«Осенний фестиваль знаний 2024»

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Урок истории в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока истории в 6 классе

Предмет


история

Класс


6


Тема урока



Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.


Педагогические цели и задачи урока

Создать условия для формирования представлений об образовании централизованных государств на Пиренейском полуостро­ве; познакомить с понятиями Реконкиста, кортесы, аутодафе.


Тип урока


Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)



Предметные


Метапредметные

Личностные

Знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают истори­ческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют ис­торическую информацию.



Познавательные:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания, в том числе в письменной форме, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи.


Коммуникативные: строят монологические высказывания, логически строят рассуждение, выстраивают ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), определяют способы взаимодействия при работе с партнером, формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу.


Регулятивные:

выделяют и сохраняют учебные задачи, выполняют учебные действия, принимают учебную задачу для само­стоятельного выполнения, прогнозируют результат своих действий на уроке.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают важность уважения традиций и цен­ностей разных народов, проводят самооценку своей учебной деятельности.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы

(в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методическая литература, технологии

Оборудование

Видеоурок




Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2017

ИКТ-технология

Проблемное обучение

1.Проектор

2.Компьютер

3.Экран.


Основные понятия

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства.

Реконкиста, кортесы, аутодафе

Форма проведения урока

Рассказ, беседа.



1. Организационный момент. Проверка дом. задания.


Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные, УУД


Учитель проверяет дом. задание. Проводит опрос по вопросам.


Примерные ответы. Вопр. с. 184 – 1,2,4,5

1. - Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью? После окончания Столетней войны знать во Франции и в Англии была очень сильной, имела много земель и не хотела подчиняться королям.

2. - Какие цели были у Людовика XI и Кар­ла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?

И Людовик XI и Кар­л Смелый добивались усиления своей власти. Карл Смелый воевал с соседями, захватывал чужие земли. Делал это открыто. Он объединил крупных феодалов в тайный союз. Людовик XI подкупал сильных врагов, ссорил их. Сначала он потерпел поражение, но не смирился с этим и натравил на Карла соседей. Когда Карл был убит, он поодиночке расправился с остальными.

4. - Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?

Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы, когда победил в последнем сражении войны Алой и Белой розы и женился на дочери короля из династии Йорков.

5. - Перечислите признаки централизован­ного государства.

Страна подчиняется единой власти – власти короля с аппаратом его чиновников. Люди платят большие королевские налоги. Развивается торговля и культура. Складывается единый язык.

Учащиеся отвечают. Читают ответы в тетради.



Отвечают на вопросы, проводят оцен­ку историче­ских событий.










Личностные: прояв­ляют положительное

отношение к учеб­ной деятельности.



Предметные: знают историче­ские факты, про­водят оценку исторических событий

Познавательные:

осознанно и произ­вольно строят рече­вые высказывания.

2. По­становка учебных задач.

Сообщает тему урока.





Предлагает сформулировать учебные задачи.


- На предыдущих уроках мы с вами изу­чили, каким образом шел процесс цен­трализации в Англии и Франции. Сегодня нам предстоит выяснить, каким образом произошло образование централизован­ных государств на Пиренейском полуост­рове.

1. Актуализация знаний. Работа по карте «Арабский халифат и его распад».

- В параграфе 9 мы изучили, как в VII -VIII веках образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат. В VII веке арабы и мавры (жители Северной Африки) захватили Пиренейский полуостров, образовав на его территории Кордовский эмират. В Х в. после распада Арабского халифата здесь образовалось самостоятельное мусульманское государство Кордовский халифат. Мы продолжаем наше путешествие по этой стране. Пиренейский полуостров находится на юго-западе Европы, омывается с запада - Атлантическим океаном, с востока - Средиземным морем. Между южной оконечностью Пиренейского п-ова и северо-западной частью Африки находится Гибралтарский пролив, он соединяет Атлантический океан и Средиземное море.







Формулируют учебные за­дачи.





Показывают на карте.



Участвуют в диалоге, фор­мулируют от­веты на во­просы, слуша­ют учителя.

Вспоминают слова «эмир» (мусульманский правитель, наместник) и «халиф» («заместитель» Пророка).







Регулятивные: вы­деляют и сохраняют учебные задачи.





Познавательные: демонстрируют умение работать с картой.







Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, проводят поиск необходимой информации, разрабатывают алгоритм поисковых действий, устанавливают причинно-следственные связи.

3. Изучение нового материала.







Задаёт вопросы по прочитанному тексту.





















Слово записано на доске.





Демонстрирует видеоурок.

1. Работа в тетрадях. Запись темы урока.

2. Работа с текстом.

Вопросы по тексту.

Давайте посмотрим, на жизнь народа в то время.

- Что принесли арабы в хозяйство и культуру жителей Пиренейского полуострова?

- Какой вклад внесли арабы в земледелие и скотоводство на Пиренейском полуострове?

- Какие ремесла развиваются при арабах?

- В какую сторону изменилась жизнь людей?

3. Постановка проблемы.

- Почему при всех «плюсах» арабского владычества народ был недоволен, и сразу после завоевания арабами в VII веке начинается Реконкиста – «отвоевание», затянувшаяся на восемь столетий?

Ответы детей.

- Реконкиста – это попытки христиан отвоевать захваченные маврами территории Пиренейского полуострова, места исконного их проживания. Т.е. это была освободительная борьба народа.

«Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове».

Записывают тему урока в тетрадь.



Читают 2-ой и 3-ий абзац на с. 185.

Отвечают на вопросы учителя.





















Записывают в тетрадь определение слова «реконкиста».





Просматривают видеоурок.

(12 мин.)





Регулятивные: вы­деляют и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные: строят монологиче­ские высказывания с полнотой и точностью.


Личностные: понимают важность

уважения традиций и ценностей разных народов.

4. Проверка усвоения знаний.



Задаёт вопросы по изученному материалу.











Организует беседу с элементами с самостоятельной работы.



































































Подводит итоги по изученной теме.

1. Работа с картой.

- Найдите территории, освобожденные в ходе Реконкисты и покажите их. (выходит по 1 ученику к доске). К концу XI в. К концу XIII в. К концу XV в.

- Найдите дату и место решающего сражения христиан с мусульманами. (1212г. - Битва у Лас Навас де Толоса).

2. Фронтальная работа с текстом учебника и составление опорного конспекта «Кортесы в Кастилии».

- Кастилия – «страна замков». Здесь сформировалась такая форма правления, как сословная монархия.

- Вспомните, какое государство называется сословной монархией.

Сословная монархия (сословно-представительная монархия) – это форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан.

- В каких изученных вами государствах также существовала сословная монархия? (Во Франции и в Англии).

- Как назывались органы сословного представительства во Франции и в Англии? (Во Франции –

Генеральные штаты, в Англии – парламент).

- В Кастилии такие органы сословного представительства возникли в 1188г., что на 80 лет раньше, чем в Англии (1265г.), и на 120 лет раньше, чем во Франции (1302г.).

- Как называлось собрание представителей сословий в Кастилии? (прикрепить к доске - КОРТЕСЫ).

- На сколько палат делились кортесы? (нарисовать 3 стрелки).

- Представители, каких сословий приглашались на заседания кортесов? (прикрепить слова ЗНАТЬ, ГОРОЖАНЕ, КРЕСТЬЯНЕ).

- Чем занимались кортесы? (прикрепить на доске – НАЛОГИ, ЗАКОНЫ).

3. Рассказ учителя о завершающем этапе Реконкисты.

- Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский заключив династическую унию (союз) в 1469г., соединили свои владения и в 1479г. на карте Европы появляется новое централизованное государство Испанское королевство. Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. Монархи проводили активную католическую политику, покровительствуя церкви, они поставили ее под свой контроль, и осуществили ряд мер по повышению престижа и морального уровня духовенства. Фердинанд и Изабелла учредили трибунал инквизиции в Кастилии, усилили гонения на мавров, которых насильственно обращали в христианство. Более подробно об инквизиции в Испании вы узнаете, прочитав текст параграфа. Война против Гранадского эмирата была победоносно завершена в 1492 году. В ходе войны с маврами Фердинанд показал себя как талантливый полководец и доказал свою личную смелость. С завоеванием Гранады была завершена Реконкиста.

Показывают на карте.









Записывают в тетради.





Записывают в тетради.

























































Выходят к доске, прикрепляют слово.













Слушают учителя.

Познавательные: демонстрируют умение работать с картой.

Личностные: понимают важность

уважения традиций и ценностей разных народов.



Регулятивные: вы­деляют и сохраняют учебные задачи.




Предметные: знают исторические факты, проводят оценку исторического события, имеют представление об образовании централизованных государств на Пиренейском полуострове; указывают хронологические рамки Реконкисты, читают истори­ческую карту с опорой на легенду, могут рассказать о жизни евреев в Испании, о действиях инквизиции; систематизируют ис­торическую информацию.

































































Регулятивные: вы­деляют и сохраняют учебные задачи.


5. Рефлексия. Домашнее задание.

Задаёт вопросы.

1. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы:

• Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

• Что нового вы сегодня узнали?

• Что запомнилось больше всего?

• Довольны ли вы своей работой?


2. Домашнее задание.

  • 22, читать, п. 3,5, пересказ

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.







Записывают дом. задание.

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.


Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.






КОРТЕСЫ

ЗНАТЬ

ГОРОЖАНЕ

КРЕСТЬЯНЕ

НАЛОГИ ЗАКОНЫ































Тест. Продолжите правильно фразу:

1. На Пиренейском полуострове в середине VIII в. образовалось мусульманское государство …

А. Кордовский эмират

Б. Мавританский халифат

В. Багдадский халифат

2. Обратное отвоевание христианами захваченной мусульманами территории Пиренейского полуострова называется …

А. Реконструкция

Б. Реконкиста

В. Реставрация

3. Крестьяне, участвовавшие в войнах с маврами, мечтали получить …

А. землю и личную свободу

Б. должности и богатство

В. власть и землю

4. Решающее сражение между войсками христианских государств и мавританских войск у Лас Навас де Толоса состоялось …

А. в 1030г.

Б. в 1479г.

В. в 1212г.

5. Последним этапом в объединении Испании стало …

А. возникновение собрания представителей сословий - кортесов

Б. заключение династической унии между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским

В. учреждение специального церковного суда - инквизиции



2. Взаимопроверка, соотнесение с образцом. 1а 2. б 3. а 4. в 5. б





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее