«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Пушкин и музыка"

Урок литературы "Пушкин и музыка"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока : « ПУШКИН И МУЗЫКА ».

ЦЕЛИ: -приобщить старшеклассников к духовной жизни поэта, показать , что один из важнейших её источников –близость поэта к духовному миру народа.

ХОД УРОКА :

Эпиграфы к уроку :

« … у каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входитв нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца ».

А.Твардовский



« Подобно всем великим поэтам он всегда на уровне своего читателя; он становится величавым, мрачным, грозным, трагичным, стих его шумит, как море, как лес, раскачиваемый бурею, и в то же время ясен, прозрачен, сверкает, полон жаждой наслаждения и душевных волнений».

А.И.Герцен



Оформление урока: на доске портреты Пушкина , Арины Родионовны, М.И.Глинки, Г.В.Свиридова.



Ход урока :

Звучит музыка Свиридова Г.В.Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель», «Тройка».

Слово учителя.

« Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» - воскликнул однажды Набоков.Это удивительный мир, мир красок, звуков, света. Это удивительный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь.

Имя Пушкина неразрывно связано с музыкой. Многие его стихи положены на музыку, и мы можем слушать прекрасные романсы .

- Ребята, а вы знаете, кто из композиторов обращался к пушкинским произведениям ?

(М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский и многие другие).

-Ребята, как вы думаете, почему произведения Пушкина привлекают музыкантов? ( Они музыкальные ).

Вы правы. Стихи Пушкина необыкновенно музыкальны. Это , конечно, заметили композиторы.

Звучит «Колыбельная песня» М.И.Глинки.

В стихотворении «Зимний вечер» Пушкин обращается к няне :

Спой мне песню , как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…



Стихотворении «Зимняя дорога » ( 1828) написано во время поездки в деревню.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…

Пушкин очень любил народные песни. Он неоднократно упоминает их в своих стихах. Русская народная песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические произведения.

Почему же народные песни были так близки Пушкину? Что же он любил в них? (Ответы учеников ).

Песня –это история человеческого сердца, если говорить точнее - душа народа. А душа откликается на радость и горе, на добро и красоту. Народная песня – это раздумья народа о жизни.

Пушкин любил простого человека, понимал его душу. Понимал, что слёзы , которые выливаются в песне, облегчают сердце и утверждают жизнь.

- Ребята, а вы знаете народные песни? ( Ответы учеников)

Ребята, давайте мы с вами тоже приобщимся к высокому искусству и послушаем народную песню «Лучинушка», которую Пушкин упоминает в своём стихотворении «В чистом поле серебрится…».

Звучит народная песня «Лучинушка».

-Ребята, мы с вами на уроках литературы проходили тему « Любовная лирика Пушкина» , говорили об адресатах его любовной лирики. Вы, конечно, помните эти прекрасные стихи.

Напомните мне их.

- Кто адресаты его любовной лирики? ( А.Керн, Н.Гончарова, А.Олениной и др.).

-Ребята, один из шедевров любовной лирики А.С.Пушкина - стихотворение «Я помню чудное мгновенье..» тоже положено на язык музыки великим композитором М.И.Глинкой. Давайте послушаем этот замечательный романс.

Звучит романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».

- Что вы можете сказать о музыке, которую услышали ?

- Какая она по настроению?

- Какие чувства у вас вызывает этот романс?



-Ребята, Глинка написал девять пушкинских романсов. И слушать мы их можем, бесконечно. А по тому, как вы слушали музыкальные произведения, которые сегодня звучали на нашем уроке, я думаю, что урок вам понравился.

Я , надеюсь, что вы узнали что-то новое для себя. А томик стихов Пушкина должен стать вашей настольной книгой.

Рефлексия. Синквейн по теме «Пушкин и музыка».

Ученики зачитывают свои работы.

Один из варинтов синквейна:

1.Звукопись.

2.Неповторимый, музыкальный.

3.Возвышает, удивляет, облагораживает.

4. Стихи Пушкина звучат как музыка.

5.Гений.



Итоги урока.

Дом.задание.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее