не убирают!
Ёлочка: - Как можно помочь реченьке? –
Дети:- Очистить.
Трудовая деятельность (безопасность, дети в перчатках убирают мусор с наряда)
Воспитатель: - Для того, чтобы очистить водоем нам понадобятся перчатки, чтобы не пораниться и мешок, куда можно будет собрать мусор.
Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (ответы детей).
Ёлочка: (Приглашают Воду присесть).
Воспитатель: - Вот очистили мы берег от мусора и он снова стал чистым.
- Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным). Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная). Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.).
Воспитатель: -Вот видите, как важна вода в жизни всего живого, а чтобы её сохранить нужно соблюдать простые правила. Что означают эти знаки?
Д./и «Экологические знаки» (не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков)
Воспитатель: - А в нашем саду, где вы встречаетесь с водой? Давайте наклеим капельки.
Д./и «Расставь капельки по местам»
Воспитатель: - Как много нового и интересного мы сегодня узнали и выполнили!
XIIcлайд :( дети подходят к планшету где изображена мнемотаблица: 1.Ёлочка-эк.герой, 2.река-путешествие; 3.водолаз и рыбы; 4. фильтрация воды; 5. загрязнение воды; 6.эколог знаки)
Ёлочка: Вот и закончилась наша экспедиция. После каждой экспедиции, ученые - исследователи выполняют отчет о своей работе, такой отчет мы сейчас с вами и сделаем. Я заносила в специальную книгу всё, что мы с вами делали. Пусть мои юные ассистенты прочитают наш отчёт.
Рефлексия: - Кого в гости пригласили?
Где проходила экспедиция? Как река называется?
Кем мы были? Кого мы видели?
Какой опыт проводили?
Кому мы помогли? Повторили знаки, определили место воды в д/с
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Кто такие эколята?
Дети: - «Эколята» - дружные ребята,
Чистоту планеты охраняют,
Мусор убирают.
Разъясняют всем вокруг:
Как вести себя в лесу,
Как природу защищать,
Всем животным помогать.
Ёлочка: - А я вам в благодарность за помощь подарю медали «Юные эколята». Воспитатель: На этом наше путешествие окончено, давайте поблагодарим Ёлочку и отправимся в групповую комнату.