«Психогимнастика – эффективная форма организации детской театрализованной деятельности»
Психогогимнастика - это курс специальных занятий {этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Морено в молодости работал в детских садах и придумывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации,— это были уже зачатки психодрамы.
Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психодрамы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотерапевтическим.
В методике психогимнастики каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:
I фаза — снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);
II фаза — пантомима (поведение в случае, когда в окно влезает вор, боязнь запачкаться и т.п.);
III фаза заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).
«Психогимнастика» М.И. Чистиковой отличается в первую очередь тем, что она ориентирована на детей младшего возраста. Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучение элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движении в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретение навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия).
Заслуживает внимание программа рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик» использующих язык тепа в психотерапии нарушений общения у детей и подростков (М. Депфнер и др., 1981; А. Вильда-Кизель, 1987). Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В последние 10-15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков, т. н. тренинг социальных навыков,
В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение своих чувств детьми поощряется ведущим. Ведь назвать - значит более или менее понять.
Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные выражениям (реакции). Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.
Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике — выразительным движениям мышц лица» по пантомимике — выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике — выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразительным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции,- сосудистые, дыхательные, секреторные.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.
Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе, О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной» богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.
Ко времени рождения человека все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого (X. Остер, П. Экман, 1968).
Такие специфические эмоциональные состояния, как горе, страх, интерес, печаль» удивление, можно наблюдать уже у младенцев (Дж. Лойджман, Л. Стеттнер, 1982).
Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард, (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь», поэтому для формирования взаимной привязанности между матерью и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы мать понимала, что ей «сообщает ребенок, а ребенок должен «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию матери.
Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрослые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. Довольно часто бедность мимики, слабость и не дифференцированность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в развитии.
Проведав небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта.
Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть… А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии — сопутствующие движения. Причина — недостаточная дифферен-цированность движений. По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931) произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови к 7 годам (непроизвольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чаще все же у детей с задержкой в развитии.
Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное лицо у ребенка должно настораживать родителей.
Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция мажет быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать.
Если провести несложное исследование группы детей 4—6-летнего возраста, то мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим заданием.
Исключение составляют лишь те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет трудно, например, показать размер маленького комарика (муравьишки, малюсенькой сахаринки и т. п.). Дети, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми детьми с меньшей точностью распознают эмоционально-выразительные движения рук (Ю.Ф. Поляков, А.Е. Жирнова, 1988).
П.П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицатель эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные — ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,— говорят про счастливого человека.
Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без редких особенностей.
Могут ли 5—6-летние дети, произвольно принимать условленную позу? Чтобы узнать это, можно предложить ребенку в отсутствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает вперед плечи, сжимается, сгибается, меньшая сохраняет корпус распрямленным, т.е. не справляется с заданиями.
При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.
Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.
Таким образом, психогимнастика позволяет корректировать психические процессы ребенка, формировать у него основные средства выразительности, влиять на отношения ребенка со сверстниками.