Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Подготовила: воспитатель Бойко Галина Ивановна
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Детский дорожно-транспортный травматизм в фактах и цифрах
В последнее десятилетие отмечается рост дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского. Неутешительная статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России - наглядное подтверждение тому, что наши соотечественники недостаточно подготовлены к безопасному участию в дорожном движении. На автомобильных дорогах России ежегодно погибают 35 тысяч, а получают ранения в результате ДТП несколько сотен тысяч россиян.
Проблема дорожно-транспортного травматизма по своим масштабам и тяжести последствий приобретает признаки национальной катастрофы. Детский дорожно-транспортный травматизм из года в год остаётся стабильно высоким, опережая все другие виды травматизма, а в последние годы в стране отмечается даже рост количества ДТП с участием детей. За год более 1,5 тысяч детей погибают и свыше 25 тысяч получают ранения.
В ходе исследования определено, что дети в подавляющем большинстве случаев (91%) получили травмы от транспорта, являясь пешеходами или велосипедистами. Сотрудники государственной автоинспекции подвели итоги и подтвердили эти исследования. Общее количество ДТП выросло на одну пятую, а число раненых при этом подростков возросло с 254 до 289.
В настоящее время названы и проанализированы основные причины и обстоятельства детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ). Вот наиболее часто встречающиеся:
1. Нарушение ПДД участниками движения.
2. Слабое использование возможностей пассивной безопасности. Сегодня эта проблема решена лишь отчасти: используются ремни и подушки безопасности, подголовники, специальные детские сидения и удерживающие устройства также не являются большой редкостью.
3. Влияние поло - возрастных особенностей детей: среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше чем девочек, подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 -16 лет.
Анализ травматизма, проведённый раздельно среди 11 и 14 летних детей, показал, что максимальное количество транспортных травм (19%) дети 11 лет получили в период с 14 до 15 ч., а у 14 летних подростков пик травматизма (30%) отмечается с 15 до 16 часов, т. е. время получения травм - это внеурочное время.
4. Отсутствие должного контроля над передвижением школьников. При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем родителей и учителей, а когда предоставлены сами себе.
Результаты изучения травм детей, полученных ими в ДТП, показали, что наибольшее число их дети младшего школьного возраста и подростки получили по дороге в школу или по возвращении из нее. Наименьшее количество травм отмечалось во время, отведенное для сна, но и в эти часы имели место случаи транспортного травматизма преимущественно с участием подростков.
Наиболее аварийное время суток:
с 08 до 09 ч. - 78 ДТП, в том числе 36 - с участием детей;
с15 до 16 ч. - 80 ДТП, в том числе 41 - с участием детей;
с 16 до 17 ч. - 76 ДТП, в том числе 31 - с участием детей;
с 18 до 19 ч. - 100 ДТП, в том числе 55 -с участием детей.
Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года факты травматизма распределяется относительно равномерно, то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.
И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные ГИБДД совпадают:
ДТП с участием детей по дням недели:
понедельник - 147; пятница-139;
вторник-110; суббота-121;
среда-118; воскресенье - 109.
четверг - 98;
Сезонные и погодные условия
Наибольшее число травм (31%) отмечено весной. Летом их число снижается до 25%, а осенью и зимой факты детского дорожно-транспортного травматизма составляют до 44% от общегодового показателя.
Возрастные особенности поведения детей на дороге
Современное состояние постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной системы страны, и в первую очередь автомобильного транспорта, предъявляет всё новые и новые требования к обеспечению безопасности на транспорте. Сложность решения этой проблемы именно в системе "человек- автомобиль-дорога - среда" обусловлена тем, что участниками дорожного процесса является почти всё население страны, в том числе и дети.
Установлено, что основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. Возрастной (пик) попадающих в ДТП приходится на 7-14 лет, т.е. на детей, обучающихся в начальных и средних классах школы. Это объясняется с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями психики детей этого возраста.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающейся машины, детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребенка гораздо уже, а сектор обзора ребенка на 15-20% меньше чем у взрослого. Поэтому когда дети бегут, они смотрят только вперед в направление бега, и машины слева и справа остаются ими не замеченными.
Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми замедленная – времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0.8 - 1 секунды. Ребенку требуется 3 - 4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого надо иметь в виду маленький рост ребенка, скрывающий его от водителей. Шаг ребенка не такой, длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, – во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти от плача к смеху и т.д. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер машины, чем значительнее её отличия от общего цветовою фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.
Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих, обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость начала преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы.
Всем детям, особенно в подростковый период жизни, свойственно переоценивать не только технические возможности автомобиля и возможности водителя, но что особенно опасно – свои возможности и недооценивать вероятные последствия. Свойственная им быстрота реакций нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства. Чувство бравады, стремление к эффектным и демонстративным действиям является основой рискованных поступков. Это вполне соответствует поступкам детей с повышенной склонностью к риску.
Однако есть дети, совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа.
Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических, возрастных особенностей детей, их повышенной склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам).
Станет ли ребенок здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий?
Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции родителей, педагогов и других социальных субъектов, причастных к проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
В период школьной жизни ребенка доминирующей в решении этой проблемы становиться роль педагогов и образовательных учреждений в целом.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении
Анализ научных работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяет сформулировать основные направления обучения детей правилам безопасности дорожного движения, необходимым современному человеку:
во-первых, должны быть определены дорожные ситуации, являющиеся наиболее опасными для детей с учётом их возрастных особенностей;
во-вторых, обучение детей безопасному поведению на дорогах должно выработать у них навыки осознанного понимания дорожных ситуаций, правильной ориентации и принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
в-третьих, успех обучения детей не возможен без обязательного и активного участия в нём взрослых, в первую очередь родителей;
в-четвертых, процесс обучения Правилам дорожного движения нельзя отрывать от воспитания культуры безопасности дорожного движения.
Исходя из обозначенных положений, можно определить основные подходы к организации профилактической работы в образовательном учреждении.
Цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – формирование культуры безопасного поведения на дороге как ключевой составляющей культуры нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.
На основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Концепции фундаментального ядра содержания общего образования соотнесем содержание профилактической деятельности с основными направлениями развития личности.
В сфере формирования личной, социальной, семейной культуры школьника деятельность образовательных учреждений может быть направлена:
на осознание детьми ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
формирование способности школьников к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
на принятие детьми необходимости бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.
Задачи образовательного учреждения по осуществлению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
формирование у школьников мотивации к безопасному поведению на дорогах на основе знания Правил дорожного движения, умения применять их в конкретных жизненных ситуациях;
развитие активных деятельностных практик школьников по освоению культуры безопасного поведения, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности;
построение партнерских отношений с субъектами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
организация профилактического процесса на основе системно-деятельностного, аксиологического, событийного подходов, принципах дифференцированности, последовательности, легитимности;
формирование материальной базы для осуществления профилактической работы.
Определив цели и задачи, образовательному учреждению необходимо четко сформулировать представления о результате профилактической работы.
Хорошим подспорьем в этом может стать методическое пособие Д.В. Григорьева и П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», выпущенное в серии «Стандарты второго поколения».
В соотнесении с уровнями воспитательных результатов представим уровни результатов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Первый уровень – приобретение школьниками знаний правил дорожного движения, понимание необходимости освоения безопасного поведения на дорогах. Реализуется этот уровень в процессе общения детей с педагогами, представителями Госавтоинспекции и другими субъектами профилактики.
Основными формами профилактической работы могут стать различного вида беседы, лектории, образовательные экскурсии, ролевые игры, конкурсы, посещение выставок.
Второй уровень – понимание и принятие школьниками ценности человека и человеческой жизни, значимости безопасного поведения на дорогах и в транспорте как основного условия ее сохранения. Для достижения этого уровня важно организовать взаимодействие детей между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Достижение этого уровня возможно в проблемно-ценностных дискуссиях, диспутах, дебатах, КТД,
Методическая разработка внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
1. Учебный процесс:
проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;
изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;
проведение учебных экскурсий;
показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
2. Внеурочная деятельность
проведение тематических классных часов;
беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);
участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;
участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!"
обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.
проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;
ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места:
создание и работа отряда юных инспекторов движения.
3. Информационное и материально-техническое обеспечение
программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;
инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;
создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.
4. Работа с родителями
обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;
проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.
5. Контроль со стороны администрации
проверка правильности и систематичности заполнения журналов;
обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;
посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательного учреждения, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.