16
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… | 3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………. | 5 |
1.1 Классификация наркотических средств……………………………………………… | 5 |
1.2 Эффекты от приема наркотиков……………………………………………………… | 7 |
1.2.1 Наркотическое опьянение………………………………………………………… | 8 |
1.2.2 Зависимость………………………………………………………………………... | 9 |
1.3 Синдром отмены. Последствия применения………………………………………… | 10 |
1.4 Подростковая наркомания…………………………………………………………….. | 10 |
1.4.1 Особенности подростковой наркомании………………………………………… | 11 |
1.4.2 Причины наркомании среди подростков………………………………………… | 11 |
1.4.3 Стадии наркотической зависимости……………………………………………... | 12 |
1.4.4 Признаки подростковой наркомании……………………………………………. | 13 |
1.4.5 Последствия наркотической зависимости……………………………………….. | 15 |
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………… | 16 |
2.1 Исследование состояния подростковой наркомании……………………………….. | 16 |
2.1.1 Методика проведения исследования……………………………………………... | 16 |
2.1.2 Результаты исследования…………………………………………………………. | 16 |
2.2 Рекомендации………………………………………………………………………….. | 17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………. | 19 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….. | 20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………. | 21 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы наркомании, к сожалению, не только не уменьшается, но наоборот год от года становиться только острее, особенно наркозависимость среди подростков. При подготовке исследовательского проекта в школе я настолько заинтересовалась этой темой, что решила изучить её более углублённо.
Конечно, на сегодняшний день существуют множество работ, посвященных подростковой наркозависимости. Однако я решила проанализировать состояние данной проблемы и провести анкетирование в нашей школе.
Проблемы подростковой наркомании – это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков на уровне государства и мирового сообщества, и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость.
Цель работы: рассмотреть проблему «Подростковая наркомания»; провести социологический опрос; определить меры профилактики с наркоманией.
Задачи:
1. Изучить виды наркотических веществ и их влияние на организм подростков, а также последствия употребления наркотиков.
2. Рассмотреть, какие меры профилактики предпринимают государственные структуры для предотвращения употребления наркотиков среди подростков.
3. Провести исследование среди старшеклассников нашей школы о количестве и причинах употребления наркотических веществ.
4. Дать рекомендации по профилактике подростковой наркомании.
Объект исследования: обучающиеся МОАУ СОШ с.Томичи в возрасте 14-18 лет.
Предмет исследования: подростковая наркомания.
Методы исследования:
поисковый – изучение литературы и поиск информации о подростковой наркомании; практический – провести социологический опрос среди обучающихся школы; аналитический – анализ и обобщение полученной информации.
Гипотеза: подростки являются наиболее подверженным наркоманизации слоем населения, как следствие , многие лица 14-18 лет склонны к употреблению наркотиков.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Классификация наркотических средств
Наркотики как вещества, изменяющие состояние человека, были известны издавна. Их применяли для лечения различных заболеваний, обезболивания, вхождения в транс шаманов и оракулов. В 20-ом веке появились первые синтетические наркотики. Например, ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), открытый Альбертом Хофманом в 1943 году, получил признание в среде американских психиатров, «как вещество, полезное для применения в психотерапии для исследования своего «Я», а также в лечебных целях». А амфетамины применяли «для снятия усталости и поднятия работоспособности».
Наркотик— это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Классификация наркотиков осуществляется по источнику происхождения, фармакологическим свойствам, степени опасности и способности вызывать привыкание.
По источнику происхождения наркотические средства различают:
1. Растительные:
· опиаты (опиум, кокаин) – вещества, получаемые из стебля и сока макового растения;
· марихуана или гашиш – производные препараты конопли;
· мескалин – более редкий галюциноген, получаемый из южно-американских кактусов;
· псилоцибин – источником являются некоторые виды грибов.
2. Синтетические - амфетамин, кокаин, галлюциногены, экстази, снотворные, ингалянты.
По типу воздействия на психику человека наркотики бывают:
- Тяжелые (сильные) – опиаты и кокаин отличаются быстрым вырабатыванием наркозависимости;
- Легкие (слабые) – производные каннабиса характеризуются более медленным процессом привыкания.
По фармакологическим свойствам растительные и синтетические наркотические средства классифицируют по группам:
1. Анальгетики опийного ряда – природные опиаты и синтетические вещества, обладающие аналогичными свойствами (героин, морфин, дезоморфин, кодеин, метадон, трамадол и фентанил);
2. Психостимуляторы – психотропные вещества, которые активизируют психическую активность организма (амфетамины и фенамины, метамфетамин, кокаин и др.);
3. Галлюциногены – психоактивные вещества, вызывающие измененные состояния психики, галлюцинации (мескалин, псилоцибин DOB, ЛСД, DIPT, DragonFly, LSA);
4. Психоделики – психоактивные вещества, действие которых направлено на изменение мышления и восприятия;
5. Эмпатогены – вещества, усиливающие эмоциональные состояния психики человека MDMA (экстази), PMMA, MDEA, MDA, IAP;
6. Адаптогены – вещества, способные повышать неспецифическую сопротивляемость в стрессовых для организма условиях (демитилтриптамин, 2C-B, AMT, DOM, буфотенин, TMA).
7. Диссоциативы – психоактивные вещества, действие которых нарушает человеческое восприятие внешнего мира, приводит к нарушению сознания (калипсол, декстрометорфан, кетамин, фенциклидин);
8. Транквилизаторы (депрессанты) – феназипам, диазепам, барбитураты, BZP (бензодиазепин);
9. Дизайнерские – риталин, мефедрон (4-MMC), MDPV, 2C-I , 2C-T, MDPH.
Однако такое деление наркотических веществ на группы считается весьма условным, так как степень их воздействия, в большей мере, зависит от способа приготовления из первоначального сырья и метода употребления (курение, вдыхание или инъекции).
Механизм действия
Практически все наркотики прямо или косвенно нацелены на «систему поощрения» мозга, увеличивая в 5-10 раз выделение дофамина и серотонина, которые вызывают чувство удовольствия, влияют на процессы мотивации и обучения. Они натурально вырабатываются в больших количествах во время позитивного опыта человека — типа секса, вкусной еды, приятных телесных ощущений.
Однако наркотики определённым образом обманывают природную «систему поощрения», позволяя добиться выброса дофамина и получить чувство удовольствия искусственными методами.
Если пациент продолжает перестимулировать свою «систему поощрения», то постепенно мозг адаптируется к чрезмерному потоку дофамина, производя меньше нейромедиатора и уменьшая количество рецепторов в «системе поощрения», побуждая пользователей увеличивать дозу для получения прежнего эффекта. Дальнейшее развитие этой химической толерантности может постепенно привести к очень тяжёлым изменениям в нейронах и других структурах мозга, и потенциально может в долговременной перспективе нанести серьёзный ущерб здоровью мозга.
1.2. Эффекты от приёма наркотиков.
Основным эффектом, оказываемым приёмом наркотиков на организм человека, является «наркотическое опьянение», но наблюдается также ряд характерных побочных эффектов.
В частности, при регулярном применении они вызывают привыкание — толерантность, которая проявляется в постепенном снижении эффекта наркотика; это вынуждает наркомана принимать всё большие дозы для достижения эффекта. Некоторые наркотики вызывают также зависимость («аддикцию»), которая проявляется «синдромом отмены» или «абстинентным синдромом» (на сленге — «ломка»), либо психологической тягой к повторному употреблению наркотика.
1.2.1. Наркотическое опьянение
Наркотическое опьянение — это состояние, возникающее после употребления наркотика, оно проявляется как субъективными, так и объективными симптомами. Объективные симптомы обусловлены физиологической реакцией организма на введённый препарат и могут значительно отличаться в зависимости от вещества, вызвавшего наркотическое опьянение.
Конопля, марихуана, гашиш. Эффект зависит от дозы и индивидуальных особенностей организма: покраснение глаз, ощущение сухости во рту, расслабленность, излишняя болтливость, истерический смех. Человек не в состоянии выполнять ответственную работу, так как теряется координация, затупляется реакция, отсутствует концентрация внимания. Может возникнуть неоправданный страх, нарушится сердцебиение. К сожалению, основная масса молодежи, считает эти наркотики безвредны, не вызывают зависимости и не наносят особого вреда здоровью. После длительного применения этих наркотиков: может развиться рак легких, нарушается работа сердечной мышцы, развивается мужское и женское бесплодие, нарушается память и абстрактное мышление, возникают частые нервные срывы, бред. Такие осложнения, могут довести человека до полной потери себя в социуме и дальнейшего ухода в себя.
Морфин, кодеин, героин, метадон. Зависимость возникает уже после нескольких приемов наркотика. Под действием препарата человек становится: сонливым, движения становятся медленными и вялыми, речь нечленораздельна, теряется чувствительность, зрачок сужается. Даже небольшая передозировка может привести к смерти наркомана, а при внутривенном введение возможно заражение ВИЧ инфекцией. При регулярном применении: разрушается иммунная система организма, разрушается печень, изменяется цвет кожи, разрушаются зубы. Большинство героиновых наркоманов страдают такими заболеваниями как ВИЧ, туберкулез и гепатиты групп В и С. Средняя продолжительность жизни героинового наркомана 5 лет! Смерть происходит от осложнений или передозировки.
Психостимуляторы (крек, кокаин, эфедрин) вызывают: излишнюю двигательную активность, половое влечение (приводит к беспорядочным связям), появляется бессонница, снижается аппетит, учащается пульс. Когда заканчивается действие наркотика человек становится раздражительным, агрессивным, ослабленным и впадает в депрессию, которая нередко приводит к суициду. Зависимость от наркотика наступает после 5-7 приема препарата. Эти наркотические вещества поражают буквально все органы: снижаются умственные способности, появляется судорожное дрожание конечностей. нарушается сердечный ритм, повышается давление (может привести к инфаркту или кровоизлиянию в мозг).
Экстази действует как галлюциноген и психостимулятор. После приема наркотика: повышается активность, возникают беспокойство, галлюцинации и бессонница. Наркотик вызывает сильную зависимость и приводит к летальным случаям: сильное повышение температуры (более 40 гр.) и инсульт.
1.2.2. Зависимость
Для лиц, употребляющих наркотики, характерно наличие зависимости от препарата. Её разделяют на психическую и физическую зависимости.
В ходе употребления к наркотическому препарату сначала развивается психическая зависимость, а затем физическая. В зависимости от вещества, продолжительность приёма наркотика для формирования физической зависимости может быть разной.
Психическая зависимость характеризуется субъективным ухудшением состояния при задержке приёма препарата, а также ощущением психического подъёма, удовлетворения при его получении. С течением болезни появляется симптом улучшения психических функций под действием привычного наркотика. Таким образом, наркотик становится необходимым условием благополучного психического существования и функционирования.
Физическая зависимость обуславливается тем, что регулярный приём вещества изменяет обмен веществ в организме употребляющего. Это приводит к значимым его нарушениям при невозможности своевременного употребления наркотического препарата. Отсутствие препарата не только вызывает дискомфорт, но приводит к нарушениям работы органов и систем организма. Сильную физическую зависимость могут вызывать опиаты, барбитураты. У таких стимуляторов, как кокаин, амфетамин и метамфетамин физическая составляющая зависимости при синдроме отмены выражена не так явно, большую роль играет психологическое привыкание.
1.3. Синдром отмены.
Симптомы отмены, вызванные уменьшением количества никотина в организме, могут проявляться от нескольких дней до нескольких недель.
Абстинентный синдром — болезненное состояние, развивающееся у наркоманов при прекращении приёма наркотика (алкоголя у больных алкоголизмом). На жаргоне наркоманов называется ломкой. Характеризуется рядом соматических и психологических расстройств (судороги, рвота, потливость, расстройство сна, нарастание тревоги, головокружение и др.).
Отмечают сильный синдром отмены у барбитуратов, опиатов (например, героин, морфин), психостимуляторов (например, метамфетамин, фенамин, кокаин, никотин). Не стоит смешивать синдром отмены после длительного систематического применения с окончанием единоразового действия наркотика. После окончания действия стимуляторов, например, амфетамина, зачастую наблюдается изнурение организма, не связанное с синдромом отмены препарата.
1.4. Подростковая наркомания
Подростковая наркомания – патологическая зависимость от наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в результате взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию, психотерапию и фармакотерапию.
Подростковая наркомания – серьезная медицинская и социальная проблема современного общества. Наркомания среди подростков в последние годы приобрела характер эпидемии. По статистике, подростковая наркомания диагностируется в 30% случаев обращений в специализированное медицинское учреждение по поводу наркотической зависимости. Более 50% мальчиков и 20% девочек хотя бы раз в жизни пробовали наркотики; соответственно более 40% и 18% из них делали это неоднократно. В последние годы отмечается «омоложение» подростковой наркомании, некоторые дети начинают пробовать наркотики уже в возрасте 12-13 лет.
1.4.1. Отличительные черты современной подростковой наркомании
Отличительными чертами современной подростковой наркомании являются:
- изменчивость «моды» на наркотики,
- широкое распространение «аптечной наркомании» (употребление веществ, синтезируемых из легально реализуемых медицинских препаратов), - высокая частота полинаркомании и преобладание периодического употребления над тяжелой зависимостью.
- переход от «легко доступных» психоактивных веществ к дорогостоящим и престижным наркотикам (кокаин, героин, «экстази»), наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики.
- молодежь, в отличие от взрослых, стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда «наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску» .
Диагностику и лечение подростковой наркомании осуществляют специалисты в области наркологии.
1.4.2. Причины подростковой наркомании
Исследователи различают три группы факторов развития подростковой наркомании: биологические, психологические и социальные. К числу биологических факторов относятся наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию и стремительному формированию компульсивного влечения. Вероятность возникновения подростковой наркомании выше у лиц с акцентуациями характера и психопатиями, сопровождающимися расстройствами влечений, а также у больных олигофренией, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом.
Психологическими факторами развития подростковой наркомании являются недостаточная психологическая зрелость, отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий. Толчком к возникновению подростковой наркомании часто становятся психологические проблемы, обусловленные как искажениями воспитания и нездоровой семейной атмосферой, так и возрастными эмоциональными и психологическими особенностями пубертатного периода.
Подростковый возраст – период быстрого изменения тела, психики, гормонального фона, социального положения, семейных отношений и образа себя. Быстрые перемены создают благоприятные обстоятельства для развития подростковой наркомании. Ребенок превращается во взрослого, этот процесс сопровождается бунтарством, борьбой за независимость, резкими колебаниями самооценки от «я ничтожество» до «я невероятно крут», потребностью в необычных новых впечатлениях и активным построением социальных контактов.
К числу социальных причин возникновения подростковой наркомании относят желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих. Определенное значение имеют культурные особенности среды – как семейной, так и социальной. Подростковая наркомания чаще развивается при отсутствии достаточного контроля со стороны родителей и вхождении в асоциальные группы. При этом специалисты отмечают, что периодическое потребление без развития выраженной зависимости обычно в большей степени обусловлено социальными факторами, а тяжелая подростковая наркомания – психологическими и биологическими.
1.4.3. Стадии подростковой наркомании
Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании. Первая стадия – первый приём (или несколько приёмов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.
Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.
Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.
Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы («ломка»). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.
1.4.4. Признаки подростковой наркомании
Клинические проявления подростковой наркомании варьируются в зависимости от вида наркотика, однако есть определенные общие признаки, позволяющие родителям заподозрить наркоманию у подростка. Первым признаком становится изменение поведения. Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям.
Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. Если родители запрещают покидать дом или общаться с новыми друзьями – убегает, иногда на несколько дней. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию.
Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными руками, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос, бледный или сероватый оттенок кожи. О подростковой наркомании могут свидетельствовать нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.
В разговорах с друзьями ребенок, страдающий подростковой наркоманией, может употреблять такие слова, как «космос», «мулька», «эфенди», «джеф», «коктейль», «винт», «лошадка», «кислота», «марафет», «терьяк», «султыга», «чек», «соломка», «химка», «опилки», «травка». В среде больных подростковой наркоманией также часто используются слова «крэк», «марафет», «ханка», «анаша», «дурь», «план» и «ширнулся», однако в последние годы они стали хорошо известны благодаря фильмам и сериалам. Подростки это прекрасно знают и потому избегают использовать подобный сленг при родителях, находя новые слова и выражения для обозначения наркотиков.
В мусорном ведре, ящиках стола, сумке и карманах ребенка, страдающего подростковой наркоманией, можно обнаружить коробочки с маком (цельным или измельченным, в виде светло-коричневой массы), кусочки прозрачной пленки с коричневым веществом, смолообразное коричневое вещество (опий), зеленоватые бруски или комочки с пряным запахом (гашиш), зеленоватую измельченную массу с пряным запахом (марихуана), различные лекарственные препараты в порошках, флаконах и ампулах. У больного подростковой наркоманией также могут быть найдены приспособления и химические вещества для приготовления и приема наркотиков: марганцовка, ложка с обломанной ручкой, шприцы, иглы, обожженные купюры (их используют в качестве мундштука при курении марихуаны), посуда для проведения химических опытов и т. д.
1.4.5. Последствия употребления наркотиков у подростков
Снижение иммунных функций организма приводит к возникновению различных инфекционных заболеваний. Развиваются гнойные нагноения по всему телу наркомана, переходящие в язвы и рубцы. После внутривенных инъекций грязным наркотиком, происходит отмирание мышечных тканей. Поражаются сухожилия и кости. Нарушенный обмен веществ, часто приводит к сильной потере в весе. Нарушение внутренних обменных процессов, приводит к недостатку кальция в организме и потере зубов. Психические расстройства и галлюцинации - приводят к агрессивному поведению наркомана и как следствие к правонарушительным действиям. Снижается интеллект, человек деградирует как личность.
Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин, прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла. Возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени. Длительное употребление наркотиков приводит к разрушению печени (гепатиты А, В, С), почек и дыхательной системы организма. Возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.
Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотиков, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса, ВИЧ, гонореи и других инфекций, передающихся половым путем.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Исследование состояния подростковой наркомании
2.1.1. Методика проведения исследования
Для исследования состояния подростковой наркомании я провела анкетирование среди старшеклассников нашей школы.
Целью моей работы было выяснить:
- каково представление о наркотиках и наркозависимости у старшеклассников;
- имеют ли школьники чёткое представление о последствиях употребления наркотических веществ;
- выяснить, сколько учеников хотя бы раз пробовали наркотики.
Всего в опросе участвовало 35 учеников 8-11 классов. Анкетирование проводилось анонимно.
2.1.2. Результаты исследования
В результате исследования выяснилось, что, не смотря на регулярное проведение в школе бесед и различных мероприятий о вреде наркомании, ребята имеют нечёткое представлении о наркотических веществах, их воздействии, а также о масштабах последствий приёма наркотиков.
50%подростков ответили, что знают о наркотиках от друзей и знакомых, 50% владеют информацией из СМИ. Есть ли у вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические вещества? На данный вопрос ответили 9 человек положительно. Предлагали ли вам попробовать наркотические вещества ? Да – ответили 11 респондентов. Двое обучающихся, хотя бы раз, пробовали наркотические вещества.
На вопрос «Как вы думаете, по какой причине подростки употребляют наркотики?»
59% респондентов ответили : «для того, чтобы испытать чувство эйфории», 29% - из любопытства; 6% - чтобы быть более смелым, уверенным в себе; 6% - чтобы легче общаться с другими людьми, находить «общий язык»
2.2. Рекомендации
Я бы хотела дать рекомендации родителям подростков.
1) обратите внимание на изменившееся поведение вашего ребёнка: резкие смены настроения, избегание разговоров, резкое снижение успеваемости, агрессия и раздражительность, либо полная апатия и безразличие.
2) вам стоит насторожиться, если подросток мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома.
3) обращайте внимание на внешний вид: преобладание вещей с длинными руками, общая неряшливость, отечность кистей рук, сухость волос, бледный или сероватый оттенок кожи.
4) также серьёзным поводом для беспокойства является нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.
5) Будьте внимательнее к своим детям. Лучше проявить чрезмерную бдительность, чем проглядеть беду.
6) Побольше общайтесь со своими детьми, интересуйтесь их делами, их настроением, увлечениями; показывайте им свою любовь, уважайте их чувства. Не уходите от неприятных и неудобных тем. Не экономьте ни чувства, ни эмоции, ни время.
7) Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей, Вы должны знать, с кем общается Ваш ребёнок.
Такие же рекомендации я бы дала и самим подросткам относительно их друзей. Многие ребята ответили в анкете, что, узнав об употреблении наркотиков друзьями, продолжили бы общение с ними, как и раньше, делая вид, что ничего не случилось. Это говорит о том, что подростки не понимают, к каким страшным последствиям может привести их безразличие и молчание.
Рекомендации для подростков:
1. Владей достоверной информацией о наркотиках. Знание о проблеме употребления наркотиков, причинах и разрушительных последствиях помогают человеку сделать правильный выбор в пользу здоровья.
2. Научись ценить свое время, проводи его с пользой. Найди себе хобби. Займись спортом, научись рисовать, танцевать или петь. Тогда, времени на наркотики просто не останется.
3. Выбирай себе правильных друзей. Избегай плохих компаний.
4. Наркотики - это не модно. В фильмах, может это выглядит круто, но не в жизни. Жизнь - не кино. Последствия могут быть ужасны.
5. Общайся. В подростковом возрасте конфликты между родителями и подростками могут возникать каждый день. Родители - не враги. Они всегда готовы тебя выслушать.
6. В России запрещено хранить наркотики — даже небольшие дозы. Это преследуется по закону. Никогда не прикасайся к наркотикам, не бери их, не клади к себе в карман, нигде не прячь.
7. Умей противостоять давлению. В наше время общество очень сильно влияет на человека, особенно на подростка. Поэтому, не нужно поддаваться на провокации. Ни под каким предлогом не пробуй наркотик. Если же это все-таки с тобой произошло, то откажись от следующей дозы, чтобы не вызывать привыкание. Если же ты чувствуешь, что попал в сети наркомании, сразу же посоветуйся с теми из взрослых людей, кому ты доверяешь.
Я надеюсь, эти советы смогут уберечь ребят и их родителей от страшной беды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя данную работу, я выполнила все поставленные перед собой задачи:
1) В процессе изучения литературы и различных интернет-ресурсов я выяснила, к каким пагубным последствиям приводит употребление наркотиков у подростков:
- Снижается иммунитет.
- Нарушается обмен веществ
- Поражаются все органы и ткани: печень, почки, мышцы, сухожилия и кости, дыхательная, сердечно-сосудистая и репродуктивная системы
- Психические расстройства и галлюцинации приводят к агрессивному поведению и правонарушениям.
- Снижается интеллект, человек деградирует как личность.
2) Провела исследование в нашей школе и выяснила, что есть старшеклассники, которые пробовали наркотические вещества.
3) Исходя из всего выше сказанного, я постаралась дать рекомендации для подростков и их родителей, чтобы предотвратить появление наркотической зависимости.
Многие недооценивают опасность даже единоразового употребления наркотиков, не понимают, какие последствия могут их ждать. Я надеюсь, что моя работа заставит задуматься моих сверстников и более ответственно относиться к своей жизни и здоровью. И в этом я вижу главное значение и смысл моей работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.
2. Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков. 1500—2000 = The Pursuit of Oblivion: A global history of narcotics 1500–2000 / пер. с англ. А. В. Савинова. — М. : АСТ; Транзиткнига, 2004. — 624 с.
3. Егоров А. Ю. Возрастная наркология : учеб. пособие для студ. вузов и сред. пед., психологич. и медицинских учеб. заведений / А. Ю. Егоров. – СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. – 267 с.
4. Лисовский В. Т. Порнография, садизм, наркомания // Молодёжь. Любовь, брак, семья : социологическое исследование / В. Т. Лисовский ; отв. ред. А. А. Козлов. – СПб. : Наука, 2003. – С. 257-278.
5. Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. —640 с.
6. Шабанов П.Д. Наркология. Практическое руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 560 с.
7. Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/07/anketa-otnoshenie-k-narkotikam - 03.05.2023.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании.
1. Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
а)да, б) нет;
2. Пробовали ли Вы наркотики? __________________________________
3. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? _______________
4. Как вы думаете, по какой причине подростки употребляют наркотики?»
а) чтобы придать себе смелость и уверенность;
б) чтобы легче общаться с другими людьми;
в) чтобы испытать чувство эйфории;
г) из любопытства;
д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
5. Из каких источников вы узнали о наркотиках?
а) рассказали друзья или знакомые
б) из средств массовой информации
Приложение 2
Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
Рис 1.
Пробовали ли Вы наркотики?
Рис 2.
Приложение 3
Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество?
Рис 3.
Как вы думаете, по какой причине подростки употребляют наркотики?»
Рис 4
Приложение 4
Из каких источников вы узнали о наркотиках?
Рис 5.