«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования

Рабочая программа учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 № 21-НП), зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022, регистрационный N 5053), а также Примерной программы воспитания.

на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021);

с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Приказ МОН ДНР от 15.07.2022 г. № 571);

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Технология для 1-4 классов образовательных организаций). Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 № 21-НП), зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022, регистрационный N 5053), а также Примерной программы воспитания.

на основании Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании». (№ 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 28.12.2021);

с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (Приказ МОН ДНР от 15.07.2022 г. № 571);

ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Технология для 1-4 классов образовательных организаций). Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3)

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

В результате изучения предмета «Технология» в начальной

школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

  • первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;

  • осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

  • проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

  • проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

  • проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

  • готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

  • осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;

  • сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;

  • делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;

  • использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;

  • комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;

  • понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.

Работа с информацией:

  • осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

  • анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;

  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.

Коммуникативные УУД:

  • вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

  • создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;

  • строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

  • объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.

Регулятивные УУД:

  • рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);

  • выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

  • планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

  • выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:

  • организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;

  • проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;

  • понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

1 класс

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

  • правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;

  • применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;

  • действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

  • определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др.), использовать их в практической работе;

  • определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр.); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;

  • ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;

  • выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способами обрывания, вырезания и др.; сборку изделий с помощью клея, ниток и др.;

  • оформлять изделия строчкой прямого стежка;

  • понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;

  • выполнять задания с опорой на готовый план;

  • обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;

  • рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;

  • распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);

  • называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими;

  • различать материалы и инструменты по их назначению;

  • называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр.; собирать изделия с помощью клея, пластических масс и др.; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;

  • использовать для сушки плоских изделий пресс;

  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;

  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

  • понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;

  • осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;

  • выполнять несложные коллективные работы проектного характера.

2 класс

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

  • понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;

  • выполнять задания по самостоятельно составленному плану;

  • распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие); наблюдать гармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;

  • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

  • самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

  • анализировать задание/образец по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;

  • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и др.);

  • читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);

  • выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз); чертить окружность с помощью циркуля;

  • выполнять биговку;

  • выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;

  • оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;

  • понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета); соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;

  • отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;

  • определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;

  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

  • решать несложные конструкторско-технологические задачи;

  • применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;

  • делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

  • выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;

  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;

  • называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.

3 класс

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;

  • выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);

  • узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

  • называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и др.);

  • читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);

  • узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);

  • безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;

  • выполнять рицовку;

  • выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;

  • решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;

  • понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач;

  • конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

  • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;

  • называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

  • понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

  • выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;

  • использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;

  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

4 класс

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении; о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;

  • на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;

  • самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

  • понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

  • выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге и пр.), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;

  • выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;

  • решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;

  • на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;

  • создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);

  • работать с доступной информацией; работать в программах Word, Power Point;

  • решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;

осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности; предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными.

Основные модули курса «Технология»:

  1. Технологии, профессии и производства.

  2. Технологии ручной обработки материалов:

  • технологии работы с бумагой и картоном;

  • технологии работы с пластичными материалами;

  • технологии работы с природным материалом;

  • технологии работы с текстильными материалами;

  • технологии работы с другими доступными материалами.

  1. Конструирование и моделирование:

  • работа с «Конструктором»

  • конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

  • робототехника*.

  1. Информационно-коммуникативные технологии*.

Другая специфическая черта программы состоит в том, что в общем содержании курса выделенные основные структурные единицы являются обязательными содержательными разделами авторских курсов. Они реализуются на базе освоения обучающимися технологий работы как с обязательными, так и с дополнительными материалами в рамках интегративного подхода и комплексного наполнения учебных тем и творческих практик. Современный вариативный подход в образовании предполагает и предлагает несколько учебно-методических комплектов по курсу «Технология», в которых по-разному строится традиционная линия предметного содержания: в разной последовательности и в разном объёме предъявляются для освоения те или иные технологии, на разных видах материалов, изделий. Однако эти различия не являются существенными, так как приводят к единому результату к окончанию начального уровня образования.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 класс


1

Технологии, профессии и производства


6 ч

2

Технологии ручной обработки материалов

15 ч

3

Конструирование и моделирование

10 ч

4

Информационно- коммуникативные технологии

2 ч


2 класс


1

Технологии, профессии и производства

8 ч

2

Технологии ручной обработки материалов

14 ч

3

Конструирование и моделирование

10 ч

4

Информационно-коммуникативные технологии

2 ч


3 класс


1

Технологии, профессии и производства

2

Технологии ручной обработки материалов

10ч

3

Конструирование и моделирование

12ч

4

Информационно- коммуникативные технологии


4 класс


1

Технологии, профессии и производства


12ч

2

Технологии ручной обработки материалов

6 ч

3

Конструирование и моделирование

10 ч

4

Информационно- коммуникативные технологии

6 ч




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее