«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к уроку по теме: М.И.Цветаева.Жизнь и творчество.

Изучение жизни и творчества поэтов "Серебряного века. Тема урока "Жизнь и творчество М. Цветаевой

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Марина Цветаева.  Жизнь и творчество поэта     Автор:  Учитель русского языка и литературы Гайсина Т.Х

Марина Цветаева. Жизнь и творчество поэта Автор: Учитель русского языка и литературы Гайсина Т.Х

«Если душа родилась крылатой…»

«Если душа родилась крылатой…»

Начало жизненного пути Марины

Начало жизненного пути Марины

  • Родилась в Москве 26 сентября 1892 г.
  • Она жила в тихой подмосковной Тарусе. Так же была за границей.
  • Училась довольно бессистемно: в музыкальной школе, в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах (7 классов). Прослушала в Сорбонне во Франции курс истории старофранцузской литературы.
  • С 6 лет – начала писать, с 16 – печататься, в 18 – выпустила большой сборник – «Вечерний альбом».
  • Её семья – трудовая научно-художественная интеллигенция.
Отец поэта Иван Владимирович Цветаев

Отец поэта Иван Владимирович Цветаев

  • Отец её – сын бедного сельского попа.
  • Только своими трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.
  • Умер, когда Марине был 21 год.
Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн

Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн

  • Мать Марины была из польско-немецкой семьи.
  • Натура художественно одаренная, музыкантша.
  • Скончалась рано, но сильно повлияла на свою дочь: «Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех.»
Бракосочетание с Сергеем Эфроном

Бракосочетание с Сергеем Эфроном

  • С. Эфрон был другом детства Марины.
  • Честный и справедливый человек.
  • Был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля.
  • Стал пражским студентом.
Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

Дача в Тарусе Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.

Дача в Тарусе

Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.

Литературные интересы Марины в юности Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына – «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях. Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков. В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи:  Ты миру отдана на травлю,  И счета нет твоим врагам!  Ну как же я тебя оставлю,  Ну как же я тебя предам?..

Литературные интересы Марины в юности

  • Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына – «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях.
  • Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков.
  • В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи:

Ты миру отдана на травлю,

И счета нет твоим врагам!

Ну как же я тебя оставлю,

Ну как же я тебя предам?..

Основные черты характера Марины

Основные черты характера Марины

  • Всегда оставалась сама по себе и была против всех.
  • Характер ее был трудный, неуступчивый, неровный: восторженная «барышня», своевольная «бунтарка».
  • Любила жизнь.
  • Хорошо знала себе цену. Была горда собой.
  • По литературному поводу говорила: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».
Впечатления от первых стихов Цветаевой Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью. Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…» Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…» Восторженное послание М. Волошина:  К Вам душа так радостно влекома…  О, какая веет благодать  От страниц «Вечернего альбома»!..

Впечатления от первых стихов Цветаевой

  • Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью.
  • Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…»
  • Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…»
  • Восторженное послание М. Волошина:

К Вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!..

Поэзия Цветаевой

Поэзия Цветаевой

  • Поэзия была монументальной, трагической, мужественной.
  • Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте…
  • Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.
  • Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.
  • Марина выделяла в своем зрелом творчестве ненависть к «бархатной сырости» и полости.
  • Удивительная энергия поэтического выражения тем.
Отношение Цветаевой к Октябрьской революции

Отношение Цветаевой к Октябрьской революции

  • Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка, но революцию она не поняла и не приняла.
  • Она ее никак не ощутила, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил».
  • На «вечере поэтесс» Цветаева шокировала своим видом: была в напоминающем подрясник платье, в валенках, с солдатским ремнем, с полевой офицерской сумкой на боку… Но с настоящим голосом поэта, читавшего страшно фрондерские стихи.
Белая эмиграция

Белая эмиграция

  • В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать за границу – к мужу.
  • Берлин, 3 года в Праге, 1925г.- Париж.
  • Жизнь была трудная, зарабатывала Цветаева на своем творчестве.
  • Поначалу белая эмиграция приняла Марину, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре всё изменилось.
  • Цветаева не стала печатать «русскую Вандею», убедившись в том, что в этой книге нет ни человеческой, ни исторической правды.
  • «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу».
Дочери Ариадна и Ирина

Дочери Ариадна и Ирина

«Мой читатель, несомненно, в России...»

«Мой читатель, несомненно, в России...»

  • В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги: «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». В 1924 г.- «Молодец». Потом перерыв до 1928 г.
  • Цветаева много пишет, но написанное не попадает в печать.
  • «В 1922 г. Уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят…»
  • С влиятельными литературными кругами была в натянутых отношениях: «Они не Русь любят, а помещичьего «гуся»- и девок».
  • Одиночество. «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет). «…Но…до последней строки буду писать, что слабых стихов не дам».
  • Она сохранила, несмотря на сложности, свою личность: «Быть человеком важнее, потому что нужнее…»
Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине

Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине

  • Эта революция внесла в мир что-то новое.
  • Цветаева хорошо видела в нарядной Европе мир нищеты и бесправия. В этой настоящей жизни людей труда есть и поэзия.
  • Чаще стала писать сатирические произведения(«Хвала богатым»).
  • «Родина…непреложность памяти и крови…» Ей было интересно, что там творится. Она думает о новой родине, о Советском Союзе, его жизни, культуре, поэзии, о «новоселах моей страны»
Отношение Цветаевой к Маяковскому

Отношение Цветаевой к Маяковскому

  • Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что правда - здесь». И Цветаева за границей утверждала, что после чтения о России Маяковского, складывается мнение, «что сила – там».
  • После этих слов Марину изъяли из «Последних новостей»: «..она приветствует новую Россию»...
  • Цветаева считала Маяковского как «первого нового человека нового мира», «первого в мире поэта масс», «первого бойца» за новый мир.
  • Он заставлял нас думать на век вперед.
  • После смерти поэта Цветаева посвятила ему цикл своих стихов.
Последние дни в эмиграции

Последние дни в эмиграции

  • Русь для нее – достояние предков, Россия – горестное воспоминание «отцов», потерявших свою родину, а СССР – это новая родина для «детей».
  • Цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии – это последнее, что написала Цветаева в эмиграции.
  • Важное значение для понимания её поэзии заключается в цикле «Стихов к сыну».
За границей. Ариадна и Георгий

За границей. Ариадна и Георгий

Поэтическое развитие Цветаевой Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая его. Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит. А также – человеческий характер:  Здесь у каждого мысль двоякая,  Здесь, ездок, торопи коня.  Мы пройдем, кошельком не звякая  И браслетами не звеня...

Поэтическое развитие Цветаевой

  • Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая его.
  • Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит.
  • А также – человеческий характер:

Здесь у каждого мысль двоякая,

Здесь, ездок, торопи коня.

Мы пройдем, кошельком не звякая

И браслетами не звеня...

Мастер русского стиха Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и становится мастером русского стиха. Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта. Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др. Использует романтическую игру слов, острый диалог:  - Посторонитесь! Обожжете кудри!  - Не беспокойтесь! Я сама – огонь. В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом:  Есть на свете поважней дела  Страстных бурь и подвигов любовных.

Мастер русского стиха

  • Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и становится мастером русского стиха.
  • Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта.
  • Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др.
  • Использует романтическую игру слов, острый диалог:

- Посторонитесь! Обожжете кудри!

- Не беспокойтесь! Я сама – огонь.

В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом:

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

Главные образы С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы, её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность. Россия – дух бунтарства, своеволия. Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»:  Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,  Со всей каторгой гуляла – нипочем!)

Главные образы

  • С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы, её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность.
  • Россия – дух бунтарства, своеволия.
  • Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»:

Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,

Со всей каторгой гуляла – нипочем!)

  • Но в дальнейшем женское лицо – лирический образ автора.
Черты стихотворного стиля Цветаевой

Черты стихотворного стиля Цветаевой

  • Резкая экспрессия стихотворной речи
  • Молниеносные темпы.
  • Легкая игра со словом.
  • Затаенная страсть и энергия.
  • Скупость стихотворной речи, её афористичность.
  • В стихотворении только всё самое необходимое.
  • Возникновение неукротимого женского характера.
Перелом в творчестве В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой стиль».  Лирические формы переходят в   Лирико- поэмы стихотворные  эпические трагедии Конструкции Главная форма речи – монолог двух персонажей. Стих отвердевает. Обиходное слово обретает высокое звучание. Цветаева прибегает к Библии и к античности.

Перелом в творчестве

  • В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой стиль».
  • Лирические формы переходят в

Лирико- поэмы стихотворные

эпические трагедии

Конструкции

  • Главная форма речи – монолог двух персонажей.
  • Стих отвердевает.
  • Обиходное слово обретает высокое звучание.
  • Цветаева прибегает к Библии и к античности.

Последние дни жизни поэта

Последние дни жизни поэта

  • В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и вернулась на родину.
  • «Зола эмиграции… я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла».
  • В России уже не была желанным гостем.
  • Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.
  • В Москве занялась переводами.
  • Война. Эвакуация забросила в Чистополь, далее в Елабугу.
  • Наступил «одиночества верховный час».
  • Потерявшая волю, Марина 31августа 1941г. покончила с собой.
Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева

Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева

Памятник Марине Цветаевой в Елабуге

Памятник Марине Цветаевой в Елабуге

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее