Паспорт
проекта «Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова».
Аннотация проекта:
Работа над проектом позволит расширить знания о русской классической поэзии, сравнить темы, создаваемые в лирике XIX-XXI вв.; открыть красоту и своеобразие творчества поэта Селижаровского края В.И.Козлова. Визитная карточка проекта:
Учебное заведение: МОУ Шуваевская ООШ, Селижаровского района, Тверской области.
Над проектом работали:
Корзюкова Алина Евгеньевна, Тропынёв Никита Игоревич МОУ Шуваевская ООШ, Селижаровский район,5, 6 классы
Руководитель - Тропынёва Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ Шуваевская ООШ.
Тема: «Золотые и серебряные нити русской литературы в творчестве В.И.Козлова »
Цель: темы стихов В.И.Козлова и стихов поэтов-классиков идентичны.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме, отобрать материал в сети Интернет;
- основываясь на стихах В.И.Козлова, выявить основные темы его творчества;
- на основе сопоставления поэтических произведений восстановить общность тем;
- сопоставить тематику произведений В.И.Козлова и поэтов-классиков.
Методы исследования: эмперического уровня (наблюдение) и метод теоретического уровня (анализ и синтез) тематики в поэзии.
Предметные области, затрагиваемые проектом: литература, краеведение, ИЗО, информатика, информационные технологии.
Учебные темы, имеющие отношение к проекту: литература - «Поэтические темы авторов XIX – XXI веков.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 12 лет.
Основополагающий вопрос:
- Какие темы в творчестве объединяют стихи поэтов XIX- XXI веков?
Вид проекта: межпредметный, исследовательский, краткосрочный, групповой, внутришкольный.
Программно-техническое обеспечение проекта: мультимедийный проектор, компьютер, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран.
Оформление результатов проекта: презентация проекта на III районной научно-практической конференции учащихся «Инициатива», сайт МОУ Шуваевской ООШ.
Год разработки учебного проекта: 2018
Компетентностные умения и навыки, формирующиеся в ходе выполнения работы:
личностные: духовное и интеллектуальное саморазвитие, формирование психологической грамотности, воспитание патриотизма, уважения к истории своей Родины;
метапредметные: развитие навыков смыслового чтения и ИКТ- компетенции; уметь отбирать основное в потоке информации; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач; формирование более подробного представления о жизни и творчестве поэтов Селижаровского края и поэтов Золотого и Серебряного веков;
предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста, создание развёрнутых устных и письменных высказываний, развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, воспринимать, анализировать художественный текст; реализация индивидуальных интересов обучающихся.
Русская литература XIX века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего общества, время расцвета творческих идей и ярких индивидуальностей. XIX век дал миру невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.
Каждый из писателей XIX века стремился по-своему отразить и осмыслить окружающий мир, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга творцов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. Её передали писатели «золотого века русской литературы» своим преемникам, писателям XX - XXI веков, и читателям всех времён.
Литература XX века развивалась в обстановке переломных событий. Это время получило название «Серебряный век». Лучшие поэты этого времени говорили о «вечных ценностях» - человеке, его душе, добре, истине, красоте. Серебряный век русской поэзии, мятежный, бредивший красотой, и поныне не забыт. Голоса писателей до сих пор звучат и волнуют читателей.
XXI век не получил ещё никакого определения, возможно, это произойдёт позже, но нити Золотого и Серебряного веков русской классической литературы проникают и в стихи современных авторов. Поэты не могут не реагировать на общественные явления, события и факты истории, поэтому мы предположили, что в их творчестве должна прослеживаться общность тем.
Когда мы прочитали стихи из сборника «Дыхание Верхневолжья», возникла заинтересованность творчеством поэтов. Как оказалось, о творчестве этих поэтов мало написано, оно практически не исследовалось. Мы думаем, что это объясняется тем, что литобъединение создано сравнительно недавно, 7 сборников вышло в свет.
Путь в литературе был у каждого свой, но как писал поэт Н.Рачков: «…один Бог знает, из какого горя и слёз поэта вырастают светлые стихи». Читая стихи В.И. Козлова, понимаешь, сколько любви в его сердце к Родине и людям, что стихи, напоённые этой любовью, в конце концов, пробились к своему читателю, нам с вами.
Мы решили исследовать и сопоставить темы стихов нашего земляка В.И. Козлова и тематику стихов поэтов «золотого и серебряного веков».
Мы решили доказать, что темы стихов В.И.Козлова и стихов поэтов-классиков идентичны. Это и стало целью нашего исследовательского проекта.
Для достижения данной цели нужно было решить несколько задач:
- изучить литературу по данной теме, отобрать материал в сети Интернет;
- основываясь на стихах В.И.Козлова, выявить основные темы его творчества;
- на основе сопоставления поэтических произведений восстановить общность тем;
- сопоставить тематику произведений В.И.Козлова и поэтов-классиков.
Гипотеза: поэтические произведения селижаровского поэта и поэтов-классиков обладают единой тематикой.
Таким образом, объектом нашего исследования стало творчество поэта Селижаровского края В.И.Козлова и творчество поэтов-классиков.
Проблемный вопрос:
-Какие темы в творчестве объединяют стихи поэтов XIX- XXI веков?
Предмет исследования: стихи поэтов XIX, XX и XXI веков.
Методы исследования: эмперического уровня (наблюдение) и метод теоретического уровня (анализ и синтез) тематики в поэзии.
Теоретическая значимость нашего проекта заключается в знакомстве с произведениями поэта-земляка и поэтами-классиками.
Практическая значимость: материал данного исследования можно использовать на уроках различной направленности с краеведческим уклоном: литературе, русском языке, географии, окружающем мире и др.
Основная часть
На первом этапе работы мы стали собирать материал для исследования: изучили архив районной газеты «Верхневолжская правда» и ознакомились с публикациями стихов, затем исследовали сборники литобъединения «Дыханье Верхневолжья». Отобрали стихи В.И. Козлова, проанализировали их и пришли к выводу, что поэт тонко чувствует связь времён и поколений. Следование классической традиции (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.Блок) поэт считает непрерываемостью времён и вызволением из кризисных состояний.
Изучив творчество В.И.Козлова, мы выяснили, что патриотическая тема пронизывает всю лирику пота. Образ Родины у него всегда свой, неповторимый. Это хорошо чувствуем, когда читаем стихотворение «Малая Родина».
Есть у каждого Малая Родина
И незримою ниточкой с ней
Души прочно, невидимо связаны
До скончания наших дней.
Даже если пускаем корни
Где–то в дальнем, чужом краю
Все равно наша Малая Родина
К нам приходит во сне – наяву.
Стихи о малой родине наполнены радостным открытием её первозданной чистоты.
Меж валдайских лесов и болот
Затерялся России кусочек
Край, где Волги великий полет
Начинает прозрачный источник.
Поэт ни разу не сказал о родной земле: «Люблю». А мы это чувствуем!
Особое впечатление на нас произвели стихи: «Глубинка», «О России».
Поэт глубоко переживает исчезновение деревень:
Эх, забытая всеми Глубинка,
Полудикий, заброшенный край!
По тебе скоро справят поминки
И умчится душа твоя в рай.
В стихотворении «О России» поэт сравнивает Родину со святыми. Эпический образ Родины в нём получает знаки святости, неземной высоты, Божьего благословения:
Нет! У неё особенная роль!
Дела её божественны и святы!
Святою быть России суждено…
Судьба святых всегда горбата.
Лирический герой ощущает себя частью своей страны. Тема Родины у В.И.Козлова основная, сквозная. Даже если мы читаем у поэта о природе, о любви, то это тоже о России.
Любовная лирика В.И. Козлова завораживает естественностью и сдержанностью чувств. В стихах о любви лирический герой обладает спокойствием, застенчивостью в проявлении чувств, хотя с тоской и светлой грустью переживает чувства, владевшие им в юности. Понять это помогает, в частности, стихотворение «Возвращение в юность»:
Я вижу речки берег тихий,
Берез спокойных белый ствол,
Тебя, задумчивой и стройной,
И твой печальный, нежный взор.
Великое духовное чудо, окрыляющее и очищающее, мы ощущаем в стихотворении «Голубиная любовь»:
Тише люди, бога ради, тише,
Посмотрите, как прекрасен миг —
Голуби целуются на крыше,
В нежном вальсе их любовный пик.
В силу своего активного характера В.И.Козлов не может не реагировать на современные ему идейные искания, и, несомненно, были периоды, когда он проявлял интерес к различным теориям.
Приближение роковых времён поэт чувствует заранее, вероятно, оттого, что оно отчётливее всего замечалось на малой родине. Мы решили сравнить идеи стихотворений «О времени» и «Демократия».
Время настало —
прозренья и совести,
Время — эпоха,
время глыба,
Время — застывшее
крохой над пропастью,
Выбор сделать
настало время.
1985 г.
Лирический герой, вероятно, как и автор, чувствует, что необходимо сделать выбор, что время - эпоха заканчивается, предполагает, что дальше, если ничего не изменить, – пропасть.
В стихотворении «Демократия» звучит нота сопротивления. Сопротивления пошлости, бесчеловечности. Чувствуется, что поэт тяжело переживает развал страны и то, к чему это привело; не может и не хочет смириться с происходящим. Не таких перемен в жизни страны ожидал поэт:
Нынче «демоны» у власти,
Правовой царит разгул —
Разделен Союз на части,
Завтра нас делить начнут.
……………………………
Ни защиты, ни поддержки
Не найдешь теперь нигде.
Суд вершит на троне «Правды»
Грозный, грязный Беспредел.
С годами выявляется ещё один определяющий мотив творчества В.И. Козлова - мотив Памяти. Памяти, несущей в себе всё тяжёлое, трагическое, надрывное, что сосредоточилось в истории уничтожения русской деревни и её самобытной культуры:
Нет сегодня веселой глубинки —
Доживает последние дни.
Двадцать шесть деревень по району
Поименно списали с земли.
«Глубинка», 1999 г.
Памяти о светлом детстве и юности, озарённой первой любовью, крестьянским трудом.
Для сострадания и любви, для сладких слёз, утоляющих скорбь, прошедшего времени не существует. Об этом читаем в стихотворении «Лишь вечен мир»:
Но я хотел бы повториться
Пусть через много, много лет,
Тогда бы прожил жизнь вторую
Не причиняя зла и бед,
Не повторяя тех ошибок,
Которых много у меня,
И каждый час той новой жизни
Я бы использовал сполна.
Если читать стихотворения поэта в хронологическом порядке, то ощущение земной тяжести и боли об утраченном только нарастает. Интонация раздумья пронизывает и стихи, созданные в 80-90-е годы. Они вобрали раздумья поэта о трагической эпохе, заражённой духовным омертвением.
Давно бы нам покаяться в грехах
Пока ещё болезнь не одолела,
Душа заблудшая пока не омертвела.
И вот тяжёлый наступает час.
Леченье душ в России предстоит —
Тяжёлое и трудное леченье.
Не каждый выстоит, не каждый победит —
Иного выхода мы просто не имеем.
В произведениях В.И.Козлова чувствуется связь времён и поколений. Поэт, не растеряв своих высоких идеалов, остро чувствует некое общее начало в судьбе всех настоящих поэтов:
Когда душа твоя клокочет
От возмущенья и досады,
Когда тебя переполняют
Сплошные чувства до надсады,
Когда невозмутимость внешне
Не выдает твое волненье,
А все нутро уже вскипает
В неудержимости стремлений,
Когда тебя не понимают,
Когда ты можешь, но мешают,
Когда немой вопрос – Когда? –
Тебя без выбора оставит, -
Тогда приходит вдохновенье.
«Вдохновение»
Красоту жизни, а может быть, и её полноту автор чувствует в борьбе:
Но жизнь прекрасна!
жизнь в борьбе прекрасна —
И в сути этой
жизни полный смысл.
Иди туда,
где жизнь кипит бурливо,
Где плавится
и крошится металл,
Где не на жизнь —
на смерть
Схватились правда
с кривдой,
И ты за правду
насмерть стой!
«Тропа жизни»
В своих ранних стихах он стремится преодолеть прозу жизни через поэтизацию обычного. Видимо, поэтому стихи В.И.Козлова так необычно и глубоко выразили свою эпоху, чувства, мысли и борения человека 2-ой половины XX века ( «О времени», «Русь моя»).
В этих стихах прослеживается осознание личной ответственности перед временем, перед прошлым и будущим.
Горжусь тобою, Родина моя,
О, Русь моя, великая и гордая.
Горжусь историей твоею я,
Горжусь и верую в тебя.
И в твой народ, и гениев твоих,
И в прадедов, и дедов, и отцов,
Прошедших через сотни испытаний,
Но отстоявших, Родина, тебя
В боях жестоких, праведных сраженьях.
«Русь моя»
Психологической напряжённостью, философской напыщенностью отличаются стихи «Судьба», «Чужая боль», «Лишь вечен мир».
Чужая боль…
Но почему чужая?
И почему мы стали так черствы?
Где та черта, где грань та роковая? —
Ведь мы не звери — люди мы!
Когда же милосердие проснется?
Когда чужая боль — как боль своя
В холодном нашем сердце отзовется?
Найду ль ответ я в русле бытия?
«Чужая боль»
Судьба у каждого своя
И спорить с этим бесполезно,
И изменить ее нельзя –
Она приходит неизбежно.
«Судьба», 2006
Ничто не вечно в этом мире.
Не вечен день, не вечна ночь,
Не вечны молодость и старость,
Зима не вечна и весна.
И жизнь моя, увы, не вечна,
Неповторима и конечна
И в этом я бесспорно прав.
«Лишь вечен мир», 1990
Таким образом, изучив творчество селижаровского поэта, мы смогли выделить следующую систему мотивов и образов, тематику произведений:
- размышления о поэзии, роли поэта;
- Родина – Русь;
- любовь;
- дружба;
- исторический «обзор»/ мотив трагедии поколения;
- судьба;
- вечность мира;
- память детства.
Тайна скрытой в природе жизни соединяется в воображении поэта с жизнью человеческой и своей мудростью подсказывает что-то важное, необходимое. Тогда, вероятно, и рождаются поэтические строки, полные не только любования и восхищения, но и размышления о смысле жизни, её ценности, словом, приобретают философский смысл.
Целью нашей работы было не только проанализировать тематику, мотивы и образы в творчестве поэта Селижаровской земли, но и попытаться провести связующие «золотые и серебряные нити» с творчеством поэтов-классиков, создававших свои произведения в Золотой и Серебряный век русской литературы.
Вторым этапом работы стало чтение стихов, изучение в сети Интернет и критических статьях сведений о тематике произведений поэтов XIX-XX вв.
Читая стихи поэтов классиков, мы установили общие для их творчества темы, мотивы и образы. Приложение 1
Следующим этапом нашей работы стало составление «Сводной таблицы тематики стихов поэта Верхневолжья и поэтов-классиков».
Приложение 3
Излюбленный цветосветовой образ лирики поэта – это использование цветов:
- розового:
Жаль, что даль, тот сердцу милый край
Пеленою розовой закрыла.
«Память»
- голубого:
Но пролетело детство голубою нитью,
Оставив мне лишь в памяти мечту.
«Голубая нить детства»
- белого:
Я вижу речки берег тихий,
Берез спокойных белый ствол.
