ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (занятий) из расчета 1ч в неделю.
Программа реализуется на занятии, которое проводится один раз в неделю.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год.
В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Программа по физической культуре, направлена на:
-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (поселковая школа).
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью рабочей программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование у учащихся пятых классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение «школой движений»;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры положена программа, рекомендованная Департаментом образования г. Москвы. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях.
Задачи:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Программа кружка «Настольный теннис» рассчитана на один год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в настольный теннис. В практической части
изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 11-12 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технические приемы игры.
На занятиях кружка при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а также содержанию образовательной деятельности. (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения, учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять приемы настольного тенниса, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять настольный теннис как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия настольного тенниса, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу первого полугодия:
Будут знать:
будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку;
узнают правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:
Провести специальную разминку для теннисиста
Овладеют основами техники настольного тенниса;
Овладеют основами судейства в теннисе;
Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;
Разовьют следующие качества:
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
К концу второго полугодия:
Будут знать:
расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;
Будут уметь:
Проводить специальную разминку для теннисиста
Овладеют различными приемами техники настольного тенниса;
Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
Овладеют навыками общения в коллективе;
будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:
улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам;
повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям
Освоят накат справа и слева по диагонали;
Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
Освоят накат справа и слева в один угол стола;
Научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении;
Формы подведения итогов:
Соревнования, спортивные праздники, тесты, выполнение нормативов.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Содержание занятий | Количество | |||||
Всего | Теоретические сведен. | Практические занятия | |||||
1 | Развитие настольного тенниса в России | 1 | 1 | 0 | |||
2 | Гигиенические сведения и меры безопасности на занятия | 1 | 1 | 0 | |||
3 | Правила игры в настольный теннис | 1 | 1 |
| |||
4 | Организация и проведение соревнований | 1 | 1 | 0 | |||
5 | Общая и пециальная физическая подготовка | 8 | 0 | 8 | |||
6 | Техника и тактика игры | 18 | 1 | 17 | |||
7 | Контрольные игры и соревнования | 4 | 0 | 4 | |||
Итого: | 34 | 3 | 31 |
Содержание рабочей программы
Развитие настольного тенниса в России: (1 час)
Аудиторные:
Описание игры её возникновение и развитие.
Гигиенические сведения. (2 час)
Аудиторные:
Режим дня, режим питания, питьевой режим.
Использование естественных факторов природы для закаливания организма.
Гигиена места занятий. (1 час)
Аудиторные:
Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях настольным теннисом.
Правила игры в настольный теннис (1 час)
Аудиторные:
Основные правила игры настольный теннис правила проведения соревнований
Общая и специальная физическая подготовка. (12 час)
Аудиторные:
Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого, спортивно-технического мастерства.
Внеаудиторные:
Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных исходных положений. Бег на 30, 60 м. Кросс 500 м.
Техника и тактика игры (16 час)
Внеаудиторные:
- набивание мяча ладонной стороной ракетки.
- набивание мяча тыльной стороной ракетки.
- набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.
- накаты справа направо.
- накаты слева налево.
Аудиторные:
- атакующие удары справа налево.
- атакующие удары слева направо.
- подрезки справа и слева в любом направлении.
- отработка техники подачи, выполнение подач разными ударами.
- игра в разных направлениях.
- игра на счет разученными ударами.
- игра с коротких и длинных мячей.
- отработка ударов накатом.
- отработка ударов срезкой.
- поочередные удары левой и правой стороной ракетки.
- основы тактики игры
Тематическое планирование
Тема учебного занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России | 1 | 1 |
|
Гигиенические сведенья. Значение разминки. Техника безопасности. | 1 | 1 |
|
Специальные термины. Основы тактики и техники игры | 1 | 1 |
|
Правила игры в настольный теннис. Организация и проведение соревнований | 1 | 1 |
|
Упражнения на быстроту и ловкость | 3 |
| 3 |
Упражнения на гибкость | 1 |
| 1 |
Силовые упражнения | 2 |
| 2 |
Упражнения на выносливость | 2 |
| 2 |
Стойки игрока. Хват ракетки. Упражнения с ракеткой и шариком | 2 |
| 2 |
Техника подачи подставкой | 1 |
| 1 |
Игра подставкой справа и слева | 3 |
| 3 |
Атакующие удары по диагонали | 1 |
| 1 |
Игра в защите | 1 |
| 1 |
Тактические схемы | 1 | 1 |
|
Выполнение подач разными ударами | 2 |
| 2 |
Игра в разных направлениях | 2 |
| 2 |
Игра на счет разученными ударам | 2 |
| 2 |
Игра с коротких и длинных мячей | 1 |
| 1 |
Отработка ударов накатом | 2 |
| 2 |
Отработка ударов срезкой | 2 |
| 2 |
Поочередные удары левой и правой стороной ракетки | 2 |
| 2 |
ИТОГО | 34 | 5 | 29 |
Материально-техническое обеспечение программы
Спортивный зал.
Для проведения занятий в секции настольного необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. Стол для настольного тенниса 2 шт.
2. Ракетки теннисные 15 шт.
3. Гимнастические стенки - 4 шт.
4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
5. Гимнастические маты - 3 шт.
6. Скакалки - 15 шт.
7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 6 шт.
8. Мячики теннисные -15 шт.
9. Секундомер
10.Рулетка - 1 штука.
11.Фишки -10 шт.