Праздник «Прощание с Азбукой»
(дети входят под музыку «Первоклашка»)
1 Ведущий:
Сияньем глаз лучистых
Наполнен класс притихший
И светятся улыбки,
И песня рвётся ввысь.
Сегодня в школе праздник!
И всем гостям мы рады!
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Учитель.
В жизни все начинается с малого: с зернышка-хлеб, с лучика-солнышко, с кирпичика-дом, а знания-с первой книги каждого человека-Азбуки.
Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто все это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге-книге, с которой начинают учиться все:инженеры и академики, врачи и президенты, летчики и повара.
Мы сегодня выступаем
Перед вами в первый раз!
Мы сегодн представляем
Целиком наш первый класс!
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадоки зайчат!
Позабыли мы про мячик
И про игры во дворе.
Рассмотрели хорошенько
Все картинки в «Азбуке»!
В наших новеньких портфелях
Книжки новые лежат.
Будем мы учиться в школе
На «4» и на «5»!
И директор наш, ребята,
В первый класс ходил когда-то,
И учительница наша,
Все ходили в первый класс.
Наша очередь сейчас!
2 Ведущий:
В библиотеке школьной
Вас ждет хороший друг.
Он книгою зовется
Для всех ребят вокруг.
Сценка
Библиотекарь. У меня зазвонил телефон (снимает трубку) Кто говорит?
Слон. Слон.
Библиотекарь. Откуда?
Слон.От верблюда.
Библиотекарь. Что вам надо?
Слон. Шоколада.
Библиотекарь. Для кого?
Слон. Длясына моего.Моя крошка в первый класс отправляется сейчас, и еще пришли Азбуку, только старую не давай, ведь сегодня в первый раз, он идет в свой первый класс.
Библиотекарь. А потом позвонил Крокодил и со слезами просил.
Крокодил. Мой милый, хороший, пришли и мне Азбуку тоже, и мне, и жене, и Тотоше. Он сегодня учиться идет и Азбуку с собой возьмет.
Библиотекарь. А потом позвонил Зайчишка.
Зайчишка. И мне пришли, пожалуйста, книжку. Я сегодня в школу иду и Азбуку с собой беру.
Библиотекарь. А потом позвонил Медведь. Да как начал, как начал реветь. Погодите, Медведь, не ревите, объясните, чего вы хотите? Но он только «му», да «му», пошлю я Азбуку и ему.
И такая канитель целый день.
Библиотекарь. Ребята, а зачем животным нужна Азбука? Что вы узнали из азбуки? Чему вас научила эта волшебная книга?
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать.
И «спасибо» вот за это
Нужно Азбуке сказать!
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык.
1 Ведущий. Сегодня мы начинаем праздник «Прощание с Азбукой». А кем становится азбука для каждого из нас?
2 Ведущий. Она становится верным другом, помощником, учителем. Из этой первой книги вы узнали обо всех буквах алфавита. А помогли вам в этом учитель, родители и даже бабушки.
1 Ведущий. Не секрет, что иногда, а кому-то и всегда бабушки помогают делать уроки.
2 Ведущий. Также не секрет, что бабушки настолько любят своих внуков, что готовы сесть вместе с ними за парту. И таких бабушек мы хорошо знаем. Вот они.
Сценка Е.Смолина «Бабушки и внуки».( Выходят две бабушки)
1 Бабушка. Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.
2 Бабушка. Да что ты, я ещё уроки не сделала.
1 Бабушка. Какие уроки?
2 Бабушка. Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.
1 Бабушка. Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.
2 Бабушка.Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
1 Бабушка. Так, хорошо.
2 Бабушка.«…И днём, и ночью пёс учёный…»
1 Бабушка. Какой ещё пёс?
2 Бабушка.Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?
1 Бабушка. Да не пёс, а кот учёный! Поняла?
2 Бабушка.А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».
1 Бабушка. С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.
2 Бабушка.Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.
1 Бабушка. Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!
2 Бабушка.Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю, а ты помоги решить задачу.
1 Бабушка. Так… (берёт учебник, читает.) «С ванной соединены две трубы…» Запомни, чтобы решить задачу, нужно хорошенько представить себе то, о чём в ней говорится. «С ванной соединены две трубы» — ты представила?
2 Бабушка.Да-да, представила.
1 Бабушка. «…Через одну трубу вода вливается, через другую выливается». Представила?
2 Бабушка. Представила! (убегая.) Представила-а-а-а!
1 Ведущий. Не знаю, выучил ли бабушкин внук буквы, а наши первоклассники запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу и попрощаться с ней, но не забывать её, потому что эти буквы нам пригодятся всегда и везде.
2 Ведущий. Наши первоклассники исполнят для вас песню «Дружба с Букварем»
Песня «Дружба с Букварем»
1 Ведущий. Вот ипрозвенел звонок на последний урок по «Азбуке»
(Вбегает Буратино с Мальвиной)
Сценка «Мальвина и Буратино»
М. (строго) Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол! Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки! Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?!
Б. Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
М. (угрожающе) Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны.
Б.(в сторону говорит) Вот так попал!
М. Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Б. (хлопает по карманам) Врете, ни одного.
М. (терпеливо) Я говорю:предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Б. (уверенно) Два!
М.(умоляюще) Подумайте хорошенько!!!
Б. Два!
М. (с удивлением) Почему?
Б. Я же не отдам Некту яблок, хоть он дерись!
М. У вас нет никаких способностей к математике. Займемся диктантом. Пишите: «А роза упала на лапу Азора…»Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот. (Буратино молчит, Мальвина подходит) Но тут ничего нет! Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!
Б.( встает с места) Нашлась воспитательница, подумаешь! У самой фарфоровая голова, туловище ватой набито.
Учитель: Успокойся, Буратино, не надо ссориться! Приходи к нам на занятия и всему научишься. Грамоте учиться-всему пригодиться!
2 Ведущий. Праздник уже начался, а самого главного гостя «Азбуки» и нет. Давайте, ребята, ребята, позовем ее.
Ребята. Азбука, Азбука, мы ждем тебя!
Учитель. Не идет. Давайте позовем по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «Азбука». А мы все громко захлопаем после этого в ладоши.
(Под музыку входит «Азбука»)
Азбука:
Здравствуйте, ребята.
Я – Азбука, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ученик. Азбука, ты книга первая моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Азбука: Спасибо за теплые слова.
Буквы, по порядку рассчитайся!
Ученики читают стихи.
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Белоснежка. Здравствуйте, ребята! Я – Белоснежка, самая красивая и заботливая на свете! Сегодня у вас праздник: прощание с первым учебником, который вы прочли от корки до корки. Поздравляю вас с этим событием. Давайте еще раз заглянем на страницы азбуки.
(Вдруг выключается свет, звучит зловещая музыка, свет включается, музыка стихает, и все видят, что азбука пропала, а на ее месте лежит записка)
Белоснежка. Ой-ой-ой! А где Азбука?! Тут какая-то записка. Что тут написано?! (на слайде)
Мы Азбуку у вас украли
Её название разобрали
Как все буквы соберёте,
Быстро Азбуку найдете.
Вот вам карта, что –бы знать,
Где же буквы вам искать.
Белоснежка.
Ой-ой-ой! Ну что ж, ребята!
В названии « Азбука» пять букв имеется,
Мы их все знаем и на них надеемся.
Надо буквы все собрать.
Тогда и узнаем,где книгу нам искать.
Мы всякую нечисть должны навестить
И в честном бою её победить.
Так-так, по карте первая буква А. Ну что ж, в путь.
(звучитпесняиз м/ф «Бременские музыканты» под названием «Говорят, мы бяки-буки» Музыка Г.Гладкова, сл.Ю.Энтина)
Танцуя, выходят Атаман и разбойники.
Атаман. Я Атаман.
Разбойники. А мы разбойники.
Атаман и разбойники (вместе)
Если правильный ответ нам не дадите,
То совет мы вам даем - бегите!
Атаман. Выполните задание, а мы отдадим буквы А и З.
Поставьте буквы в правильном порядке, чтобы получились слова.
Д Б О Р О Т А
Ш О Л А К
Атаман. Молодцы! Хорошо, вот вам ваши буквы, а мы дальше на разбой!
Белоснежка. Ах, две буквы есть, найдем и третью. По карте буква Б находится у Бабы-яги.
(Выскакивают Бабки-ежки)
Баба-яга 1.
Я Бабушка-яга,
Женщина приметная.
Костяная есть нога,
Я с вами неприветлива.
(Ехидно) Здравствуйте, сладенькие, здравствуйте, миленькие. Что букву пришли вызволять?
Белоснежка. Да, бабушка, отдайте нам ьукву!
Баба-яга 1. Ишь, какие хитрые, просто так букву им отдай. Очень я загадки люблю, вот отгадаете, Тогда посмотрим:отдавать вам букву или нет!
Баба-яга 2. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Баба-яга 3. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
Баба-яга 4. Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
Все вместе: Заберите свою букву Б.
Белоснежка. Что ж, ребята, судя по карте, буква У в плену у Ужастика. Что нам Ужастики, мы их не боимся!
(Звучит музыка, появляется Ужастик)
Ужастик.
Я Ужастик, я ужасный,
И я очень, очень страшный.
По ночам я прихожу,
Всех пугаю и бужу.
Разгадайте вы мое задание,
А не то приду к вам ночью на свидание! УУУУУУУУ!
Белоснежка.(иронически) Ой, как нам страшно! Что у тебя там за задание?
Ужастик. Дети должны ответить на мои вопросы.
- Сколько букв в русском языке? На какие группы делятся? Сколько гласных букв?
Ужастик. Надо же, справились, забирайте букву У.
Белоснежка. Что ж, ребята, снова в путь!
С Кощеем справимся мы как-нибудь.
Под устрашающую музыку выходит Кощей Бессмертный)
Кощей. Я Бессмертный Кощей!
Не люблю я детей.
Так что смотрите, меня не гневите!
Быстро отвечайте и букву получайте.
Очень частушки я люблю, но за всю свою бессмертную жизнь стал их забывать.
Половину помню, половину нет. Ну-ка, спойте мне частушки!
Девочки исполняют частушки.
Кощей. Забирайте свою букву К.
Белоснежка. Ура, ребята, мы собрали все буквы. А где же наша Азбука? Давайте хором позовем ее: «Азбука!»
(Дети зовут, выходит Азбука)
Ведущий 1: А теперь немного грустная нотка в нашем празднике.
Ученик. Помнишь, встретились с тобой в первый раз,
Несмышлёныши – девчонки, мальчишки,
Помнишь, ты учила грамоте нас,
И теперь легко читаем мы книжки.
Расстаёмся – только ты не грусти,
Мы с тобою вместе жили так славно!
Будет много книг на нашем пути,
Только ты из всех останешься главной!
Азбука. Вы отлично отвечали.
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься.
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Ведущий 2: А теперь дети хотят подарить Азбуке песню.
Песня «Азбука» (слова З.Петровой, муз.А. Островского)
Дети: Прощай, Азбука!
Азбука. Ах! Забыла совсем, друзья,
Что представить должна Я,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
Под музыку выходит книга по литературному чтению
Литературное чтение.
Вам мое почтение (кланяется)
Я – книга для чтения,
Полистай мои страницы;
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знание дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Учитель. Сегодня, ребята, у нас особенный день. Мы попрощались с Азбукой и вступаем в большую семью читателей. Успехов, удачи, радости вам на этом трудном, но очень интересном пути. Вы с честью справились со всеми испытаниями и, конечно, за свой труд заслужили дипломы!
(Вручение дипломов и медалей)