Проект «Фольклор для малышей»
1 младшая группа «Крепыш»
Воспитатель: Е.Е. Сурганова
Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе
лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Через близкое и родное творчество своих предков, а именно через устное народное творчество мы должны начинать развивать духовно-нравственные качества в маленьком человеке, начинать первоначальное эстетическое воспитание.
Фольклор — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Фольклор влияет на духовное развитие ребёнка, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам.
Паспорт проекта:
Тема: «Фольклор для малышей».
Тип проекта: познавательный –игровой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели и родители детей
Предполагаемые результаты:
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
3. Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
Актуальность:
В век высокой технологии, компьютеризации, в речь внедряются все больше иностранных слов, компьютерных терминов. А язык компьютера лишен окраски, образности. Да и русский язык постепенно теряет свою красоту, свою звучность, эмоциональность.
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель:
Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества. Воспитывать у детей любовь к книге, тем самым, развивать в них духовно-нравственные качества.
Задачи:
1. Повышать интерес к русским народным потешкам;
2. Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации;
3.Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса;
4. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки;
5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение;
6. Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Этапы реализации проекта:
1 этап –подготовительный:
подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;
составление картотеки потешек для всех режимных моментов;
подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям;
постановка целей и задач по данной теме.
:
2 этап –основной:
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, заучивание, рассказывание потешек. Использование их во всех режимных моментах;
2. Беседы по содержанию потешек;
3. Проведение дидактических и развивающих игр;
4. Изодеятельность (лепка и рисование);
Совместная деятельность с родителями:
1. Консультация «Знакомим малышей с фольклором»;
2. Консультация «Влияние фольклора на развитие речи детей 2-3 лет»;
3. Чтение потешек детям дома;
4. Заучивание потешек вместе с детьми;
5. Помощь в оформление книжного уголка по русскому фольклору.
3 этап заключительный:
1. Подведение итогов проекта;
2. Оформление книжного уголка, где были подобраны книжки – малышки, книжки – театры, русские народные сказки, потешки и т. д.
Полученные результаты:
В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их
узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. У детей начали проявляться нравственные черты характера,такие как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность. Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников, они приняли участие в оформлении книжного уголка по русскому народному фольклору для детей.