МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНА на заседании МО классных руководителей Протокол № __ от «__ » ___ 2022 г Руководитель МО _________ Волынец Л.В. | СОГЛАСОВАНА заместитель директора
_______ Е.А.Иванова | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №20» г. Стерлитамак РБ
___________ Н.П.Семенова Приказ №______ от «___» _________ 2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тропинки в профессию»
социального направления
для обучающихся 3 Б класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Патрасенко А.Р.,
учитель начальных классов
г. Стерлитамак 2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы ООО
Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем.
Основные задачи:
формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 20» на 2022/2023 учебный год рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Тропинки в профессию» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год в 3-х классах).
Формы проведения занятий
Занятия по программе проводятся в следующих формах: интеллектуальный марафон, деловая игра, литературная гостиная, др.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках направлений программы воспитания;
в возможности комплектования разновозрастных групп для организации совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в примерной программе воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Основные ценности характеризуются следующим образом:
Содержание курса «Тропинки в профессию важном» направлено на формирование у обучающихся социальных навыков, профессиональных представлений.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Тропинки в профессию» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.)
Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы».
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.)
Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии».
Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.)
Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…»
Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.)
Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
Метапредметные:
Владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные:
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия, раздела | Количество часов | Форма занятия | ЦОР/ЭОР |
| Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.) |
|
|
|
1/1 | Представление о труде взрослых. | 1 | - - Беседа | Интерактивный урок РЭШ |
2/2 | Представление о труде взрослых. | 1 | - - Беседа | Интерактивный урок РЭШ |
3/3 3/3 | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | 1 | Викторина | Интерактивный урок РЭШ |
4/4 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | 1 | Исследование | Интерактивный урок РЭШ |
5/5 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии | 1 | Беседа | Интерактивный урок РЭШ |
6/6 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
7/7 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
| Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) |
|
|
|
8/1 | Кем работают мои родные? | 1 | Беседа | Интерактивный урок РЭШ |
9/2 | Кем работают(ли) бабушки и дедушки? | 1 | Беседа | Интерактивный урок РЭШ |
10/3 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | 1 | Практикум | Интерактивный урок РЭШ |
11/4 | Исследование трудовой истории моей семьи. | 1 | Исследование | Интерактивный урок РЭШ |
12/5 | Оформление страницы портфолио. | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
13/6 | Оформление страницы портфолио. | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
14/7 | Семейные династии. | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
15/8 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
16/9 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | 1 | Творческая мастерская | Интерактивный урок РЭШ |
| Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.) |
|
|
|
17/1 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | 1 | Викторины Игра | Интерактивный урок РЭШ |
18/2 | Как рождаются новые профессии. | 1 | Соревнование Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
19/3 | Как рождаются новые профессии. | 1 | Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
20/4 | Исчезают ли профессии? | 1 | Игра Наблюдение | Интерактивный урок РЭШ |
21/5 | Как приобрести профессию? « | 1 | Исследование | Интерактивный урок РЭШ |
22/6 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | 1 | Соревнование Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
23/7 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | 1 | Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
| Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.) |
|
|
|
24/1 | Сложности выбора профессии | 1 | Соревнование Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
25/2 | Сложности выбора профессии | 1 | Соревнование Эксперимент | Интерактивный урок РЭШ |
26/3 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | 1 | Игра Наблюдение | Интерактивный урок РЭШ |
27/4 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | 1 | Игра | Интерактивный урок РЭШ |
28/5 | В.Маяковский «Кем быть?». | 1 | Игра | Интерактивный урок РЭШ |
29/6 | В.Маяковский «Кем быть?». | 1 | Игра | Интерактивный урок РЭШ |
30/7 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». | 1 | Практические занятия | Интерактивный урок РЭШ |
31/8 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». | 1 | Практические занятия | Интерактивный урок РЭШ |
32/9 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.
| 1 | Викторины Игра | Интерактивный урок РЭШ |
33/10 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.
| 1 | Практические занятия | Интерактивный урок РЭШ |
34/11 | Защита творческих проектов | 1 | Практические занятия | Интерактивный урок РЭШ |
Приложение 1 к рабочей программе
курса внеурочной деятельности
«Тропинки в профессию»
для обучающихся 3 б класса
на 2022-2023 учебный год.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во час. | По плану | По факту | Примечания |
Раздел 1. Представление о труде взрослых. (7 ч.) | |||||
1/1 | Представление о труде взрослых. | 1 | 05.09 |
|
|
2/2 | Представление о труде взрослых. | 1 | 12.09 |
|
|
3/3 | Вот у Коли, например, мама – милиционер. | 1 | 19.09 |
|
|
4/4 | «Мама – лётчик? Что ж такого?» | 1 | 26.09 |
|
|
5/5 | Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии | 1 | 03.10 |
|
|
6/6 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | 1 | 10.10 |
|
|
7/7 | Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». | 1 | 17.10 |
|
|
Раздел 2. Кем работают мои родные? (9 ч.) | |||||
8/1 | Кем работают мои родные? | 1 | 24.10 |
|
|
9/2 | Кем работают(ли) бабушки и дедушки? | 1 | 07.11 |
|
|
10/3 | Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». | 1 | 14.11 |
|
|
11/4 | Исследование трудовой истории моей семьи. | 1 | 21.11 |
|
|
12/5 | Оформление страницы портфолио. | 1 | 28.11 |
|
|
13/6 | Оформление страницы портфолио. | 1 | 05.12 |
|
|
14/7 | Семейные династии. | 1 | 12.12 |
|
|
15/8 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | 1 | 19.12 |
|
|
16/9 | Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». | 1 | 26.12 |
|
|
Раздел 3. Эволюция профессий. (7 ч.) | |||||
17/1 | Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. | 1 | 16.01 |
|
|
18/2 | Как рождаются новые профессии. | 1 | 23.01 |
|
|
19/3 | Как рождаются новые профессии. | 1 | 30.01 |
|
|
20/4 | Исчезают ли профессии? | 1 | 06.02 |
|
|
21/5 | Как приобрести профессию? « | 1 | 13.02 |
|
|
22/6 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | 1 | 20.02 |
|
|
23/7 | «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» | 1 | 27.02 |
|
|
Раздел 4. Сложности выбора профессии. (11 ч.) | |||||
24/1 | Сложности выбора профессии | 1 | 06.03 |
|
|
25/2 | Сложности выбора профессии | 1 | 13.03 |
|
|
26/3 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | 1 | 20.03 |
|
|
27/4 | Книгу переворошив, намотай себе на ус - все работы хороши, выбирай на вкус! | 1 | 03.04 |
|
|
28/5 | В.Маяковский «Кем быть?». | 1 | 10.04 |
|
|
29/6 | В.Маяковский «Кем быть?». | 1 | 17.04 |
|
|
30/7 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». | 1 | 24.04 |
|
|
31/8 | Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». | 1 |
15.05 |
|
|
32/9 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.
| 1 |
|
| |
33/10 | Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны!.
| 1 | 22.05 |
|
|
34/11 | Защита творческих проектов | 1 |
|
|