«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеклассной работы для детей с ОВЗ

Данная разработка позволяет развивать самостоятельную и навыки исследовательской работы для детей с ОВЗ

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат №17 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа

Самара»

Проект программы курса

внеурочной деятельности

«Юный эколог-исследователь»

Направление: Общеинтеллектуальное

для детей 12 -17 лет

(срок реализации 2 года)

По результатам освоения курса

«Организация и содержание внеурочной

деятельности обучающихся с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС


Исполнитель: Колесникова Татьяна Анатольевна

учитель химии и биологии,

ГБОУ школы-интернат № 17

(высшая квалификационная категория)

педагог дополнительного образования

МБУ ЦДТ «ИРБИС»)



Самара 2020г




Пояснительная записка


Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель педагога - помочь ребенку и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, в объединении «Юный эколог-исследователь» занимаются учащиеся от 12 до 17 лет. Очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе, однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи, большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. Главная особенность данной программы в том, что она реализуется в специальном коррекционном учреждении образования для слабовидящих детей. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом занятии, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует использование и проведение нестандартных форм занятия в своей основной педагогической деятельности, как учителя химии и биологии и ПДО. Целесообразно использовать не только занятия на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как диспуты, семинары, викторины, всевозможные экологические сказки, воспитывающие любовь к природе. Занятия объединения дополнительного образования помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ОГЭ и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на обучение детей от 12-17 лет. Объём программы – 216 часов. Режим занятий - 3 раза в неделю по 40 мин, при наполняемости - 15 обучающихся в группе.


ЦЕЛЬ программы:

- Формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.

- Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи

1. Создать условия для развития творческой активности учащихся.

2. Формировать у обучающихся умений и навыков исследовательской деятельности

Воспитательные:

1. Воспитать навыки коммуникативного общения; коллективной деятельности;

2. Способствовать становлению активной жизненной позиции в соответствии с концепцией устойчивого развития в деле рационального использования и преобразования окружающей среды;

Обучающие:

1. Сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать их важность и насущную необходимость в современный период;

2. Сформировать у подрастающего поколения экологическое мышление, экологические, моральные, правовые взгляды на природу и место в ней человека;

Развивающие:

1. Создать условия для развития творческой активности учащихся.


Педагогическая целесообразность Программы заключается в углубление и расширении знаний содержания школьного курса экологии, биологии, географии, химии и профессиональной ориентации учащихся по специальности «Экология», «Природопользования», «Биоэкология», формирование элементарных навыков изучения природы, используя исследовательскую деятельность.

Нормативно-правовая база


Содержание общего образования, а также его цели, задачи и планируемые результаты определяются основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС общего образования) и с учётом примерной основной образовательной программы (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).

Данная программа разработана на основе Закона РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", типовых программ Министерства образования РФ и направлена на развитие интереса к предмету биология


Новизна программы заключается в том, что

Педагог дополнительного образования является и учителем химии и биологии, поэтому осуществляется тесная связь школьных предметов с дополнительным образованием. В работе объединения, обучающиеся на практике используют все теоретические знания, изученные по школьной программе.

Основная форма деятельности – исследовательская. Она одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, навыки работы с научной литературой, навыки общения, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Кроме того, новизна данной дополнительной образовательной программы заключается и в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной и составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа апробирована в образовательном учреждении в течение нескольких лет для слабовидящих детей ( 1 год обучения). В программу объединения (2-й год обучения) было добавлено больше практических и лабораторных работ, творческих заданий: рефератов и научно-исследовательских проектов.

Отличительной особенностью ее является использование разнообразных методов работы, а также социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.


Средства реализации программы

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии, защита исследовательских работ, мини-конференция.

Формы организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, комбинированная, фронтальная. Формы организации учебного занятия — акция, беседа, защита проектов, игра, конференция, лекция, практическое занятие, представление, презентация, семинар, экскурсия.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практические часть обучения используется для формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся.

К работе в объединении дети приступают после проведения соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы.

Формы контроля: защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, социальных акциях.

Высшей оценкой успехов являются итоги соревнований, показательных выступлений, конкурсов. Соревнования и связанные с ними процессы играют важную роль в общении и дружбе детей, формируют идеи коллективизма, патриотизма, позволяют выявить индивидуальные качества присущие лидеру.

Планируемые результаты.

Компетентности, приобретаемые ребёнком:

Учебные:

1. Комплексное изучение экологии

2. Решать учебные и самообразовательные задачи; извлекать пользу из образовательного опыта;

Исследовательские:

1. Получение и обработка информации;

2. Обращение к различным источникам данных и их использование;

3. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах, на конференциях.

Социально-личностные: оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

1.Владение социально-бытовыми умениями.

2.Наличие адекватных представлений о своих возможностях, нуждах и правах.

Коммуникативные:

1.Выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других детей.

2.Способность вступать в коммуникацию.

3.Выступать на научно-практических конференциях разного уровня - владение способами презентации себя и своей деятельности.

Общеинтеллектуальные.

1.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

2.Совершенствование свойств мышления (классификация, обобщение, сравнение)

3.Расширение представлений о мире и его устройстве.

4.Работа в темпе занятия.

Информационные:

1.Способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ;

2. формирование у них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном пространстве.

Средства реализации программы

Материально-технические.

1. Кабинет для проведения групповых и индивидуальных занятий.

2. Шкафы и полки; шкафы для расположения учебной и научной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала, творческих работ учащихся.

3. Магнитофон, компьютер, фотоаппарат.

Внешние условия.

Контакты с научными организациями: Эколого-биологический центр, посещение Зоомузея, контактного зоопарка.


Содержание программы


Учебный план объединения



Название раздела

Кол-во часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Экскурсии

Лаб. работ

Результат

1.Экологические особенности растений

72

52

7

6

7

Подготовка проекта «Создание экологического маршрута по природным объектам с. Дубовый Умет»

2.Экологические особенности животных

72

64

2

3

3

Подготовка проекта «Развитие тропических бабочек в домашних условиях»

3.Антропоэкология

Экология и здоровье человека

72

64

6

0

2

Подготовка проектов «Экология нашей квартиры», «Индустрия красоты: польза или вред?»



Коррекционно-развивающая программа, реализуемая во внеурочное время

для обучающиеся с ОВЗ.

(2018 – 2020 г.г.)


Компетенции

2018-2019 уч. год

2019-2020 г. г

Рекомендации

Механическая память преобладает над логической.

Создание проблемных си-туаций, с использованием жизненного опыта ученика. (Какие экологические проблемы тебе известны? Какие пути решения есть?)


Создание проблемных ситуаций с использованием опыта ученика. Заучивать небольшие определения и экологические термины.

Включение игровых роле-вых моментов: чтение по ролям, инсценировки экологических сказок, участие во внеклассных мероприятиях.

Коррекция основных мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Развитие словесно-логического мышления с помощью подробного пересказа текста или параграфа.

Развивать умение устанав-ливать причинно-следственные и простран-ственно-временные связи в изучаемом материале и яв-лениях окружающего мира.

Развивать словесно-логическое мышление с по-мощью пересказа (подроб-ного, выборочного).

Письменные творческие работы, подготовка докладов на разнообразные темы с использованием дополнительной литературы.

Развитие наглядно-образного мышления: иллюстрировать содержание тем объединения с помощью схем, рисунков, прак-тических действий.

Развитие навыков классификации (например: из списка представленных жи-вотных выбрать тех, кото-рые относятся к тому или иному отряду.) . Развитие словесно-логического мышления с помощью заданий на выбор лишнего животного или растения, при изучении отрядов Позвоночных и Беспозвоночных животных и Семейств растений, из некоторого множества;


Развитие потребности по-вышения культурного уровня, интереса к экологии

Вовлекать во внеклассную работу по предмету.

Демонстрировать учебные презентации и видеофиль-мы. Уметь использовать до-полнительную учебную ли-тературу и готовить не-большие сообщения.

Вовлекать в проектную и исследовательскую деятельность.

Демонстрировать отрывки из учебных презентаций и видеофильмов. Уметь со-ставлять небольшие рефераты или проекты.

Вовлекать в проектную и исследовательскую деятельность. Готовить учащихся на выступление в конференциях разного уровня.

Формирование эмоциональной сферы

Предлагать для выполнения посильные задания.

Создавать ситуацию успеха. Чаще хвалить, подбадривать.

Дидактические игры.

Уметь планировать свою работу.

Работа с опорными схема-ми. Игры, викторины.

Больше заданий для само-стоятельного выполнения.

Нетрадиционные формы урока (диспут, дискуссия). Создавать ситуацию успеха.

Для формирования волевых качеств предлагать посильные задания. Создавать ситуацию успеха и психологического комфорта.

Для сильных обучающихся (Катя Г, Харитонова В.) давать задания по подготовке научно-исследовательских проектов и их защите. При работе в паре, группе предлагать роль консультанта. Предложить осуществлять помощь слабоуспевающим обучающимся ( Владу М, Ксении С.) Вовлекать во внеклассные мероприятия по экологии. Применять на уроке разнообразные дидактические игры.

Темп усвоения знаний

Индивидуализация темпа работы. Соблюдение в определении объема изуча-емого материала принципа необходимости и достаточ-ности. Работа по опорным схемам и конспектам. Работа по опорным схемам и конспектам.


Работа по опорным схемам и конспектам.

Индивидуализация темпа работы. Соблюдение объема изучаемого материала для каждого участника объединения.. Учебный материал для (Вовы К.) преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно. Для облегчения проведения лаб.работ применять опорные карточки с пошаговой инструкцией. Давать посильные задания, которые позволят создать ситуацию успеха, что повысит мотивацию к изучению экологии. Развитие наглядно-образного мышления: иллюстрировать содержание заданий с помощью схем, рисунков, практических действий.

Развитие навыков класси-фикации (например: из списка представленных жи-вотных выбрать тех, кото-рые относятся к тому или иному отряду.)



ВЫВОД: Таким образом, сравнительный анализ результатов учебных возможностей за два года обучения в объединении дополнительного образования с 2018-2020 г.г. показал, что наблюдается положительная динамика усвоения сформированности учебных возможностей по следующим параметрам: развитие внимания, памяти, мышления, повысился уровень интереса учащихся к предмету экология, повысился темп усвоения знаний обучающихся в результате грамотно построенной коррекционно-развивающей работы.


Результаты и мониторинг


Название конференции

Год проведения

участники

результат

Городской социально-значимый конкурс проектов


«Как нам обустроить Россию, школу, личность..»

2018-2019


2019-2020



Иванова А.

Иванова М.


Харитонова В.

3место



1 место


Областная Аграрная олимпиада школьников

2018-2019



2019-2020


Кузьменко Д.

Мельникова А.


Осипенко В.

Афанасьев А.

2 место



2 место

Областная конференция

«Ломоносовские чтения: Дебют в науке» для детей с ОВЗ»

2018-2019


2019-2020

Арзыбов А.


Осипенко В.

Афанасьев А.

2 место


1 место

Областной конкурс

« Школьная экологическая мозаика»

2018-2019


2019-2020

Группа учащихся


Не проводили

участие

Всероссийская научно-практическая конференция

«Мир, в котором я живу»

2018-2019


2019-2020

Кузьменко Д.

Мельникова А.


Не проводили

2 место



Международная научно-практическая конференция

«От школьного проекта-к вершинам знаний»

2018-2019


2019-2020

Тангаева Е.



Харитонова В.

Участие



Гран-при

Региональный конкурс

«ЭкоЛидер»

2018-2019


2019-2020

Кузьменко Д.


Ионова Т.

Участие


Участие


Из данной таблицы можно сделать выводы о том, что обучающиеся объединения активно принимают участие в исследовательской и проектной деятельности и как следствие, успешно принимают участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня с положительной динамикой.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее