Профессиональный марафон.
Занятие по профориентации для 5-6 классов.
ЦЕЛЬ:
• Обогащение знаний детей о различных профессиях, показывая значимость каждой для общества.
ЗАДАЧИ:
• Дать представление о разнообразии профессий и их важности для людей;
• Воспитывать любовь к труду, стремление выполнять работу качественно;
• Привить уважение к людям разных профессий;
• Развивать творческий потенциал личности, создавая условия для формирования коммуникативных навыков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
А давайте для начала выясним значения слова «марафон».
Значение слова марафон – состязание, соревнование. А посостязаемся мы в наших знаниях, знаниях о профессиях.
Профессий на свете очень много, никто даже сказать не может точно, сколько их всего. Но их объединяет одно: каждый человек, приобретя какие-то умения и навыки: учить детей, строить мосты, варить сталь, выращивать хлеб, лечить больных, делает это для других людей.
Сегодня мы узнаем много интересного о профессиях: вы расскажете о профессиях ваших родителей, познакомитесь с множеством различных профессий..
Ребята, что такое профессия? (ответы детей)
В толковом словаре ( показываю) есть такое толкование этого слова.
Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.
- Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии.
Вы учитесь в 5 классе. Но должны знать, что путь к любой профессии начинается со школьного порога, с 1 класса. Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту, выбор профессии.
А для этого нам нужно хорошо учиться, овладевать знаниями.
Как вы думаете, почему дети должны знать о профессии родителей? (Ответы детей.) Может быть, кому-то понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет, заниматься этим же делом.
II. Знакомство с профессиями родителей
Учитель: Вот так и ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
Каждый из вас готовит рассказ о профессиях родителей и сейчас нам расскажет, какие же профессии у наших родителей.
(дети по очереди выходят к доске и обыгрывают профессию родителя)
– Молодцы! Вы много знаете о труде и профессиях своих родителей.
Профессий в мире много, и все они удивительно интересны. Есть профессии, которыми владеют и папы и мамы, но бывают только мужские или только женские профессии.
Послушайте стихотворения о папиных и маминых профессиях.
Папины профессии
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа-шофёр.
По синему небу летит самолёт.
Им управляет папа-пилот.
Дружно шагает с военными в ряд
В серой шинели папа-солдат.
Кто в многоборье у нас рекордсмен?
Мы отвечаем: «Папа-спортсмен!»
Уголь рубить не устал в недрах гор
Чёрный от сажи папа-шахтёр.
Искры летят, из котла валит пар –
То варит сталь наш отец-сталевар.
Вылечит тысячи сломанных рук,
В детской больнице папа-хирург.
Кран установит, прочистит засор
Папа-сантехник, или монтёр.
Кто выступает на сцене на бис?
Это известный папа-артист.
«В мире ненужной профессии нет!» –
Учит нас с детства папа-поэт.
Мамины профессии
Тёплые вещи быстро и тихо,
Шьёт для детишек мама-портниха.
Зубки больные без всяких уколов,
Вылечит мама – врач-стоматолог.
В детском саду очень много занятий.
Мама там няня и воспитатель.
В школе не меньше занятий. Смотрите:
Ставит оценки мама-учитель.
Из корешочка растить не устанет
Чудо-растение мама-ботаник.
Пишет в газеты статьи и записки
Мама-писатель и журналистка.
Вкусной колбаски достала с витрины
Мама, она – продавец магазина.
Плюшки и булочки кушать спешите!
Их испекла нам мама-кондитер.
Из самолёта прыгает с риском
Смелая мама-парашютистка.
III. Игровые ситуации
Учитель: Давайте с вами немного поиграем.
Игра “Волшебный мешочек”. Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите: кто забыл эти вещи.
В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями (жезл, указка, молоток, половник, калькулятор и др.) Вытаскивая предмет, ребенок должен угадать, люди какой профессии пользуются этим предметом и для чего существует данный предмет.
Игра «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
-
«Кому добавки?» (повар).
-
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
-
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
-
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
-
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
-
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
-
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения
Игра « Доскажи словечко»
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать ?
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Клеит книжки … ( переплётчик ).
В школе учит нас … ( учитель ).
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
Красит стены нам … ( маляр ).
Лекарства выдаст нам … ( аптекарь ).
Хлеб выпечет в пекарне … ( пекарь ).
Нарисует нам … ( художник ).
Сапоги сошьёт … ( сапожник ).
Нам печку сложит на зиму … ( печник ).
Обслужит в поезде нас … ( проводник ).
Потушит в миг пожар … ( пожарный ).
На Крайнем Севере работает … ( полярник ).
С другого языка переведёт … ( переводчик ).
Исправит кран … ( водопроводчик ).
Часы чинит … ( часовщик ).
Доску выстрогал - ……. (столяр)
В доме свет провел - ……. (электрик)
В шахте трудится - ……. (шахтер)
В жаркой кузнеце - ……. (кузнец)
Грузит краном … ( крановщик ).
Рыбу ловит … ( рыбак ).
Трактор водит - ……. (тракторист)
Электричку - ………. (машинист)
Стены выкрасил - ……. (маляр)
Служит на море … ( моряк ).
Кто все знает……. (молодец)
Конкурс «Аукцион профессий»
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
1. Кисть, краски (художник)
Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хорошим художником?
Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
2. Парик, костюм (актер)
3. Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
4. Овощи, кастрюля (повар)
Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
5. Расческа, ножницы (парикмахер)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
8. Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
9. Кирпич, мастерок (строитель)
Загадки о профессиях
Угадать сейчас нам надо:
Кто на луг выводит стадо?
Он уколет- ты не плач.
Так болезни лечит…
По арене он бежит-
Цирк от хохота дрожит!
Расходам он ведѐт учѐт,
Зарплату людям выдаѐт.
И в кино он, и на сцене,
За талант его мы ценим.
Кто двор наш содержит в порядке?
А ну-ка ответьте, ребятки!
Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи?
Кто создаѐт и дома, и ракеты?
Думай, какая профессия это?
Я вам вопрос задать спешу:
Кто сделал чѐлку малышу?
Кто закинул в море сети?
Поскорей ответьте, дети!
Кем отчизны рубежи
Охраняются, скажи?
Кто летает на ракете,
К звѐздам ближе всех на свете?
Игра. Соедини верное
Кинолог
Специалист по исследованию космического пространства.
Ювелир
Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы.
Эколог
Человек, который лечит животных.
Космонавт
Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
Ветеринар
Человек, который занимается изучением и разведением собак.
.Сейчас проверим, какие профессии вы запомнили.
Игра.Разгадайте кроссворд
-
Кто готовит котлеты, винегреты, салаты? (Повар.)
-
Кто красит стены? (Маляр.)
-
Кто в дни болезней
Будет всех полезней? (Доктор.)
-
Наведёт стеклянный глаз.
Щёлкнет раз – и помним вас. (Фотограф.)
-
Работает на мельнице. (Мельник.)
-
Играет на пианино. (Пианист.)
-
Он не лётчик, не пилот
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто скажите, это? (Космонавт)
-
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете,
Преграждая путь врагу. (Пограничник.)
-
Кто учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.) -
Его работа в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и тишине
Пусть труд его не легок и не прост
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
11. Кто рано встает и коров выгоняет,
Чтоб вечером мы напились молока? (Пастух)
12.Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик)
-
Мастер, мастер, помоги,
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы идем сегодня в гости! (Сапожник)
Учитель.
Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать
Ну, а ты кем хочешь стать?
Ребята, у вас наверное тоже есть мечта. Кем бы вы хотели стать в будущем, когда окончите школу? (дети рассказывают о своих профессиях)
Надо 11 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы-
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).
Молодцы! А сейчас я вам расскажу сказку.
Жили – были на свете два молотка:
Цок – цок и Стук – бряк. Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята! Какие же они разные. Один блестит, другой ржавый, вместо рукоятки палка.
- Скажите, ребята, если бы вам нужно было бы что-нибудь приколотить, какой молоток вы бы взяли?
- Почему? (ответы ребят)
- Верно. Цок – цок – всегда аккуратный, прямо блестит! И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная – таким приятно работать. А Стук – бряк …? (ответы детей)
Цок – цок вставал рано – рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его.
А Стук – бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шёл работать. У него ничего не получалось и он злился и ворчал.
Цок – цок всегда говорил ему, чтобы тот не злился, а старался, тогда и выйдет как надо.
Но Стук – бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук – бряк. Никому он добра не делал. Зато хвастаться очень любил.
-Нравится вам этот молоток Стук-бряк?
И вот однажды сорвался Стук-бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго так валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его мастер: подобрал, стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и Стук-бряк вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел как-то раз Цок-цок прогуляться и вдруг слышит... Цок-цок! Видит – блестящий молоточек ловко гвозди забивает. Кто же это? Был когда-то Стук-бряк! А теперь – посмотри-ка и послушай, превратился Стук-бряк в братца Цок-цок! С тех пор стали они удалой и дружной бригадой работать вместе на радость себе и людям.
-Понравилась вам сказка?
-Кто помог Стук-бряку стать умелым молоточком? (мастер и его умелые руки)
-Что значит умелые руки?
-Как ещё можно назвать такие руки? («золотые» руки)
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность.
Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание.
Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих.
- Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
- Кто хочет носить красивую одежду? А дырявые башмаки?
- Кто хочет, чтобы автобус, идущий по дороге, подбрасывало на ухабах?
- Кто хочет, чтобы на наших дорогах валялся мусор?
- Кто хочет жить в красивом и прочном доме?
То есть, ребята, хорошая работа приносит людям радость!
Заключение
-
Если главный, ведущий предмет вашего труда - это растения, животные или микроорганизмы, то перед нами тип «П» - «человек — природа».
-
Если главный, ведущий предмет вашего труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии - это будет тип «Т» - «человек - техника».
-
Тип «3» - «человек — знак» - характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
-
«Ч» - «человек — человек». Для этого типа профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей, т.е. общение с людьми.
-
Тип «X» - «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа.
Итак, начнем тестирование. Если соглашаетесь, пишете единицу, если нет – ноль.
-
Легко ли я вступаю в общение с новыми людьми (Ч)
-
Охотно ли помогу что-нибудь мастерить (Т)
-
Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (Х)
-
Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (П)
-
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить (З)
-
Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь.(Ч)
-
Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями).(П)
-
Делаю мало ошибок в письменных работах. (З)
-
Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших. (Т)
-
Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства. (Х)
-
Охотно читаю о растительном (или животном) мире. (П)
-
Активно участвую в художественной самодеятельности (Х)
-
Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. (Т)
-
Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это. (З)
-
Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими. (Ч)
-
Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой. (Т)
-
Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди. (Х)
-
Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными). (П)
-
Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме. (Ч)
-
Почти никогда ни с кем не ссорюсь. (Ч)
-
Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди. (Т)
-
Без особого труда усваиваю иностранные слова. (З)
-
Я часто помогаю незнакомым людям. (Ч)
-
Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыкой, рисованием (Х)
-
Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их.(П)
-
Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов. (Т)
-
Мне обычно удается убедить сверстников или младших
в целесообразности того или иного плана действий.(Ч) -
Охотно наблюдаю за животными или растениями.(П)
-
Люблю читать литературу, которую многие считают
скучной (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику).(З) -
Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия, делать как они (Х)
Теперь давайте, ребята, подсчитаем баллы и определим, к какому типу вы более склонны.
«П» - агроном, ботаник, садовод, зоотехник, пчеловод, коневод, рыбовод, зоолог, энтомолог, ихтиолог, ветеринар, биохимик, эколог, генетик, лесник, климатолог, геолог, кондитер, океанолог, пекарь, сыродел, обр. рыбы, мелиоратор, животновод.
«Т» - электромонтер, слесарь, радиоинженер, проходчик, горный инженер, трубоукладчик, бурильщик, машинист, каменщик, плотник, технолог, инженер, железнодорожник, водитель, матрос, пилот.
«3» - лингвист, телефонист, машинистка, корректор, нотариус, историк, кассир, бухгалтер, математик, экономист, астроном, физик, фармацевт, конструктор, штурман, инженер-программист, химик, дефектолог, библиограф, почтальон.
«X» - архитектор, дизайнер, скульптор, художник, гравер, искусствовед, модельер, швея, стеклодув, гончар, огранщик, ювелир, переплетчик, фотограф, печатник, артист, композитор, дирижер, музыковед, режиссер, киновед.
«Ч» - учитель, тренер, мед. сестра, врач, арбитр, милиционер, криминалист, следователь, прокурор, адвокат, библиотекарь, гид, методист, воспитатель, продавец, официант, администратор.
Этот тест всего лишь показывает ту профессию, к которой учащийся наиболее склонен. Но как вы считаете, ребята, тест вам помог разобраться хотя бы с направлением будущей профессии? Вы согласны с результатами теста? (Обсуждение с учащимися результатов теста).
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом
Без работы, без труда
Не построить города1
Профессий много на Земле
И каждая важна!
Решай, мой друг, кем быть тебе
Ведь жизнь у нас одна.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя
Решай, мой друг, кем быть тебе
Ведь каждая из них важна!
У: Наше занятие подходит к концу.
-Какие моменты остались в вашей памяти?
-Какие мысли запомнились?
-Над чем хочется задуматься?
-Ответы ребят.
Хочется сказать, что выбор профессии - жизненно важный вопрос. Он сравним со вторым рождением. Обдумывать и обсуждать вопрос будущей профессии нужно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
Какие вы знаете пословицы о труде?
Уменье и труд а в одном отличись
Готовь сани летом созреет - само упадет
За много дел не берись, а говори, что сделал
Не говори, что делал, а телегу - зимой Поспешишь пока горячо Без труда не вынешь и рыбки из пруда Не тряси яблоко пока зелено: людей насмешишь Кто рано встает, все грибы соберет, а начавши - делай Куй железо, а сонливый пойдет за крапивой
Ответы: Уменье и труд все перетрут. За много дел не берись, а в одном отличись. Готовь сани летом, а телегу - зимой. Не говори, что делал, а говори, что сделал. Поспешишь - людей насмешишь. Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет. Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой. Куй железо, пока горячо. Не начавши - думай, а начавши - делай.