Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 440 комбинированного вида»
630089, г. Новосибирск-89, ул. Б.Богаткова, 220 тел.2 67-18-49
Проект второй младшей группы
«Мы читаем»
Составили: Чалова О.С.
Чупахина М.А.
Новосибирск 2017
ПРОЕКТ «Мы читаем» в рамках «Недели ГОВОРУШКИ»
Продолжительность проекта: с 17 по 21 ноября 2017 (краткосрочный)
Разработчики проекта: воспитатели Чалова О.С. и Чупахина М.А.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей о книгах.
Образовательные задачи:
-
Создать необходимые условия для знакомства детей с книгами.
-
Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
-
Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматического строя, связную речь, выразительность речи.
-
Формировать умение пересказывать сказки.
-
Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
-
Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное.
-
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
Развивающие задачи:
-
Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.).
-
Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
-
При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким.
-
Воспитывать у детей уважение к самому себе.
-
Пробуждать интерес к книгам.
-
Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта: педагоги, дети второй младшей группы, их родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-
Получение дополнительных знаний о книгах.
-
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
-
Организация выставки рисунков «В гостях у сказки».
-
Родительская мастерская (Изготовление общей книги «Мы читаем», листы в которую делают дети вместе с родителями)
-
Детское творчество — рисование, аппликация, лепка.
Актуальность проекта:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с детскими книгами, так как считаем, что сказки, стихи, потешки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности близки к детскому мышлению, представлению.
Роль книги в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В стихах перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в сказках дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Книжные образы – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект. Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Линии развития личности:
-
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-
развитие мышления и воображения, фантазии;
-
речевое развитие;
-
эстетическое развитие;
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Методическое обеспечение:
-
создание консультаций для родителей,
-
создание тематической выставки,
-
оформление книги «Мы читаем»
Методы проекта:
познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.
Содержание образовательных видов деятельности:
Области программы | Формы и методы работы с детьми и родителями |
Коммуникация | Беседы «Как ведут себя воспитанные дети», «Моя любимая книжка», «Скажем друг другу волшебные слова», «Если плачет друг, пожалей его», «Когда я был маленьким», «Мальчики и девочки» |
Познание (формирование целостной картины мира) | «Наш книжный уголок», Парамонова, 493. «Разноцветный сундучок», Ушакова «Придумай слово», 41. Пересказ сказки «Репка», Ушакова, 38. Пересказ сказки «Репка», Ушакова, 38. «Теремок», Ушакова, 42 Рассматривание книг в уголке о обсуждение (как по обложке определить содержание книги). Разучивание стихов, потешек. |
Социализация | Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Детский сад», «Семья». Подвижные, речевые игры. Труд в игровых уголках, в т.ч. в книжном (наводим порядок, систематизируем. Подклеиваем порванные книжки) |
Художественное творчество | «Книжки-малышки», Парамонова, 498. «Угадай, кто к нам пришел», Парамонова, 24. |
Взаимодействие с родителями | Создание книги «Мы читаем» Пополнение книжного уголка. |
Результаты проекта:
-
Дети познакомились с книгами.
-
Дети второй младшей группы научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.
-
Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.
-
Дети были участниками кукольных спектаклей.
-
Дети научились создавать в творческих работах отображать прочитанное.