Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МОБУ «Ульяновская СОШ» на 2023-2024 учебный год основного общего образования (далее – Программа воспитания) разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в Россий- ской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализа- ции в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);
Федеральный закон РФ от 04 сентября 2022 года №371-ФЗ "О внесении изме- нений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, (Указ Прези- дента Российской Федерации от 02 июля 2021года № 400)
Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18 мая 2023 года
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18 мая 2023 года
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18 мая 2023 года
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; -
Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30 сентября 2022 го- да «Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; - Приказ Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11 декабря 2020 года «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образователь- ные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспита- ния», в соответствии с примерной программой воспитания, одобренной реше- нием федерального учебно-методического объединения по общему образова- нию (протокол от 23.06.2022г. № 3/22).
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности обра- зовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабо- чими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитатель- ной деятельности в школе
разработана и утверждена с участием коллегиальных органов управления МБОУ «Ульяновская СОШ».;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществля- емой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских ба- зовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
- Целевой раздел
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ «Ульяновская СОШ» определяется содержанием российских базовых (гражданских, националь- ных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Феде- рации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспита- ния обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучаю- щихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных ре- лигий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ «Ульяновская СОШ».;планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ- ственности за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и куль- турных традициях многонационального народа России.
Цель воспитания обучающихся в школе:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в рос- сийском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, обще- ства и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, ува- жения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему поколению, взаимного уважения, бе- режного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых зна- ний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценно- стям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям со- циокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отно- шений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных про- грамм в соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личност- ному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельно- сти;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностно- го отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитатель- ная деятельность в школе планируется и осуществляется на основе аксиологи- ческого, антропологического, культурно-исторического, системно- деятельностного, личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятель- ности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жиз- недеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
- Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям вос-
питания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся ру- ководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданского воспитания, способствующего формированию россий- ской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Россий- ской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государ- стве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к пра- вам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к род- ному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исто- рического просвещения, формирования российского национального историче- ского сознания, российской культурной идентичности;
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирова- ния традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетиче- ской культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, при- общения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасно- го поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудо- вую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продук- тивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение вы- дающихся результатов в профессиональной деятельности;
Экологического воспитания, способствующего формированию экологи-
ческой культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружаю- щей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стрем- ления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению зна- ний, качественного образования с учетом личностных интересов и обществен- ных потребностей.
- Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на до- стижение которых должна быть направлена деятельность педагогического кол- лектива для выполнения требований ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содер- жанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспита- тельного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Гражданское воспитание:знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональ- ном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исто- рического просвещения, российского национального исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, ре- ализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, закон- ных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстре- мизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участи в жизни класса, школы, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
осознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям наро- дов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искус- стве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и за- щитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ори- ентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом националь- ной, религиозной принадлежности);
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и цен- ностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях ин- дивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнацио- нального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий об- щаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания се- мьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литера- туре как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их вли- яния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и са- мовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценно- стей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художе- ственном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных уси- лий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблю- дение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регу- лярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей). Понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различ-
ного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков тру- довой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной са- мореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятель- ность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуаль- ной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов, потребностей.
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учё- том индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природой и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания, накоплений знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информацион- ной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опы-
10 Дополнительное образо- вание Работа с классными ру- ководителями
- Содержательный раздел.
Уклад школы.
Уклад МБОУ «Ульяновская СОШ».; удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик и репетуцию МБОУ «Ульяновская СОШ». в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Рабочая программа воспитания МБОУ «Ульяновская СОШ».;разработана с учетом особенностей и традиций школы.
Педагоги школы уделяют значительное внимание развитию обучающих- ся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельно- сти с детьми. Классные руководители владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в школе и классе.
В школе сложилась своя воспитательная система, которая включает в се- бя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
Воспитание в процессе обучения.
Внеурочная (внеучебная) деятельность.
Внешкольная деятельность.
Воспитательная среда Работа с библиотекой Социально- психологическая служба Работа по профилак- тике правонарушений – Совет профилактики
Процесс воспитания в школы основывается на следующих принципах вза- имодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в лицее;
Школа нацелена на развитие самосознания педагогического коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответствен- ность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и куль- турных традициях многонационального народа России.
Основу воспитательной системы МБОУ «Ульяновская СОШ» составляют наиболее значимые школьные события, традиционные дела, меропри- ятия, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педаго- гов: Еженедельная Церемония поднятия Государственного Флага Российской Федерации, «День знаний», классные часы «Разговоры о важном», «День учи- теля», день самоуправления, выборы Совета школы «Твой выбор», творческие фестивали, посвященные Дню матери, Новому году и Рождеству, фестиваль та- лантов «Созвездие», марафоны добра, мероприятия военно-патриотической направленности (Уроки мужества, Дни воинской славы, смотр строя и песни, фестиваль агит-бригад) патриотические, благотворительные и экологические акции , спортивные мероприятия, Последний звонок и др.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых школа планирует принять участие в 2023-2024 учебном году:
РДДМ «Движение первых».
Всероссийские проекты «Футбол в школе»
Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
Федеральный проект «Орлята России».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Основные традиции воспитания в МБОУ «Ульяновская СОШ».;
в течение года реализуются основные школьные дела, через которые осу- ществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для вос-
питания других совместных дел педагогических работников и обучающихся яв- ляется коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
педагогические работники школы ориентируются на формирование коллекти- вов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
важное место в воспитательной работе отводится педагогическому сопро- вождению одарённых детей;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реа- лизующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Традиции и ритуалы: в школе проводится еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ и выносом школьного знаме- ни; посвящение в первоклассники, участие в социально значимых акциях и проектах, экологических акциях.
Школа имеет свою символику: флаг, эмблему, стиль. Разработаны и выпол- няются нормы этикета обучающихся (правила поведения в школе).
Важную роль в развитии, совершенствовании условий воспитания, воспита- тельной деятельности играют взаимодействие с социальными партнерами.
В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необ- ходимые для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, конфликты в семье, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
Для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности необходимо провести ряд целенаправленных мероприятий:
привлечение родительской общественности к планированию, организа- ции, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу;
внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями;
выработка единых требований к обучающимся со стороны педагогов и родителей;
выработка и реализация мотивационных мер поддержки и привлечения обучающихся 5-11 классов для участия в конкурсах творческой и спор- тивной направленности;
введение в традицию конкурса «Лучший/классный класс», «Ученик года»;
возобновление работы Штаба воспитательной работы;
активное привлечение к воспитательной работе всех субъектов профилак- тики;
введение в штатное расписание школы должности «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими организациями», который скоординирует работу с обучающимися различных школьных объедине- ний и собственным примером будет проявлять активную гражданскую позицию;
создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции обу- чающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского движения, включение в деятельность в деятельность проекта «Орлята России» (для обучающихся 1-4 классов), РДДМ «Движение первых» (для обучающихся 5-11 классов).
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной ра- боты в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, сред- ствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МБОУ «Ульяновская СОШ».; представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Урочная деятельность», «Вне- урочная деятельность», «Классное руководство», «Основные школьные дела»,
«Внешкольные мероприятия», «Организация предметно-пространственной сре- ды», «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Само- управление», «Профилактика и безопасность», «Профориентация», «Социаль- ное партнерство».
Модули описаны последовательно по мере уменьшения их значимости в воспитательной системе МБОУ «Ульяновская СОШ».;
- Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, ауди- торных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) преду- сматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традицион- ных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского истори- ческого сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствую- щего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, мо- дулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздей- ствие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию прио- ритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказыва- ний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым со- бытиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стиму- лирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу обще- образовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательны- ми потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотруд- ничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспита- тельной направленности.
- Модуль «Внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность обучающихся НОО школы реализуется в раз- личных формах (кружки, спортивные секции, клубы, студии) и осуществляется через формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития.
В МБОУ «Ульяновская СОШ». модель плана внеурочной дея- тельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности
Каждому обучающемуся предлагается 10 кружков и секций в неделю. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся на уровне основного общего образования осуществляется в рамках выбранных ими курсов, за- нятий по следующим направлениям:
внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной про-
граммы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удо- влетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные инте- ресы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотно- сти (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обу- чающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удо- влетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обу- чающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, про- фессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально- производственном окружении;
внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса вос- питательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, за- нятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и со- циальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
внеурочная деятельность по организации деятельности ученических со- обществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, раз- новозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и др.;
внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспече- ние учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с ро- дителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и др.);
внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности
жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
Для всех обучающихся проводятся курс патриотической, гражданско- патриотической, направленности: «Разговор о важном», направленный на фор- мирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необ- ходимый ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе и курс по профориентационной и просветительской направленности .
В целом, внеурочная деятельность направлена на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом потребностей обучающихся, родителей (закон- ных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
В рамках спортивно-оздоровительной деятельности и деятельности школьно- го спортивного клуба «ФРЕГАТ»в школе проводятся занятия по направлениям:
«Баскетбол», «Подготовка к ГТО», «Футбол в школе»,
«ОФП», «Спортивные игры»
Дополнительное образование обучающихся школы реализуется через дея- тельность образовательного центра «Точка роста» для поддержки изучения предметов естественно-научной и технологической направленностей.
- Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной темати- ческой направленности (не реже 1 раза в неделю):
классные часы, посвящённые значимым событиям страны, города и региона; посвящённые юбилейным датам, Дням воинской славы России;
классные часы, направленные на развитие формирование здорового образа жизни, сплочение ученического коллектива;
организационные классные часы по подготовке коллективного творческого дела и др;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучаю- щимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными по- требностями, способностями, давать возможности для самореализации, уста- навливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование (с возможным привлечением педагога-психолога), внеучебные и внешкольные ме- роприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса (Кодекс клас- са), участие в выработке таких правил поведения в образовательной организа- ции;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюде- ния за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (нала- живание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обу- чающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфо- лио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, лич- ностные достижения (по желанию);
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на фор- мирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, преду- преждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
инициирование/проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающих- ся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже 1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным чле- нам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующе- го в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающих- ся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприя- тий.
- Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусмат- ривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музы- кальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, ре- гиональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все клас- сы: День знаний, День учителя, День матери, День защитника Отечества, День Победы, Праздник последнего звонка и др. Данные мероприятия организованы в том числе с учётом календаря памятных и знаменательных дат;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Капля жизни», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Окна Победы» и др.
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, перехо- дом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение но- вых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «Послед- ний звонок», церемония вручения аттестатов, «Посвящение в первоклассники» и др.;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в кон- курсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной органи- зации, федеральной территории (еженедельные линейки с чествованием побе- дителей и призёров конкурсов, олимпиад, соревнований: фестиваль «Созвездие талантов», «Президентские состязания» и др);
социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые обу- чающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социаль- ных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотиче- ской, трудовой и другой направленности (Марафон добра, Экологический квест-конкурс «Черное море», проект «Я помню! Я горжусь!», акции «Чистый берег», «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Помоги птицам зимой», «Геор- гиевская ленточка» и др.);
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в раз- ных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ве- дущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающи- мися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
- Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с со- циальными партнерами образовательной организации;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, ор- ганизуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам, курсам, мо- дулям: Предметные недели, праздник «Прощание с букварём» и др.;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, театры, спортивные мероприятия, выставки и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприя- тия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, ор- ганизуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко- культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности россий- ских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризу- ющаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
- Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государ- ственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб);
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, региона, федеральной территории (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культуро- логических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготов- ленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деяте- лей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, геро- ев и защитников Отечества;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способно- сти, знакомящих с работами друг друга;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового про- странства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической вос- питательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сооб- щения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл пер- вого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме но- востную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно- нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
разработку и популяризацию символики образовательной организации (эм- блема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способно- сти, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образо- вательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озелене- ние территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле и/или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучаю- щимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, празд- ников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный ди- зайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопро- сах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
- Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителя- ми)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в школе, в классах представительных органов роди- тельского сообщества (общешкольный родительский совет, родительский коми- тет класса), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обу- чения;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоот- ношений обучающихся и педагогов, а также получать консультации психоло- гов, врачей, социальных работников, обмениваться опытом;
участие в Дне открытых дверей, на которых родители (законные представите- ли) могут посещать уроки и внеурочные занятия;
организацию интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью об- суждения интересующих родителей вопросы, согласование совместной дея- тельности;
организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, преду- смотренных нормативными документами о психолого-педагогическом конси- лиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведе- нию классных и общешкольных мероприятий;
участие родителей в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ), комиссии родительского контроля организации и качества питания обу- чающихся;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, остав- шихся без попечения родителей, приемных детей.
- Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в образовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность органа ученического самоуправления;
представление органом ученического самоуправления интересов школьников в процессе управления Школой, формирования её уклада;
защиту органом ученического самоуправления законных интересов и прав школьников;
участие представителей органа ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности школы;
реализацию и развитие деятельности РДДМ «Движение первых», «Орлята России»;
организацию деятельности школьного медиацентра, освещающего деятель- ность школы, детских сообществ в социальных сетях, в том числе в группе В Контакте.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чув- ство собственного достоинства, а обучающимся предоставляет широкие воз- можности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Основная цель модуля «Самоуправление» заключается в создании условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся. Участие в школьном самоуправлении – это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми.
Структура ученического самоуправления школы имеет несколько уровней и осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность выборного органа ученического самоуправления старшеклассников (8-10 классы), создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия админи- стративных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность органа ученического самоуправления (5-7 классы), объединяющего старост/командиров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от класс- ных коллективов;
через деятельность творческих советов дела (временных), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, ак- ций и т. п.
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучаю- щихся класса лидеров (старост или дежурных командиров ), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его ра- боту с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководи- телей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса;
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей (времен-
ных).
Уровни самоуправления | Направления работы |
Классное самоуправление Совет класса - исполнительный орган классного ученического самоуправле- ния, создающийся с целью планирова- ния и организации и проведения дел классного коллектива. Задача классного самоуправления со- стоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – ис- ходит от ученика |
-выполнение коллективных, группо- вых и индивидуальных поручений (реализация школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за класс- ной комнатой, комнатными растени- ями и т.п.);
-деятельность школьной прессы;
|
Школьное самоуправление Совет активистов школы - исполни- тельный орган самоуправления в школе, создаваемый с целью получе- ния обучающимися опыта самостоя- тельного общественного действия, который состоит из секто- ров/направлений: учебного, спортив- но -оздоровительного, культурно- массового, медиа, др. На этом уровне члены Совета ак- |
|
тивно взаимодействуют с педагогом- организатором, представителями ли- деров педагогического и родитель- ского коллектива. | |
- Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедея- тельности как условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции безопасности; месячник безопасности дорожного движения; со- циально-психологическое тестирование; школьная служба медиации и т.д.);
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов по- вышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, за- висимости и проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранитель- ных органов, опеки и др.): Мониторинг деструктивных проявлений обучаю- щихся, а также мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные со- общества;
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на рабо- ту как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, програм- мы профилактической направленности социальных и природных рисков в Шко- ле и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте,
на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обо- роне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятель- ности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), ис- пытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специаль- ной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.).
- Модуль «Социальное партнерство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства преду- сматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уро- ков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей темати- ческой направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, вне- школьных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, ро- дительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений акту- альных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муници- пального образования, региона, страны;
реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающими- ся, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на вос- питание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воз- действие на социальное окружение.
- Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессио- нального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвя- щенных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн- тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, вклю- ченных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонен- та участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополни- тельного образования.