«Зимний фестиваль знаний 2025»

Проектная работа "Старинные меры длины"

Цель исследования:

- Познакомиться со старинными мерами длины. - Сопоставить их с современными мерами длины. Задачи:

-изучить исторические сведения о происхождении названий старинных и современных мер измерения длины; -подобрать литературу с целью получения информации о мерах длины на Руси; -установить связь мер длины и веса с устным народным творчеством; -установить практическое сравнение старинных мер длины с современными.

Гипотеза: Мы предположили, что старинная система мер действует в наше время, возможно ли это?

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальный этап научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»






Исследовательская работа.

«Старинные меры длины»

Математика и информационные технологии: Прикладная математика



Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Ханты-Мансийский район, с. Кышик



Автор: Лупашко Эвелина Михайловна, ученица 3 класса, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»


Руководитель: Сосновская Нина Анатольевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Кышик»












2022 г.

«Старинные меры длины»

Лупашко Эвелина Михайловна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 3 класс





Аннотация

Цель исследования:

- Познакомиться со старинными мерами длины.
- Сопоставить их с современными мерами длины.
Задачи:

-изучить исторические сведения о происхождении названий старинных и современных мер измерения длины;
-подобрать литературу с целью получения информации о мерах длины на Руси;
-установить связь мер длины и веса с устным народным творчеством;
-установить практическое сравнение старинных мер длины с современными.

Гипотеза: Мы предположили, что старинная система мер действует в наше время, возможно ли это?

Объект исследования: старинные меры длины в русских народных сказках, в быту.

Предмет исследования: старинные меры длины

Методы исследования: теоретический, практический











«Старинные меры длины»

Лупашко Эвелина Михайловна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 3 класс

Введение

          

Длина – одно  из первых геометрических понятий, введенных человеком. Первые меры длины были самыми естественными, некоторые сохранились и по сей день. В детстве слушая сказки и смотря мультфильмы мы встречались со словами, значение которых нам было не понятно: «Косая сажень», «Три дюйма», «Четыре пуда», эти слова казались нам красивыми, но мы не понимали их смысла В газетах и журналах, например, можно прочесть такие фразы: «Избушка находилась от поселка на расстоянии двух дневных переходов», «Трещина шириной с ладонь пересекла каменную плиту». В сказке П. П. Ершова «Конек Горбунок» есть такие строки: «Да игрушечку – конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.»

В школе изучая классические произведения, на уроках математике решая задачи «Кенгуру», мы опять столкнулись со словами и обозначениями, которые нам не понятны, поэтому мы не могли понять смысла прочитанного произведения или решить данную задачу. Учителя нам объяснили, то это старинные меры длины и веса.

Нам захотелось поглубже познакомиться с этими мерами, узнать какие еще меры существовали в старину и как ими пользовались. Как они узнавали расстояние. Как люди обходились без измерительных приборов?

Выбрав тему проекта «Старинная мера длины», мы узнали о существовании различных мер, которые использовали наши предки.


с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 3 класс



История появления мер

В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. [1]

В древности принципы обозначения расстояний в сущности были едиными для носителей разных неродственных языков. Выражение «Человек –мера всего» понималось буквально, и лишь позже приобрело философский смысл морально-этическое звучание. Аршин (локоть), foot-ступня, mille passus-тысяча шагов ( миля) – все словесные обозначения связаны с телом человека.

Из летописей 13-15 веков мы узнаем о том, что старинные меры измерения сыпучих тел (как правило, зерновых культур) - кадь, половинки, четверти и осьмины. В 16-17 вв. эти термины исчезли из обихода. Основной мерой сыпучих тел с указанного периода становится четверть, которая примерно

соответствовала шести пудам. [2]












«Старинные меры длины»

Лупашко Эвелина Михайловна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 3 класс


Старинные меры длины на Руси

Из дошедших до нас летописей можно сделать вывод о том, что старинные меры измерения на Руси появились в 11-12 веках. Это были такие единицы, как верста, сажень, локоть и пядь.

1 верста=750 саженей=2250 локтей=4500 пядей

Аршин - одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI в. Название происходит от персидского слова "арш" - локоть. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом. [5]

Видеозапись. Рассказ об основных мерах длины Лупашко Э.

«Старинные меры длины»

Лупашко Эвелина Сергеевна,

с. Кышик, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа с. Кышик», 3 класс



Международная система единиц

В 1960 году генеральная конференция по мерам и весам, на которой, присутствовали представители 32 стран, приняли Международную систему единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства. [7]



Практическая часть

Результаты опроса: «Старинные меры длины»

В опросе принимали участие учащиеся 2-4 классов, всего 30 человек.

На вопрос, Какие старинные меры длины вы знаете?, были получены следующие ответы:

Пядь —  4 человека

Шаг – 5 человек

Локоть – 20 человек

Перст  — 4 человека

Аршин  — 2 человека

Верста  — 2 человека

Косая сажень —  5 человек

Маховая  сажень  — 7 человек

Дюйм – 3 человек из 30.

На вопрос, Чему равны старинные меры длины, не ответили три человека.

 

На вопрос: Пользуетесь ли вы  в жизни старинными мерами длины? « Да», ответили 5 респондентов, а «Нет» — 25 респондентов.

Я  думаю, что ответов да, было бы больше, если такую меру как шаг, приняли бы за старинную меру.

Создание плакатов «Старинные меры длины»

В ходе работы мы создали 12 красочных плакатов «Старинные меры длины» размещали их на стендах, в «Календаре кышиковской школы». Благодаря нашей кропотливой работы, многие дети узнали о старинных мерах длины, которые нам встречаются в олимпиадах и литературных произведениях.



Меры исчисления на Руси

С древних времён времена человеку приходилось постигать не только искусство счета, но и измерений.  При изготовлении простейших орудий труда, строительстве  жилища, добычи пищи, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наши предки при счете и измерении длинны пользовались собственным телом. С помощью пальцев рук и ног они считали,  а при измерении расстояний использовались длиной рук и ног, собственным ростом. Всё измерялось приблизительно.7

На Руси, во многих странах  первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня, шаги человека. Наиболее распространенными старинными мерами длины являются перст, вершок, пядь, сажень, локоть, аршин.

Перст указующий. В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Хотя перст и не входил в официальную систему мер, долгое время он использовался для определения размеров мелких предметов. [4]

Слово «перст» ныне считается устаревшим, однако в богатом русском языке сохранилось немало порожденных им слов и выражений: перстень, наперсток, перчатки, перст судьбы, один как перст. [5]

Вершок, величина, встречающаяся еще в «Домострое» (XVI в.). Когда-то так называли верхнюю часть чего-либо. Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Первоначально вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм.

Дюйм. Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, примерно 2 см 5 мм.

Слово «дюйм» голландского происхождения и появилось в русском языке благодаря Петру I. Сама же единица длины была заимствована им у англичан и вскоре вошла в официальное употребление наравне с вершком. Впоследствии между этими мерами установилось соотношение

1 вершок = 1, 75  дюйма. [6]

В наше время в дюймах измеряют самые разные величины: толщину досок и плитки, длину гвоздей и болтов, диаметр труб и некоторых деталей, размеры автомобильных шин и дисков и др. Также параметры различных устройств и носителей информации, например, диагональ экрана монитора или диаметр жесткого диска.

В долях дюйма выражают кегль — высоту шрифта при компьютерном наборе текста. Кегль измеряется  в пунктах. В англо-американской системе с 1886 года пункт равен в точности 0,0138(3) дюйма, или 0,3513(6) мм, однако во многих системах цифровой печати и настольных издательских системах используется пункт, равный 1⁄72 дюйма, или 0,352(7) мм. . [6]

Например мы печатаем 14пт,

14 *0,01383= 0,1936 дюйма

14*0,35136= 4, 91904 мм

Пядь. К наиболее древним рукотворным мерам (упоминается в документах c XII в.) относится пядь (или пядень). Статус официальной единицы длины, для которой были установлены соотношения ее с другими единицами, ей присвоили только в XVI в. Название мерки произошло по одной версии от славянского глагола «пяти» — растягивать, а по другой от слова «пясть» — кисть руки.

Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев. Великая пядь равнялась расстоянию между концами большого пальца и мизинца. Наконец, добавив к малой пяди две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, можно было получить пядь с кувырком. Если оценить величину каждой меры в сантиметрах, то получится примерно 19 см, 23 см и 27 см. [4] До нас название мерки дошло в образных выражениях и крылатых словах, поэтому используется, как правило, в переносном смысле. Иногда под «пядью» понимают малую часть чего-либо.

Локоть. К старинным мерам длины, использовавшимся на Руси повсеместно, относился также локоть, о чем свидетельствует, в частности, «Русская правда» Ярослава Мудрого (XI в.). Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно.

Таким образом, в древнерусском локте укладывались в точности две пяди: великие (в первом случае) или малые (во втором). В некоторых документах упоминается также большой локоть, равный длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54см или две пяди с кувырком.

В качестве мерила локоть широко использовался (наряду с пядью и саженью) в строительном деле. Особое значение он приобрел в торговле: при розничной продаже тканей считался основной единицей длины, а при оптовых закупках играл роль контрольной мерки.

Аршин. С конца XI в. локоть начал вытесняться более крупной единицей длины – аршином, использование которого началось с торговых отношений с Востоком. Длительное время локоть и аршин применялись одновременно друг с другом: первым измеряли ткани русского производства, вторым – иностранного. Однако со временем аршин стал доминировать, проник в различные отрасли производства и в XVII в. был признан официальной мерой длины в государстве.

Считается, что слово «аршин» восходит к персидскому «арш» — локоть, которое было некогда заимствованно тюркскими языками, откуда и попало в русский язык. Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца.

В XVI- XVIII столетиях его величина составляла около 72см и (по некоторым источникам) была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям). [6]

Сажень. Название сажень происходит от славянского слова сяг – шаг. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени – маховую, косую, казенную, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную. Этой меряли только длину труб на соляных промыслах. Маховая или мерная сажень–расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук (176 см). Сажень простая (152 см) – расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой. Сажень косая (248 см) – расстояние между подошвой левой ноги и концом среднего пальца вытянутой вверх правой руки.

Сажень бывает двух основных видов:Маховая сажень и Косая сажень.

Городовая 284,8см; Без названия 258,4см; Великая 244см; Греческая 230,4см; Казенная217,6см; Царская 197,4см; Церковная 186,4см; Народная 176см; Кладочная 159,7см; Простая150,8см; Малая 142,4см. Длина их колебалась от 134,5см до 284,8см.




Для измерения больших расстояний в древности была введена мера, называемая  верста. Название это происходит от слова вертеть, которое в начале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной – от 500 до 750 саженей. Да и верст-то было не одна, а две: путевая – ею измеряли расстояние пути и межевая – ею меряли земельные участки.

Из вышеизложенного видно, что соотношения между единицами мер были самые разнообразные. У всех народов складывалась сложная и запутанная система мер. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле.

С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений.

В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

  1. https://refdb.ru/look/2623386.html

  2. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=18258980793070123210&path=wizard&text=скачать+мультфильм+первобытные+люди+и+возникновение+мер+длины&wiz_type=vital

2.  «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» – М.:

«Просвещение», 1990

3.  «Наименование мер длины». М., 1988

4.  «1000 русских пословиц и поговорок» - 2010.

5.  Шорыгина Татьяна. «Пословицы и поговорки» - Книголюб, 2008

6. https://smekni.com/a/280165/metrologiya-v-rossii/

6.htt://www.kakprosto.ru/kak-83029-chto-takoe-versta

7. htt:// RusPravda.info/starinie-russkie-merie-dlini-1504.html

8.htt://www/perunica.ru/nauka/1111-starinnye-russkie-mery-dlini-vesa-obyoma.html

9. htt://yandex.ru.wikipedia.org/Русская система мер

10.htt://yandex.ru/images.ru/mery.htmlru.wikipedia.org/Русская систем мер

11.htt:// blog.vilisov.info/article/20



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее