Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Конспект ООД на тему:
«Путешествие по родному краю»
Методическая разработка составлена:
Ануфриева Вера Юрьевна, педагог-психолог
г. Шумерля, 2019 г.
Цель: закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет.
Задачи:
- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
- Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Краткая аннотация
Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родной республике, о своей малой родине.
При составлении конспекта ООД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.
Алгоритмизированная форма организации ООД составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется в ответах воспитанников при описании своей Родины. Это достигается использованием символов — рисунков, обозначающих различные признаки, предметы природы и полезных ископаемых.
Материал:
Демонстрационный: картинный ряд, знаки по охране природы, флажок-модель (Чувашской Республики), карта России, карта Чувашской Республики, мольберт, модель-карта России.
Словарная работа: Чувашская Республика, полезные ископаемые.
Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в выборе и описании знака полезного ископаемого, в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Предварительная работа:
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Чувашской Республики»;
-чтение художественной литературы (Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?»;
-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о Чувашии, дидактические игры, ребусы, экскурсии;
-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
Технические средства: Музыкальный центр.
Ход занятия:
1. Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернеса "С чего начинается родина")
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Педагог: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, республику, город)
Да, мы с вами живём в Чувашской Республике, для нас она родная.
Земля чувашская, земля родная,
Не видно тебе ни конца, ни края!
Зелёные леса, бескрайние поля –
Всё это – моя чувашская земля.
Ребёнок:
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
2. Путешествие по родной Чувашии
Педагог: А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашей республики. Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Растения нашей Чувашии. Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый. .. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребёнок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Животные нашей Чувашии.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Чувашской Республике.
Педагог: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Беседа о заповедных местах нашей республики.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЮ РОДИНУ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие виды растений и животных находятся в нашей республике под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Педагог: Молодцы, ребята! Действительно природа нашей Чувашии красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребёнок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕЕЙ ЛЮБИМОЙ ЧУВАШИИ".
Используемая литература:
1. Н. Алешина Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011.
2. Н. Зеленова, Л. Осипова Мы живем в России М., 2011.
3.И. Дубанов, А. Димитриев, К. Захаров Природа Чувашии, Ч.: Чувашское книжное издательство, 2017.
4. Е.И. Арчиков, З.А. Трифонова География Чувашской Республики, Ч.: Чувашское книжное издательство, 2002.