Проблемное обучение на уроках истории.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этой стратегической задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Проблемное обучение я считаю одним из путей решения задач, поставленных новыми ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Посредством использования проблемного обучения я достигаю предметных результатов, изложенных в Стандарте:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
При разработке технологии проблемного обучения я опиралась на достижение в этой области Д. Дьюн, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, Т.И. Шамовой, И.Я. Лернера, Д. В. Вилькеева, В. Оконь, Спиридоновой В.В., Ю. К. Бабанского и др.
Целевые ориентации:
Приобретение (усвоение) знаний, умений, навыков учащихся.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Формирование поисковых и последовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Концептуальные положения:
Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникает у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала;
активность ребенка;
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Я придерживаюсь следующей классификации проблемных ситуаций:
по мотивации содержания:
новое содержание,
необычность взгляда на старое,
связь с жизнью,
связь с практической деятельностью учащихся,
связь с современностью,
связь с будущим;
по характеру неизвестного Х:
Х-цель,
Х-объект деятельности,
Х-способ деятельности,
Х-условие выполнения деятельности;
по уровню проблемности:
возникающие независимо от приемов,
вызываемые и разрешаемые учителем,
вызываемые учителем, разрешаемые учеником,
самостоятельно сформированные и разрешенные учениками;
по виду рассогласования информации:
неожиданность,
конфликт,
предположение,
опровержение,
несоответствие,
неопределенность;
по методическим особенностям:
непреднамеренные,
целевые,
проблемное изложение,
эвристическая беседа,
проблемные задания,
игровые проблемные ситуации;
по типу действий, требующихся для решения:
выбора,
принятия решения,
сравнения, сопоставления,
установления связи,
устранение рассогласованности,
творческого подхода,
поиска, исследования.
Особенности методики.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.
Система проблемного обучения предполагает создание благоприятной атмосферы, доброжелательных оценок, поощрения оригинальных высказываний. Очень важно не задерживать внимания на неудачах учеников, чтобы свести к минимуму страх учащихся делать выводы, проявлять творческую активность. Мотивацию на успех создают разноуровневые задания, которые предлагаются ученикам (Приложение 3). Ученик должен работать на пределе возможностей – только при этом условии будет происходить его развитие. При решении слишком легких или слишком трудных задач у ученика возникает чувство неудовлетворенности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности мышления (Приложение 4). Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (Приложение 2), закреплении, контроле (Приложение 1).
Проблемное обучение выявляет в процессе постановки учебной проблемы определенные этапы:
I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие его проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.
II этап – начало активного поиска ответа, осознание сущности противоречия. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и так далее. От учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.
III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.
IV этап – «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:
подведение школьников к протитворечию и предложение им самим найти способ его разрешения;
столкновение противоречий практической деятельности;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложения рассмотреть явления с различных позиций;
побуждение делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
постановка конкретных вопросов на конкретизацию обоснования и рассуждения;
определение проблемных теоретических и практических заданий;
формулирование проблемных задач.
Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо:
построить оптимальную систему проблемных ситуаций и средств их создания;
подобрать и использовать самые актуальные, сущностные задачи;
учесть особенности проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
активизировать познавательную деятельность детей на основе индивидуального подхода.
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень самостоятельной активности – предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, контролирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы – помощь педагога при этом минимальна.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказателдьства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения.
На уроках я использую различные виды проектной деятельности.
Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования.
5 класс - Школа через 50 лет (обществознание)
6 класс - Группы в моей жизни (обществознание)
- Золотоордынцы и Русь: вооружение и доспехи (история)
7 класс - Война в истории моей семьи (обществознание)
8 класс - Пётр I – европеизация или самобытность (история)
- Культура и современные подростки (обществознание)
9 класс - Знаем ли мы право (обществознание)
10 класс - Духовная жизнь современной России (обществознание)
11 класс - Социальная реклама (обществознание)
Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте.
5 класс – Терракотовая армия (история)
6 класс – Крестовые походы (история)
7 класс – Экологическая проблема в современной России (обществознание)
9 класс – Либеральные реформы середины XIX века в нашем крае (история)
10 класс – Новосибирск в годы Великой Отечественной войны (история)
10 класс – Нации на территории нашей страны (обществознание)
11 класс – современная Сибирь (история Сибири)
Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций.
9 класс - Выборы в Государственную думу н. ХХ в. (история)
10 класс - Выборы в государственную думу н. XXI в. (право)
11 класс - Политические дебаты (обществознание)
Каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности - достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории и обществознания уже в 5–9-х классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие когнитивных, социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе традиционного урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации в самых различных ее вариантах. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления.
Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей.
Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.
Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.
В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.
Особенности построения урока. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а более сложный – спиралеобразный, криволинейный вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся переодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Управление познавательной деятельностью школьников по учебной теме заключается в текущем и периодическом контроле и коррекции процесса и результата усвоения учебного материала. Используются методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактическая тесты.
Применяются приемы контроля: самоконтроль, взаимный контроль по критериям учителя, при изучении нового материала оценка каждым учеником своего внимания, понимания, запоминания, полноты воспроизведения материала, обязательные самоконтроль и взаимоконтроль на уроке после выполнения работы.
В начале изучения темы учащиеся знакомятся с планами изучения темы и проведения контрольных мероприятий.
В процессе контроля проявляется забота об эмоциональном благополучии детей, об уменьшении психического напряжения, тревожности. Это достигается посредством убеждающей беседы, авансирования отметки, отсроченного контроля, дополнительных консультаций, учета индивидуальных особенностей усвоения учебного материала.