Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат №17 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья городского округа
Самара»
Проект программы курса
внеурочной деятельности
«Юный эколог-исследователь»
Направление: Общеинтеллектуальное
для детей 12 -17 лет
(срок реализации 2 года)
По результатам освоения курса
«Организация и содержание внеурочной
деятельности обучающихся с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС
Исполнитель: Колесникова Татьяна Анатольевна
учитель химии и биологии,
ГБОУ школы-интернат № 17
(высшая квалификационная категория)
педагог дополнительного образования
МБУ ЦДТ «ИРБИС»)
Самара 2020г
Пояснительная записка
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель педагога - помочь ребенку и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, в объединении «Юный эколог-исследователь» занимаются учащиеся от 12 до 17 лет. Очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе, однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи, большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. Главная особенность данной программы в том, что она реализуется в специальном коррекционном учреждении образования для слабовидящих детей. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом занятии, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует использование и проведение нестандартных форм занятия в своей основной педагогической деятельности, как учителя химии и биологии и ПДО. Целесообразно использовать не только занятия на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как диспуты, семинары, викторины, всевозможные экологические сказки, воспитывающие любовь к природе. Занятия объединения дополнительного образования помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ и ЕГЭ.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на обучение детей от 12-17 лет. Объём программы – 216 часов. Режим занятий - 3 раза в неделю по 40 мин, при наполняемости - 15 обучающихся в группе.
ЦЕЛЬ программы:
- Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности учащихся.
2. Формировать у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности
Воспитательные:
1. Воспитать навыки коммуникативного общения; коллективной деятельности;
2. Способствовать становлению активной жизненной позиции в соответствии с концепцией устойчивого развития в деле рационального использования и преобразования окружающей среды;
Обучающие:
1. Сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать их важность и насущную необходимость в современный период;
2. Сформировать у подрастающего поколения экологическое мышление, экологические, моральные, правовые взгляды на природу и место в ней человека;
Развивающие:
1. Создать условия для развития творческой активности учащихся.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в углубление и расширении знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользования», «Биоэкология», формирование элементарных навыков изучения природы, используя исследовательскую деятельность.
Нормативно-правовая база
Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
Данная программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и направлена на развитие интереса к предмету биология
Новизна программы заключается в том, что
Педагог дополнительного образования является и учителем химии и биологии, поэтому осуществляется тесная связь школьных предметов с дополнительным образованием. В работе объединения, обучающиеся на практике используют все теоретические знания, изученные по школьной программе.
Основная форма деятельности – исследовательская. Она одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, навыки работы с научной литературой, навыки общения, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Кроме того, новизна данной дополнительной образовательной программы заключается и в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа апробирована в образовательном учреждении в течение нескольких лет для слабовидящих детей ( 1 год обучения). В программу объединения (2-й год обучения) было добавлено больше практических и лабораторных работ, творческих заданий: рефератов и научно-исследовательских проектов.
Отличительной особенностью ее является использование разнообразных методов работы, а также социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Средства реализации программы
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии, защита исследовательских работ, мини-конференция.
Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, комбинированная, фронтальная. Формы организации учебного занятия — акция, беседа, защита проектов, игра, конференция, лекция, практическое занятие, представление, презентация, семинар, экскурсия.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические часть обучения используется для формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся.
К работе в объединении дети приступают после проведения соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы.
Формы контроля: защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, социальных акциях.
Высшей оценкой успехов являются итоги соревнований, показательных выступлений, конкурсов. Соревнования и связанные с ними процессы играют важную роль в общении и дружбе детей, формируют идеи коллективизма, патриотизма, позволяют выявить индивидуальные качества присущие лидеру.
Планируемые результаты.
Компетентности, приобретаемые ребёнком:
Учебные:
1. Комплексное изучение экологии
2. Решать учебные и самообразовательные задачи; извлекать пользу из образовательного опыта;
Исследовательские:
1. Получение и обработка информации;
2. Обращение к различным источникам данных и их использование;
3. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах, на конференциях.
Социально-личностные: оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
1.Владение социально-бытовыми умениями.
2.Наличие адекватных представлений о своих возможностях, нуждах и правах.
Коммуникативные:
1.Выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других детей.
2.Способность вступать в коммуникацию.
3.Выступать на научно-практических конференциях разного уровня - владение способами презентации себя и своей деятельности.
Общеинтеллектуальные.
1.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
2.Совершенствование свойств мышления (классификация, обобщение, сравнение)
3.Расширение представлений о мире и его устройстве.
4.Работа в темпе занятия.
Информационные:
1.Способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ;
2. формирование у них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном пространстве.
Средства реализации программы
Материально-технические.
1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.
2. Шкафы и полки; шкафы для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.
3. Магнитофон, компьютер, фотоаппарат.
Внешние условия.
Контакты с научными организациями: Эколого-биологический центр, посещение Зоомузея, контактного зоопарка.
Содержание программы
Учебный план объединения
Название раздела | Кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | Лаб. работ | Результат |
1.Экологические особенности растений | 72 | 52 | 7 | 6 | 7 | Подготовка проекта «Создание экологического маршрута по природным объектам с. Дубовый Умет» |
2.Экологические особенности животных | 72 | 64 | 2 | 3 | 3 | Подготовка проекта «Развитие тропических бабочек в домашних условиях» |
3.Антропоэкология Экология и здоровье человека | 72 | 64 | 6 | 0 | 2 | Подготовка проектов «Экология нашей квартиры», «Индустрия красоты: польза или вред?» |
Коррекционно-развивающая программа, реализуемая во внеурочное время
для обучающиеся с ОВЗ.
(2018 – 2020 г.г.)
Компетенции | 2018-2019 уч. год | 2019-2020 г. г | Рекомендации |
Механическая память преобладает над логической. | Создание проблемных си-туаций, с использованием жизненного опыта ученика. (Какие экологические проблемы тебе известны? Какие пути решения есть?)
| Создание проблемных ситуаций с использованием опыта ученика. Заучивать небольшие определения и экологические термины. | Включение игровых роле-вых моментов: чтение по ролям, инсценировки экологических сказок, участие во внеклассных мероприятиях. |
Коррекция основных мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, обобщение | Развитие словесно-логического мышления с помощью подробного пересказа текста или параграфа. Развивать умение устанав-ливать причинно-следственные и простран-ственно-временные связи в изучаемом материале и яв-лениях окружающего мира. Развивать словесно-логическое мышление с по-мощью пересказа (подроб-ного, выборочного). | Письменные творческие работы, подготовка докладов на разнообразные темы с использованием дополнительной литературы. | Развитие наглядно-образного мышления: иллюстрировать содержание тем объединения с помощью схем, рисунков, прак-тических действий. Развитие навыков классификации (например: из списка представленных жи-вотных выбрать тех, кото-рые относятся к тому или иному отряду.) . Развитие словесно-логического мышления с помощью заданий на выбор лишнего животного или растения, при изучении отрядов Позвоночных и Беспозвоночных животных и Семейств растений, из некоторого множества;
|
Развитие потребности по-вышения культурного уровня, интереса к экологии | Вовлекать во внеклассную работу по предмету. Демонстрировать учебные презентации и видеофиль-мы. Уметь использовать до-полнительную учебную ли-тературу и готовить не-большие сообщения. | Вовлекать в проектную и исследовательскую деятельность. Демонстрировать отрывки из учебных презентаций и видеофильмов. Уметь со-ставлять небольшие рефераты или проекты. | Вовлекать в проектную и исследовательскую деятельность. Готовить учащихся на выступление в конференциях разного уровня. |
Формирование эмоциональной сферы | Предлагать для выполнения посильные задания. Создавать ситуацию успеха. Чаще хвалить, подбадривать. Дидактические игры. Уметь планировать свою работу. | Работа с опорными схема-ми. Игры, викторины. Больше заданий для само-стоятельного выполнения. Нетрадиционные формы урока (диспут, дискуссия). Создавать ситуацию успеха. | Для формирования волевых качеств предлагать посильные задания. Создавать ситуацию успеха и психологического комфорта. Для сильных обучающихся (Катя Г, Харитонова В.) давать задания по подготовке научно-исследовательских проектов и их защите. При работе в паре, группе предлагать роль консультанта. Предложить осуществлять помощь слабоуспевающим обучающимся ( Владу М, Ксении С.) Вовлекать во внеклассные мероприятия по экологии. Применять на уроке разнообразные дидактические игры. |
Темп усвоения знаний | Индивидуализация темпа работы. Соблюдение в определении объема изуча-емого материала принципа необходимости и достаточ-ности. Работа по опорным схемам и конспектам. Работа по опорным схемам и конспектам.
| Работа по опорным схемам и конспектам. | Индивидуализация темпа работы. Соблюдение объема изучаемого материала для каждого участника объединения.. Учебный материал для (Вовы К.) преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно. Для облегчения проведения лаб.работ применять опорные карточки с пошаговой инструкцией. Давать посильные задания, которые позволят создать ситуацию успеха, что повысит мотивацию к изучению экологии. Развитие наглядно-образного мышления: иллюстрировать содержание заданий с помощью схем, рисунков, практических действий. Развитие навыков класси-фикации (например: из списка представленных жи-вотных выбрать тех, кото-рые относятся к тому или иному отряду.) |
ВЫВОД: Таким образом, сравнительный анализ результатов учебных возможностей за два года обучения в объединении дополнительного образования с 2018-2020 г.г. показал, что наблюдается положительная динамика усвоения сформированности учебных возможностей по следующим параметрам: развитие внимания, памяти, мышления, повысился уровень интереса учащихся к предмету экология, повысился темп усвоения знаний обучающихся в результате грамотно построенной коррекционно-развивающей работы.
Результаты и мониторинг
Название конференции | Год проведения | участники | результат |
Городской социально-значимый конкурс проектов «Как нам обустроить Россию, школу, личность..» | 2018-2019 2019-2020
| Иванова А. Иванова М. Харитонова В. | 3место 1 место |
Областная Аграрная олимпиада школьников | 2018-2019 2019-2020
| Кузьменко Д. Мельникова А. Осипенко В. Афанасьев А. | 2 место 2 место |
Областная конференция «Ломоносовские чтения: Дебют в науке» для детей с ОВЗ» | 2018-2019 2019-2020 | Арзыбов А. Осипенко В. Афанасьев А. | 2 место 1 место |
Областной конкурс « Школьная экологическая мозаика» | 2018-2019 2019-2020 | Группа учащихся Не проводили | участие |
Всероссийская научно-практическая конференция «Мир, в котором я живу» | 2018-2019 2019-2020 | Кузьменко Д. Мельникова А. Не проводили | 2 место
|
Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта-к вершинам знаний» | 2018-2019 2019-2020 | Тангаева Е. Харитонова В. | Участие Гран-при |
Региональный конкурс «ЭкоЛидер» | 2018-2019 2019-2020 | Кузьменко Д. Ионова Т. | Участие Участие |
Из данной таблицы можно сделать выводы о том, что обучающиеся объединения активно принимают участие в исследовательской и проектной деятельности и как следствие, успешно принимают участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня с положительной динамикой.