Конструирование технологической карты урока истории в соответствии с требованиями ФГОС
Автор программы: Данилова Д.В. 6 класс Автор учебника: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской
Тема | Культура Византии | |
Цель темы | Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Планируемый результат Научить, используя различные источники информации описывать достижения византийской культуры
| Предметные умения | УУД |
-называют и анализируют памятники искусства; -выделяют исторические условия, повлиявшие на развитие культуры Византии. | Личностные: -обрести мотивацию к изучению нового материала; -осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений Регулятивные: -осуществляют целеполагание; -осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока; -самоорганизуются; -осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок; Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; -выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию; -составляют тезисный план; -определяют понятия; -делают выводы; -осуществляют смысловое чтение; Коммуникативные: -дискутируют; -сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов; - выслушивают мнения других, договариваются;
| |
Основные понятия, термины, даты, личности | Икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта, темпера.
| |
| |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Искусство, литература, география | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Учебник «История средних веков" 6 класс, Агибалова Е.В и др., М. 2014, презентация «Культура Византии», интерактивная доска. |
Технологическая карта урока истории средних веков в 6 классе / ФГОС по учебнику Е.В. Агибаловой/
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||
1.Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке?
| Включаются в деловой ритм урока.
| Личностные: -самоопределение. Регулятивные: -организация своего рабочего места.
| ||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1.Организует повторение домашнего материала: -Дайте характеристику внутренней политике Юстиниана I. - Какой властью обладал император Византийской империи? 2. Актуализация знаний. Охарактеризуйте основные особенности развития Византии | 1. Повторение домашнего материала: Работают фронтально, отвечают на вопросы, актуализируют свои знания Участвуют в обсуждении вопросов; характеризуют внутреннюю политику Юстиниана- Новый император - умный, энергичный, хорошо образованный Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный и коварный тиран. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу. Власть императора передавалась по наследству. Он был верховным судьей, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов. Император правил страной с помощью множества чиновников. 2.Актуализация знаний. Особенности развития Византии: Византия не только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. В нее входили богатые и культурные области: Балканский полуостров с прилегающими островами, часть Закавказья, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет. С глубокой древности здесь развивались земледелие и скотоводство. В Византии, в том числе на территории Египта, Ближнего Востока, сохранились оживленные, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим | Регулятивные: -самоорганизация -самооценка
Коммуникативные: -выслушивают ответы других -коррекция ошибок одноклассников; -взаимооценка;
| ||||||||||||||||
3. Определение темы урока | Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока | -Ребята, что означает термин «Культура»? -Какие достижения античной культуры вам запомнились? Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе – столице империи, оно оказало влияние на развитие культуры таких стран, как Сербия, Болгария, Грузия, Армения, Древняя Русь. Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке. Объявление темы, цели урока. Основных этапов урока.
| -Культура – это совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. -Древнегреческий храм Парфенон, Александрийский маяк, храм Артемиды в Эфесе, Олимпийские игры; театр; Колизей – в Риме -вступают в диалог с учителем; -формулируют тему урока; - вовлекаются в активную познавательную деятельность
| Познавательные: -через анализ языкового материала определяют тему урока | ||||||||||||||||
4.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | — Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?
| Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Византия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так: —Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры. —Византия становится наследницей античной культуры. —Христианство повлияло на культурное развитие Византии. | Регулятивные: -целеполагание. Коммуникативные: -постановка вопросов. Познавательные: -самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; -логические - формулирование проблемы. | ||||||||||||||||
5. Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации:
| 1.Предлагает план урока 1. Образование, научные знания. 2. Искусство: Архитектура, мозаика, иконопись. 3. Влияние культуры Византии на соседние страны. 1. Образование, научные знания. Рассказ учителя. Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди. Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу. В XI веке был открыт первый в Европе университет. Чтобы представить об особенностях образования и науки в Византии мы с вами разделимся на 7 групп. У каждой группы есть свое задание, в течение 4 минут вы работаете в своих группах, а потом вы озвучите ответы. Цель работы в группах: определить уровень грамотности разных слоев населения. 1 группа. Представьте, что вы крестьяне. Могли ли вы получить образование в Византии? 2 группа. Представьте, что вы ремесленники. Нуждаетесь ли вы в каких-либо знаниях? 3 группа. Представьте, что вы торговцы, оправляетесь в дальние страны. Знания каких наук вам потребуются для введение успешной торговли. 4 группа. Представьте, что вы горожане, и вы обнаружили у себя симптомы неизвестной болезни. Что вы будете делать как житель Константинополя. 5 группа. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясания и движения являются, согласно выдумке ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможность и сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри…Но так объяснило это явление пустословие эллинов. Я же полагаю…что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета». Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными? Какой точки зрения он сам придерживался? 6 группа. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача, решите ее: «Господин берет со своих зависимых крестьян 5 мер зерна с каждых 8 мер (урожая). На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?» 7 группа. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III). О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию? На подготовку учащимся дается 3-4 минут, на ответ 5-6 минут. Таким образом, уровень образования в Византии был высок. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. 2. Искусство: Архитектура, мозаика, иконопись. Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства, учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и иконопись. Архитектура Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учебника «Храм Св. Софии в Константинополе» (с. 64). -Какое впечатление собор Св. Софии производит на нас, живущих в XXI веке? Рассказ учителя: Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид. В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания утверждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане. Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Константинополе в объеме материала учебника (с. 63—64). Мозаика Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями. Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учебнике (с. 66). Иконопись Самым главным достижением культуры Византии данного периода явилась иконопись. В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания. Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные отличия иконы от картины. Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева - береза, сосна, дуб, осина, ель. Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя. Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску наносили ткань - паволоку. Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая основа имеет белый цвет и называется левкасом. Слой третий - красочный. Для написания иконы используются темперные краски. Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмульсия, составленная из воды и яичного желтка. Слой четвертый - защитный - натуральная олифа. Целесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богоматерь». Эта икона была создана в Константинополе в первой трети XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византийской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь Умиление - самый лирический образ Богородицы. У ч и т е л ь обращает внимание учащихся на следующее: Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери. Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащихся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее. Поверхность иконы сильно искажена многочисленными реставрациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и это дает представление о содержании образов и стиле письма. Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темными красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой скорби и потому так душевно близок всем. Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так как он находится на заре своей жизни. Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено общечеловеческое чувство - великая материнская любовь. 3. Влияние культуры Византии на соседние страны. В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Византии на духовное развитие других стран и народов. Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Достижения византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными традициями. | 1. Образование, научные знания. Цель работы в группах: определить уровень грамотности разных слоев населения. 1 группа. Сами крестьяне не могли, но их дети могли обучаться и в дальнейшим поступать на хорошие должности. 2 группа. Да, в химии, сохранились древние рецепты изготовления стекла, красок. 3 группа. География, математика. 4 группа. Обратимся к лекарю, т.к. в Византии составлялись учебные пособия по медицине, появилось медицинское училище, где обучали врачебному искусству. 5 группа. Отвечают на вопросы 6 группа. Решают задачу 7 группа. Отвечают на вопрос 2. Искусство: Архитектура, мозаика, иконопись. -Отвечают на вопросы -Работаю с иллюстрациями в учебнике -Составляют таблицу «Основные отличия иконы от картины»:
-Тезисно записывают лекционный материал 3. Влияние культуры Византии на соседние страны. -записывают в тетрадях с кем сотрудничала Византия. | -Регулятивные: -принимают учебную задачу, организуют себя для работы по плану Познавательные УУД: -выбор в тексте главного по вопросу учителя -обрабатывают дополн. Информацию Коммуникативные УУД: - выслушивание ответов: -корректировка и оценивание -осуществляют смысловое чтение; Познавательные УУД: -выбор информации по вопросу -обрабатывают дополн. информацию Коммуникативные УУД: - выслушивание ответов: -корректировка и оценивание Познавательные: -обрабатывают дополн. информацию; -выделяют главное, делают выводы; -определяют понятие «темпера»; | ||||||||||||||||
6.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Организует дискуссию: Вопросы и задания (разделиться на команды): -объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди? -укажите в каких направлениях развивались научные знания? -какой существовал канон в оформлении христианского храма? | - Работают по командам с лидером- обсуждают и продумывают вопросы для другой команды. | Личностные УУД: -оценивают роль Византии в мировой культуре | ||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? Стоит отметить интересный факт, что в столице наряду с красотой и роскошью были многочисленные узкие и зловонные улицы, тесно застроенные высокими домами с десятками каморок, заселенных городской беднотой. Константинополь был заполнен голодным и нищим людом, не находившим для себя ни постоянного заработка, ни пропитания. В царственной столице рядом с дворцовой пышностью ютилась вопиющая нищета. Оценить отдельных учащихся | Подводят итог урока | Регулятивные: -оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | ||||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание: 1) § 7 читать, пересказ 2) выучить термины 3) составить Синквейн на тему: - школы Византии, -приемы императора, -Храм Святой Софии. | - работают с дневниками, фиксируют домашние задания | Регулятивные: -организуют себя для фиксирования дом. заданий, их уточнения и конкретизации | ||||||||||||||||
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: -сегодня я узнал... -было интересно... -было трудно... -я приобрел... -я научился... -у меня получилось... -я попробую... -меня удивило... | - Анализируют свою деятельность на уроке и содержание урока | Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: -рефлексия. |