Методическая разработка урока:
Губанова Юлия Михайловна, учитель истории и обществознания
Обществознание
9 общеобразовательный класс
Программно-методическое обеспечение: рабочая программа основного общего образования по обществознанию, тематическое планирование по обществознанию на базовом уровне, учебник по обществознанию И. П. Насонова, 2016, Интернет-ресурс (http://www.edu.doal.ru/novinki/index.php).
Тема урока: «Рынок. Конкуренция. Реклама».
Цели урока:
Формировать знания о сущности и чертах рыночной экономики.
Определить является ли реклама эффективным методом конкуренции вне времени?
Задачи урока:
образовательные:
Дать представления о конкуренции и ее роли в современной экономике.
Подвести к пониманию, что рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.
развивающие:
Развивать способность выстраивать логическую цепочку рассуждений
Развивать навыки аналитической деятельности и исследовательской работы
воспитательные:
Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся
Развивать коммуникативные навыки учащихся (работа в группе, публичные выступления, анализ статистических данных).
Развивать познавательные интересы учащихся по предмету
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, звуковые колонки, презентация Power Point, рабочие тетради, учебник, раздаточный материал (рабочий лист с заданиями к уроку), магниты, оформленная буклетами и иллюстрациями меловая доска, русско-английский словарь.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Частично-поисковый метод, метод проектов
Приемы деятельности учителя: рассказ, беседа, проверочные задания, организация работы с понятийным аппаратом, организация индивидуальной работы и работы проектных групп.
Межпредметные связи: история, английский язык, литература.
Краткая характеристика урока:
Урок по обществознанию «Рынок. Конкуренция. Реклама» проводился в 8 общеобразовательном классе. На изучение экономики отводится 10 часов. В данной разработке представлен пятый урок, урок-практикум, построенный с применением проблемного метода обучения. Урок-практикум имеет свои особенности. Во-первых, изучение нового материала строится частично на актуализации межпрежметных знаний по истории, иностранному языку и литературе. Во-вторых, углубление изученного материала планируется в ходе анализа проектных и групповых работ.
Урок-практикум имеет свои плюсы: во-первых, учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, производят отбор. Во-вторых, практическая работа способствует развитию творческого потенциала и коммуникативных навыков.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | Приветствие, проверка готовности класса к уроку | Подготовка к уроку |
2. Проверка домашнего задания (опрос) | Вопросы учителя: 1. Что такое экономика? Какие типы экономических систем существуют? 2. Назовите основные черты рыночной экономики. 2. Определите черты сходства и различия понятий спрос и предложение | Отвечают на вопросы учителя |
3. Введение в новую тему урока | Вступительное слово учителя: «Хотите чтобы ваши волосы были блестящими, шелковистыми, не секлись и Вопрос учителя: Ребята, на что похож это анекдот? Правильно, это реклама. А как вы думаете, сколько лет может быть такой рекламе? Как поддерживали гигиену тела люди в разные времена? Объявление темы урока, целей и постановка проблемы урока «Является ли реклама эффективным методом конкуренции вне времени?» (Презентация 1, слайды №1, 2) | Ответы и пояснения учащихся. |
Записывают тему урока в тетради, подписывают рабочие листы | ||
4. Изучение нового материала | Учитель: Дата нашего урока 21 декабря. И сегодняшнему дню предписывают очередной конец света. В связи с этим событием можно встретить много рекламных щитов и буклетов, предлагающих скидки в честь предстоящего события. Но подобная экономическая уловка уже давно не новинка. Страх перед концом света многие столетия является одним из рычагов экономического воздействия, не менее эффективным чем реклама. У нас в классе есть небольшое сообщение о истории конца света и его экономическом воздействии и последствиях. Учитель предлагает прослушать доклад и выполнить задание № 1 в рабочих листах (Презентация. Слайд № 3) Учитель: время идет, и рынок придумывает более совершенные методы влияния на потребителя. Так менялась со временем и реклама. Учитель предлагает прослушать второй доклад (Презентация. Слайд № 4) и выполнить задание № 2 в рабочих листах.
Работа с понятийным аппаратом: Определения «рынок», «цена», «конкуренция» (текст учебника), (Презентация. Слайд № 5).
Частично-поисковая деятельность (проектная работа): Представление проектной группы класса. Видеосюжет, включающий интервью с директором военно-исторической библиотеки им. М. В. Водопьянова и социальный опрос населения. Учитель предлагает выполнить задание № 3 в рабочих листах. Учитель: Ребята, мы просмотрели видеопроект нашей творческой группы. Результаты своего опроса члены группы представили в виде диаграммы. (Презентация. Слайд № 6). Рассмотрите диаграмму и сделаете вывод о влиянии разных методов конкуренции на потребителей. Учитель: Верно, потребитель часто ориентируется при выборе товара на разные факторы: популярность, доступная цена товара, широкий ассортимент, функциональность, удобство. Работа в группах: А сейчас я предлагаю поработать в группах по 3-4 человека. Учитель раздает на каждую парту по листу с распечатанной рекламой. Учитель: У вас на партах образцы американской рекламы 30-50 годов XX века. (Презентация. Слайд № 7). С помощью словарей переведите лозунги рекламных плакатов и назовите методы воздействия на потребителей. Свои выводы представьте в рабочих листах (задания № 5-6). | Индивидуальное сообщение (опережающее задание): Ученица читает сообщение «Конец света и его политическое и экономическое влияние» классу, делает вывод. Индивидуальная самостоятельная работа: Учащиеся выполняют 1 задание в рабочих листах. (Определите влияние на потребителей и экономику предсказаний о конце света в разные эпохи) |
Индивидуальное сообщение (опережающее задание): Чтение доклада «Истории рекламы с древности до наших дней» Индивидуальная самостоятельная работа: Учащиеся выполняют 2 задание в рабочих листах (Определите методы воздействия рекламы на потребителей и ключевые этапы развития рекламы) Запись определений в рабочую тетрадь. Цена - денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести, а производители реализовать товар (услугу). Рынок - система отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Конкуренция - экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Просмотр видео, выполнение задания № 3 в рабочих листах. Работа с диаграммой: Учащиеся предлагают свои варианты, поясняют ответ. Учащиеся совещаясь, переводят рекламные лозунги, обсуждают варианты воздействия производителей на потенциальных покупателей: престижность и жесткая конкуренция «автомобильных войн», очарование детей, юмор, внешняя привлекательность. Краткое обсуждение результатов в классе. | ||
5. Проверка и закрепление нового материала.
| Фронтальная работа класса: Учитель: А сейчас закрепим полученные знания. На слайде проверочные задания на соотнесение терминов и определений и задания с выбором ответа. (Презентация. Слайды № 8-9). | Учащиеся отвечают устно на предложенные задания, поясняют ответ. |
6. Подведение итогов урока. | Учитель: мы сегодня определили роль конкуренции в современной экономике, обсудили взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. А сейчас мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока: «Является ли реклама эффективным методом конкуренции вне времени?» Давайте подведем итог нашего исследования. | Формулирование вывода урока: Ответы учащихся. Вывод: Несомненно, роль конкуренции велика во все времена существования рынка. А реклама – это неотъемлемая часть конкуренции товаров и услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что реклама, действительно, один из самых эффективных методов воздействия на потребителя вне времени. |
7. Выставление оценок и запись домашнего задания. | Домашнее задание: «Рынок», «цена», «конкуренция», «реклама». Найдите по 2 литературных произведения, в которых говорится о вышеуказанных обществоведческих терминах. Объясните свой выбор. (Презентация. Слайд № 10). |
|
Приложение в уроку:
Рабочий лист с заданиями по теме: «Рынок. Конкуренция. Реклама»
Определите влияние на потребителей и экономику предсказаний о конце света в разные эпохи. Запишите свои ответы ниже.
.
|
|
|
Определите методы воздействия рекламы на потребителей и ключевые этапы развития рекламы. Запишите свои ответы ниже.
|
|
|
Запишите плюсы и минусы электронных и бумажных книг.
Бумажные (традиционные) книги | Электронные книги | |||
Плюсы | Минусы | Плюсы | Минусы | |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Переведите заголовок американской рекламы 30-50-ых годов.
|
|
|
Определите методы воздействия данной рекламы на потребителя.
|
|
|
|