Технологическая карта урока истории в 6 классе
Предмет |
история | Класс |
6 | |||
Тема урока
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
| |||||
Педагогические цели и задачи урока | Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе. | |||||
Тип урока
| Изучение нового материала | |||||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)
| ||||||
Предметные
| Метапредметные | Личностные | ||||
Знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию.
|
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: строят монологические высказывания, логически строят рассуждение, выстраивают ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке. | Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности. | ||||
Условия реализации урока
| ||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методическая литература, технологии | Оборудование | |||
Видеоурок
| Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2017 | ИКТ-технология Проблемное обучение | 1.Проектор 2.Компьютер 3.Экран.
| |||
Основные понятия | Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Реконкиста, кортесы, аутодафе | |||||
Форма проведения урока | Рассказ, беседа. |
1. Организационный момент. Проверка дом. задания. |
| ||||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты Предметные, УУД | ||||
| |||||||
Учитель проверяет дом. задание. Проводит опрос по вопросам.
| Примерные ответы. Вопр. с. 184 – 1,2,4,5 1. - Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью? После окончания Столетней войны знать во Франции и в Англии была очень сильной, имела много земель и не хотела подчиняться королям. 2. - Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей? И Людовик XI и Карл Смелый добивались усиления своей власти. Карл Смелый воевал с соседями, захватывал чужие земли. Делал это открыто. Он объединил крупных феодалов в тайный союз. Людовик XI подкупал сильных врагов, ссорил их. Сначала он потерпел поражение, но не смирился с этим и натравил на Карла соседей. Когда Карл был убит, он поодиночке расправился с остальными. 4. - Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы? Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы, когда победил в последнем сражении войны Алой и Белой розы и женился на дочери короля из династии Йорков. 5. - Перечислите признаки централизованного государства. Страна подчиняется единой власти – власти короля с аппаратом его чиновников. Люди платят большие королевские налоги. Развивается торговля и культура. Складывается единый язык. | Учащиеся отвечают. Читают ответы в тетради.
Отвечают на вопросы, проводят оценку исторических событий.
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.
Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторических событий Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. | ||||
2. Постановка учебных задач. | |||||||
Сообщает тему урока.
Предлагает сформулировать учебные задачи.
| - На предыдущих уроках мы с вами изучили, каким образом шел процесс централизации в Англии и Франции. Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом произошло образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. 1. Актуализация знаний. Работа по карте «Арабский халифат и его распад». - В параграфе 9 мы изучили, как в VII -VIII веках образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат. В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили Пиренейский полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, омывается с запада - Атлантическим океаном, с востока - Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море. |
Формулируют учебные задачи.
Показывают на карте.
Участвуют в диалоге, формулируют ответы на вопросы, слушают учителя. Вспоминают слова «эмир» (мусульманский правитель, наместник) и «халиф» («заместитель» Пророка). |
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Познавательные: демонстрируют умение работать с картой.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи. | ||||
3. Изучение нового материала. | |||||||
Задаёт вопросы по прочитанному тексту.
Слово записано на доске.
Демонстрирует видеоурок. | 1. Работа в тетрадях. Запись темы урока. 2. Работа с текстом. Вопросы по тексту. Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время. - Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова? - Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове? - Какие ремесла развиваются при арабах? - В какую сторону изменилась жизнь людей? 3. Постановка проблемы. - Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий? Ответы детей. - Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа. «Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове». | Записывают тему урока в тетрадь.
Читают 2-ой и 3-ий абзац на с. 185. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь определение слова «реконкиста».
Просматривают видеоурок. (12 мин.) |
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: строят монологические высказывания с полнотой и точностью.
Личностные: понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов. | ||||
4. Проверка усвоения знаний. | |||||||
Задаёт вопросы по изученному материалу.
Организует беседу с элементами с самостоятельной работы.
Подводит итоги по изученной теме. | 1. Работа с картой. - Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты и покажите их. (выходит по 1 ученику к доске). К концу XI в. К концу XIII в. К концу XV в. - Найдите дату и место решающего сражения христиан с мусульманами. (1212г. - Битва у Лас Навас де Толоса). 2. Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии». - Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия. - Вспомните, какое государство называется сословной монархией. Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. - В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии). - Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции – Генеральные штаты, в Англии – парламент). - В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.). - Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ). - На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки). - Представители, каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ). - Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ). 3. Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты. - Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста. | Показывают на карте.
Записывают в тетради.
Записывают в тетради.
Выходят к доске, прикрепляют слово.
Слушают учителя. | Познавательные: демонстрируют умение работать с картой. Личностные: понимают важность уважения традиций и ценностей разных народов.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают историческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют историческую информацию.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.
| ||||
5. Рефлексия. Домашнее задание. | |||||||
Задаёт вопросы. | 1. Рефлексия. - Ответьте на вопросы: • Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? • Что нового вы сегодня узнали? • Что запомнилось больше всего? • Довольны ли вы своей работой?
2. Домашнее задание. 22, читать, п. 3,5, пересказ | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.
Записывают дом. задание. | Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |
|
КОРТЕСЫ
ЗНАТЬ
ГОРОЖАНЕ
КРЕСТЬЯНЕ
НАЛОГИ ЗАКОНЫ
Тест. Продолжите правильно фразу:
1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство … | А. Кордовский эмират |
Б. Мавританский халифат | |
В. Багдадский халифат | |
2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется … | А. Реконструкция |
Б. Реконкиста | |
В. Реставрация | |
3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить … | А. землю и личную свободу |
Б. должности и богатство | |
В. власть и землю | |
4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось … | А. в 1030г. |
Б. в 1479г. | |
В. в 1212г. | |
5. Последним этапом в объединении Испании стало … | А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов |
Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским | |
В. учреждение специального церковного суда - инквизиции |
2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом. 1а 2. б 3. а 4. в 5. б