«Осенний фестиваль знаний 2024»

Проблемное обучение на уроках истории

В статье рассматриваются вопросы проблемного обучения на уроках истории с 5 по 11 класс, даются методические рекомендации по составлению и использованию заданий эвристического уровня.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Проблемное обучение на уроках истории.

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века. В условиях решения этой стратегической задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. 

Проблемное обучение я считаю одним из путей решения задач, поставленных новыми ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Посредством использования проблемного обучения я достигаю предметных результатов, изложенных в Стандарте:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; 

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; 

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

При разработке технологии проблемного обучения я опиралась на достижение в этой области Д. Дьюн, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, Т.И. Шамовой, И.Я. Лернера, Д. В. Вилькеева, В. Оконь, Спиридоновой В.В., Ю. К. Бабанского и др.

Целевые ориентации:

  • Приобретение (усвоение) знаний, умений, навыков учащихся.

  • Повышение прочности знаний.

  • Усвоение способов самостоятельной деятельности.

  • Формирование поисковых и последовательских умений и навыков.

  • Развитие познавательных и творческих способностей.


Концептуальные положения:

  • Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

  • Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникает у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

  • Условиями успешности обучения являются:

  • проблематизация учебного материала;

  • активность ребенка;

  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.


Особенности содержания.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Я придерживаюсь следующей классификации проблемных ситуаций:

  • по мотивации содержания:

    • новое содержание,

    • необычность взгляда на старое,

    • связь с жизнью,

    • связь с практической деятельностью учащихся,

    • связь с современностью,

    • связь с будущим;

  • по характеру неизвестного Х:

  • Х-цель,

  • Х-объект деятельности,

  • Х-способ деятельности,

  • Х-условие выполнения деятельности;

  • по уровню проблемности:

  • возникающие независимо от приемов,

  • вызываемые и разрешаемые учителем,

  • вызываемые учителем, разрешаемые учеником,

  • самостоятельно сформированные и разрешенные учениками;

  • по виду рассогласования информации:

  • неожиданность,

  • конфликт,

  • предположение,

  • опровержение,

  • несоответствие,

  • неопределенность;

  • по методическим особенностям:

    • непреднамеренные,

    • целевые,

    • проблемное изложение,

    • эвристическая беседа,

    • проблемные задания,

    • игровые проблемные ситуации;

  • по типу действий, требующихся для решения:

  • выбора,

  • принятия решения,

  • сравнения, сопоставления,

  • установления связи,

  • устранение рассогласованности,

  • творческого подхода,

  • поиска, исследования.


Особенности методики.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Система проблемного обучения предполагает создание благоприятной атмосферы, доброжелательных оценок, поощрения оригинальных высказываний. Очень важно не задерживать внимания на неудачах учеников, чтобы свести к минимуму страх учащихся делать выводы, проявлять творческую активность. Мотивацию на успех создают разноуровневые задания, которые предлагаются ученикам (Приложение 3). Ученик должен работать на пределе возможностей – только при этом условии будет происходить его развитие. При решении слишком легких или слишком трудных задач у ученика возникает чувство неудовлетворенности. Кроме того, необходимо учитывать возрастные особенности мышления (Приложение 4). Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (Приложение 2), закреплении, контроле (Приложение 1).

Проблемное обучение выявляет в процессе постановки учебной проблемы определенные этапы:

I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие его проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.

II этап – начало активного поиска ответа, осознание сущности противоречия. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и так далее. От учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.

III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

IV этап – «Ага-реакция», появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Я использую следующие методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • подведение школьников к протитворечию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • столкновение противоречий практической деятельности;

  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • предложения рассмотреть явления с различных позиций;

  • побуждение делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

  • постановка конкретных вопросов на конкретизацию обоснования и рассуждения;

  • определение проблемных теоретических и практических заданий;

  • формулирование проблемных задач.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо:

  • построить оптимальную систему проблемных ситуаций и средств их создания;

  • подобрать и использовать самые актуальные, сущностные задачи;

  • учесть особенности проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;

  • активизировать познавательную деятельность детей на основе индивидуального подхода.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

  1. Уровень обычной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

  2. Уровень самостоятельной активности – предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, контролирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы – помощь педагога при этом минимальна.

  3. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказателдьства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения.

На уроках я использую различные виды проектной деятельности.

Исследовательские. Они предполагают деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования.

5 класс - Школа через 50 лет (обществознание)

6 класс - Группы в моей жизни (обществознание)

- Золотоордынцы и Русь: вооружение и доспехи (история)

7 класс - Война в истории моей семьи (обществознание)

8 класс - Пётр I – европеизация или самобытность (история)

- Культура и современные подростки (обществознание)

9 класс - Знаем ли мы право (обществознание)

10 класс - Духовная жизнь современной России (обществознание)

11 класс - Социальная реклама (обществознание)


Информационные. Они направлены на работу с информацией о каком-либо явлении или объекте.

5 класс – Терракотовая армия (история)

6 класс – Крестовые походы (история)

7 класс – Экологическая проблема в современной России (обществознание)

9 класс – Либеральные реформы середины XIX века в нашем крае (история)

10 класс – Новосибирск в годы Великой Отечественной войны (история)

10 класс – Нации на территории нашей страны (обществознание)

11 класс – современная Сибирь (история Сибири)

Ролевые. Они направлены на реконструкцию и моделирование определенных ситуаций.

9 класс - Выборы в Государственную думу н. ХХ в. (история)

10 класс - Выборы в государственную думу н. XXI в. (право)

11 класс - Политические дебаты (обществознание)

Каждый проект имеет внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, и внутренний – опыт деятельности - достояние учащегося, соединившего в себе знания и умения.

В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории и обществознания уже в 5–9-х классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие когнитивных, социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе традиционного урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации в самых различных ее вариантах. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления.

Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей.

Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.

Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.

В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.


Особенности построения урока. Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер, а более сложный – спиралеобразный, криволинейный вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока поставлена проблема, а последующий ход урока направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся переодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.

Управление познавательной деятельностью школьников по учебной теме заключается в текущем и периодическом контроле и коррекции процесса и результата усвоения учебного материала. Используются методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактическая тесты.

Применяются приемы контроля: самоконтроль, взаимный контроль по критериям учителя, при изучении нового материала оценка каждым учеником своего внимания, понимания, запоминания, полноты воспроизведения материала, обязательные самоконтроль и взаимоконтроль на уроке после выполнения работы.

В начале изучения темы учащиеся знакомятся с планами изучения темы и проведения контрольных мероприятий.

В процессе контроля проявляется забота об эмоциональном благополучии детей, об уменьшении психического напряжения, тревожности. Это достигается посредством убеждающей беседы, авансирования отметки, отсроченного контроля, дополнительных консультаций, учета индивидуальных особенностей усвоения учебного материала.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее