ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ
В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Система психолого-педагогического сопровождения развития личности предполагает создание таких условий, в которых школьник сможет разрешить основные задачи возраста и найти конкретные практико-ориентированные ответы на вопросы своего бытия: кто я, какой я, как дружить, общаться, любить, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности направлено на движение вслед за подростком, рядом с ним по пути его личностного саморазвития. При этом цель сопровождения - условия в образовательном учреждении, в которых каждый обучающийся, воспитанник мог бы стать, субъектом своей жизни, находя ответы на ключевые вопросы взросления. Центральный принцип психолого-педагогического сопровождения личностного развития – ценность личностного выбора школьника, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях.
Анализируя особенности подросткового возраста, мы выделили ключевые темы для обсуждения с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности.
Таблица 1.
Тематика бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития
№ п/п | Темы бесед | Цели психолого-педагогического сопровождения |
| Эмоции и чувства человека. Влияние эмоций на жизнь. | - Помощь в осознании своих чувств и их дифференциации - Развитие навыка вербализации чувств. - Помощь в овладении навыками саморегуляции психического состояния и в выборе «безопасных способов разрядки». |
| Внутренний мир человека. Самопознание. | - Помощь в принятии своей личности и развитии адекватной самооценки. - Помощь в осознании исключительности внутреннего мира другого человека, развитие навыка поддержки. - Содействие осознанию исключительности своего внутреннего мира, своих позитивных и негативных качеств. - Помощь в становлении ценностно-смысловой сферы личности в контексте ценностей социальных. |
| Общение со сверстниками. | - Помощь в определи своего места в группе одноклассников (реального и желаемого), своей роли в общении с близкими и друзьями. - Осмысление представлений об идеальном друге. - Помочь сопоставить требования, которые подросток предъявляет к себе в дружбе и к другим. - Содействие установлению правил общения в классе и наработка опыта коммуникации в атмосфере взаимного принятия. |
| Моя семья | - Помощь в осознании своей роли в семье и её динамики по мере взросления. - Познакомить с идеей партнёрских отношений в семье. - Помочь принятию ответственности за свои поступки в семье. - Дать возможность разрядить чувства, связанные с семьёй. - Помочь осознать родительские чувства, переживания, которые у них возникают при общении со своим ребёнком. |
| Свобода и ответственность . Права и обязанности человека по отношению к себе, к другим. | Помочь осознанию своей свободы и ответственности как две стороны одной медали. - Создать условия при которых подросток может соотнести свободу/ответственность родителей со своей свободой /ответственностью. |
| Женско-мужские отношения. | - Помощь в принятии своего пола (себя как девушку, себя как юношу. - Помощь в осознании женско-мужских стереотипов. - Помощь в разрядке чувств, связанных с отношениями в семье) |
| Преодоление жизненных трудностей. | - Содействие развитию «духа команды» в отношениях в классе. - Развитие навыка жить и заниматься одной деятельностью в команде. - Развитие эмоциональной устойчивости при трудностях в преодолении жизненных препятствий. - Развитие уверенности при достижении поставленной цели, помощь в преодолении страха перед будущим. |
Дополнительно систему психолого - педагогического сопровождения личностного развития дополнит социально - обусловленная профилактическая проблематика:
«Насилие (Как противостоять насилию на улице? Мои права в семье и школе)»,
«Алкоголизм» (Психологические причины алкоголизации в подростковом возрасте. Последствия употребления пива, алкоголя для здоровья и для жизни человека. Алкоголь и семья);
«Наркомания» (С чего начинается, и как люди попадают в сети зависимости? Как сказать нет в ситуации группового давления. Как продемонстрировать уверенное поведение?);
«Новые религиозные движения и культы» (По каким психологическим причинам люди становятся адептами? Как попадает человек в религиозную группу помимо своей воли? Как распознать вербовщика и как вести себя в ситуации давления?),
«Негативное влияние информации на личность» (опасности информации интернет, телевидения, а так же игромания),
«Новые молодёжные движения» (субкультурные влияния на эстетические, духовные, нравственные гражданско-патриотические ценности личности).
Профилактические и профессионально - ориентирующие темы усвоятся обучающимися, если они будут перекликаться с возрастно-значимыми темами, то есть содержание и методика бесед будет опираться на ключевые задачи возраста.
Для осуществления психолого-педагогического сопровождения развития была разработана технология проблемной беседы, которая представляет собой сочетание метода психологического тренинга и метода проектов.
Проблемная беседа в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности - это дискуссионная социально-активная компетентностно - ориентированная технология организации, в рамках которой подросток ставит и решает ключевые задачи возраста. Важнейший эффект в режиме проблемной беседы - создание ситуации личностного общения, ценностно-смыслового диалога обучающегося воспитанника с педагогом.
В основе содержания проблемной беседы лежит проблемная ситуация, отражающая типичную возрастную трудность. В процессе работы на занятии обучающиеся воспитанники выполняют коммуникативный эксперимент, дискутируют и находят личностно-значимые ответы на свои вопросы при активной позиции педагога рядом.
Результат проблемной беседы – компетентность как тот или иной способ жизнедеятельности. Следовательно, систематическое использование проблемной беседы как технологии организации классных часов способствует формированию у обучающихся воспитанников метапредметной компетентности решения проблем.
В структуру проблемной беседы входит три части .
1 часть беседы включает начальный этап и этап проблематизации. Начальный этап представляет собой психологическую разминку, которая имеет целью снятие напряжения, усталости, создание атмосферы доверия, стимулирование спонтанности для работы в социально-активных формах, стимулирование речевой активности для эффективности дискуссий и рефлексивных процедур. На начальном этапе применяются психологические разминочные игры, которые обязательно сопровождаются рефлексией. Именно рефлексия устанавливает связь разминки с темой занятия и обеспечивает вхождение в проблемную беседу.
Средством создания проблемной ситуации может служить видеоролик, письмо подростка, заметка в газете, отрывок из литературного произведения, событие из жизни исторического персонажа, прочитанная или проиллюстрированная притча, высказывания известных людей и другое. Проблемная ситуация сопровождается дискуссией и завершается постановкой проблемного вопроса: Как завоевать друзей? Как помириться после ссоры? Как оставаться уравновешенным в эмоционально трудной ситуации? Как предложить девушке дружбу? Как не ссориться с родителями? Проблемный вопрос задаёт содержание следующих этапов проблемной беседы и носит компетентностный характер, то есть сообщает о конкретных способах выхода из подростковой проблемной ситуации.
2 часть включает теоретический и практический этапы. Теоретический этап реализуется последовательно по трём шагам: 1) актуализация знаний по проблеме и установление личностной значимости проблемного вопроса для обучающихся воспитанников; 2) введение основного понятия; 3) выявление способов разрешения проблемы.
В других случаях возможен поиск эффективных способов в опыте подростков через применение дискуссии и коммуникативных проб.
Практический этап имеет целью отработку обучающихся воспитанников способов разрешения подростковой трудности, отбор из них эффективных и подходящих для себя. Этот этап может быть представлен ролевой игрой, которая погружает подростка в типичную подростковую ситуацию. Эффективно использовать те ситуации, которые предложат сами обучающиеся воспитанники как наиболее актуальные для них.
З часть проблемной беседы - рефлексивный этап. Рефлексии подвергается степень удовлетворённости подростка найденными способами разрешения подростковой проблемы. Домашнее задание очень конкретно и предполагает социализацию опыта проблемной беседы - применение в реальной жизни способов разрешения подростковых затруднений.
Схема 1.
Структура проблемной беседы
1 часть 2 часть 3 часть
Теоретический этап (актуализация,способов основные понятия, разрешения проблемы) Практический этап (ролевая игра) Начальный этап (разминка) Этап проблематизации (ситуация, дискуссия, проблемный вопрос) Рефлексивный этап (рефлексия, домашнее задание)
Мы понимаем способность к разрешению обучающихся воспитанников ключевых задач возраста как компетентность в решении подростковых проблем, владение определённым меню способов деятельности по разрешению проблемных ситуаций.
Компетенция как таковая не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательном процессе.
Наблюдение за умениями не может игнорировать вопроса смысла, особенно того, которые придают субъекты ситуации, смысла, которые они в них видят. Интерпретации, которую они осуществляют. Система технологии проблемной беседы обеспечит такие условия для личностного развития школьников.
Литература
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 1990. – 367 с.
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, - 1999. – 137 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 ч.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. Москва – Вологда, 1998.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
Психология развития: Учебн. для студ. высш. психол. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред Т.Д. Марцинковской. М., 2005. - 528 с.
Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. Пособие для студ. высш. психол. учеб. заведений. – М., 2002.- 208 с.
Якимансткая И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / Директор школы.- М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.