Марина Цветаева. Жизнь и творчество поэта Автор: Учитель русского языка и литературы Гайсина Т.Х
«Если душа родилась крылатой…»
Начало жизненного пути Марины
- Родилась в Москве 26 сентября 1892 г.
- Она жила в тихой подмосковной Тарусе. Так же была за границей.
- Училась довольно бессистемно: в музыкальной школе, в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах (7 классов). Прослушала в Сорбонне во Франции курс истории старофранцузской литературы.
- С 6 лет – начала писать, с 16 – печататься, в 18 – выпустила большой сборник – «Вечерний альбом».
- Её семья – трудовая научно-художественная интеллигенция.
Отец поэта Иван Владимирович Цветаев
- Отец её – сын бедного сельского попа.
- Только своими трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.
- Умер, когда Марине был 21 год.
Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн
- Мать Марины была из польско-немецкой семьи.
- Натура художественно одаренная, музыкантша.
- Скончалась рано, но сильно повлияла на свою дочь: «Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех.»
Бракосочетание с Сергеем Эфроном
- С. Эфрон был другом детства Марины.
- Честный и справедливый человек.
- Был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля.
- Стал пражским студентом.
Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
Дача в Тарусе
Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.
Литературные интересы Марины в юности
- Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына – «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях.
- Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков.
- В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи:
Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам!
Ну как же я тебя оставлю,
Ну как же я тебя предам?..
Основные черты характера Марины
- Всегда оставалась сама по себе и была против всех.
- Характер ее был трудный, неуступчивый, неровный: восторженная «барышня», своевольная «бунтарка».
- Любила жизнь.
- Хорошо знала себе цену. Была горда собой.
- По литературному поводу говорила: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».
Впечатления от первых стихов Цветаевой
- Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью.
- Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…»
- Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…»
- Восторженное послание М. Волошина:
К Вам душа так радостно влекома…
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!..
Поэзия Цветаевой
- Поэзия была монументальной, трагической, мужественной.
- Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте…
- Устраивала самые смелые эксперименты со стихом.
- Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло.
- Марина выделяла в своем зрелом творчестве ненависть к «бархатной сырости» и полости.
- Удивительная энергия поэтического выражения тем.
Отношение Цветаевой к Октябрьской революции
- Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка, но революцию она не поняла и не приняла.
- Она ее никак не ощутила, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил».
- На «вечере поэтесс» Цветаева шокировала своим видом: была в напоминающем подрясник платье, в валенках, с солдатским ремнем, с полевой офицерской сумкой на боку… Но с настоящим голосом поэта, читавшего страшно фрондерские стихи.
Белая эмиграция
- В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать за границу – к мужу.
- Берлин, 3 года в Праге, 1925г.- Париж.
- Жизнь была трудная, зарабатывала Цветаева на своем творчестве.
- Поначалу белая эмиграция приняла Марину, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре всё изменилось.
- Цветаева не стала печатать «русскую Вандею», убедившись в том, что в этой книге нет ни человеческой, ни исторической правды.
- «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу».
Дочери Ариадна и Ирина
«Мой читатель, несомненно, в России...»
- В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги: «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». В 1924 г.- «Молодец». Потом перерыв до 1928 г.
- Цветаева много пишет, но написанное не попадает в печать.
- «В 1922 г. Уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят…»
- С влиятельными литературными кругами была в натянутых отношениях: «Они не Русь любят, а помещичьего «гуся»- и девок».
- Одиночество. «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет). «…Но…до последней строки буду писать, что слабых стихов не дам».
- Она сохранила, несмотря на сложности, свою личность: «Быть человеком важнее, потому что нужнее…»
Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине
- Эта революция внесла в мир что-то новое.
- Цветаева хорошо видела в нарядной Европе мир нищеты и бесправия. В этой настоящей жизни людей труда есть и поэзия.
- Чаще стала писать сатирические произведения(«Хвала богатым»).
- «Родина…непреложность памяти и крови…» Ей было интересно, что там творится. Она думает о новой родине, о Советском Союзе, его жизни, культуре, поэзии, о «новоселах моей страны»
Отношение Цветаевой к Маяковскому
- Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что правда - здесь». И Цветаева за границей утверждала, что после чтения о России Маяковского, складывается мнение, «что сила – там».
- После этих слов Марину изъяли из «Последних новостей»: «..она приветствует новую Россию»...
- Цветаева считала Маяковского как «первого нового человека нового мира», «первого в мире поэта масс», «первого бойца» за новый мир.
- Он заставлял нас думать на век вперед.
- После смерти поэта Цветаева посвятила ему цикл своих стихов.
Последние дни в эмиграции
- Русь для нее – достояние предков, Россия – горестное воспоминание «отцов», потерявших свою родину, а СССР – это новая родина для «детей».
- Цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии – это последнее, что написала Цветаева в эмиграции.
- Важное значение для понимания её поэзии заключается в цикле «Стихов к сыну».
За границей. Ариадна и Георгий
Поэтическое развитие Цветаевой
- Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая его.
- Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит.
- А также – человеческий характер:
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня...
Мастер русского стиха
- Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и становится мастером русского стиха.
- Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта.
- Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др.
- Использует романтическую игру слов, острый диалог:
- Посторонитесь! Обожжете кудри!
- Не беспокойтесь! Я сама – огонь.
В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом:
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
Главные образы
- С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы, её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность.
- Россия – дух бунтарства, своеволия.
- Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»:
Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла – нипочем!)
- Но в дальнейшем женское лицо – лирический образ автора.
Черты стихотворного стиля Цветаевой
- Резкая экспрессия стихотворной речи
- Молниеносные темпы.
- Легкая игра со словом.
- Затаенная страсть и энергия.
- Скупость стихотворной речи, её афористичность.
- В стихотворении только всё самое необходимое.
- Возникновение неукротимого женского характера.
Перелом в творчестве
- В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой стиль».
- Лирические формы переходят в
Лирико- поэмы стихотворные
эпические трагедии
Конструкции
- Главная форма речи – монолог двух персонажей.
- Стих отвердевает.
- Обиходное слово обретает высокое звучание.
- Цветаева прибегает к Библии и к античности.
Последние дни жизни поэта
- В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и вернулась на родину.
- «Зола эмиграции… я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла».
- В России уже не была желанным гостем.
- Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям.
- В Москве занялась переводами.
- Война. Эвакуация забросила в Чистополь, далее в Елабугу.
- Наступил «одиночества верховный час».
- Потерявшая волю, Марина 31августа 1941г. покончила с собой.
Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева
Памятник Марине Цветаевой в Елабуге