«Возвращение в юность»
Трепетно и кротко в белом танце
Принимает ласку сизаря.
«Голубиная любовь»
- жёлтого, красного:
Лёжа на колосьях спелой ржи,
Не мечтал я о далёких зорях.
- зелёного:
Живых берёз живая песня…
Затем мы сравнили и проанализировали цветовую палитру в лирике и также составили «Сводную таблицу употребления цвета в стихах В.И. Козлова и поэтов - классиков».
Приложение 4
Это была первая попытка не просто прикоснуться к творчеству нашего поэта-земляка, но и попытаться систематизировать тематику в его творчестве, связанные с Тверской землёй, с судьбой России, а также провести связующие нити между поэзией Козлова В.И. и поэзией Золотого и Серебряного веков русской литературы. Все выводы по нашему исследованию можно увидеть в приложениях к данной исследовательской работе. Мы считаем, что нам удалось достигнуть поставленной цели, осуществив задачи проекта.
Мы, изучив архив районной газеты «Верхневолжская правда», нашли опубликованные стихи поэта в номерах от 01.06.1999 г., 18.07.2003г., 05.09.2003г.,23.07.2004г.,17.09.2004г.,03.06.2010г.,26.02.2015г., проанализировали стихи, вошедшие в сборники «Дыхание Верхневолжья»; сопоставили с классическими произведениями, выявили общие темы, мотивы и образы.
Составив сводную таблицу и проанализировав её, мы пришли к выводу, что поэтическая система тем в стихах поэта В.И.Козлова и поэтов-классиков, действительно, идентична. Также сходна и картина употребления цвета.
Данная тема исследования достаточно узкая: мы изучили темы в творчестве лишь одного поэта, но она может быть расширена за счёт изучения произведений других авторов, наших современников, проживающих на Селижаровской земле.
Широта души, бескорыстие, христианское поведение, любовь к природе, родине, своим корням – вот черты лирического героя поэтов XXI века, как впрочем, и предыдущих веков.
Хочется отметить, что заложенный с детства, укреплённый богатым опытом вдумчивого человека стержень крестьянского воспитания, несомненно, определил многое в поэзии В.И.Козлова.
Жить по совести, вместе с тем, глубоко верить в людей, в добро человеческое – вот то, что, по нашему мнению, питает творчество Козлова.
Литература
«Верхневолжская правда» районная газета. Годы выпуска: 1999, 2003, 2004, 2010, 2015.
«Дыхание Верхневолжья». Литературный сборник стихов и прозы членов литературного объединения «Дыхание Верхневолжья». Издательство «ОАО «Тверская областная типография». Тверь, 2011.
Интернет-ресурсы:
mirputeshestvij.mediasole.ru/…
ru.wikipedia.org/…
При подготовке презентации использовались фото авторов работы, Интернет ресурсы.
Приложение 1
«Тематика, мотивы и образы в творчестве поэтов Золотого и Серебряного веков»
О любви О дружбе О поэте и поэзии О Родине Об исторических событиях О судьбе О вечности мира и смысле жизни О свободе и власти О природе О Боге и вере О счастье и т.д.
|
Приложение 2
«Сводная таблица тематики стихов поэта Верхневолжья и поэтов-классиков»
Темы стихов В.И.Козлова | Темы стихов поэтов-классиков |
О Родине | О любви |
О судьбе
| О дружбе |
О любви | О поэте и поэзии |
О вечности мира и смысле жизни | О Родине |
О дружбе
| О исторических событиях |
О свободе и власти
| О судьбе |
О поэте и поэзии
| О вечности мира и смысле жизни |
Об исторических событиях
| О свободе и власти |
Приложение 3
«Сводная таблица употребления цветов в стихах В.И.Козлова и поэтов-классиков»
Цвета в поэзии В.И.Козлова | Ц вета в поэзии поэтов-классиков |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| |
|
|