«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проблемная беседа как технология в системе психолого - педагогического сопровождения развития личности.

Доклад: ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, был проведен на педсовете школы. Были затета тематика бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ПРОБЛЕМНАЯ БЕСЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ

В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Система психолого-педагогического сопровождения развития личности предполагает создание таких условий, в которых школьник сможет разрешить основные задачи возраста и найти конкретные практико-ориентированные ответы на вопросы своего бытия: кто я, какой я, как дружить, общаться, любить, как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности направлено на движение вслед за подростком, рядом с ним по пути его личностного саморазвития. При этом цель сопровождения - условия в образовательном учреждении, в которых каждый обучающийся, воспитанник мог бы стать, субъектом своей жизни, находя ответы на ключевые вопросы взросления. Центральный принцип психолого-педагогического сопровождения личностного развития – ценность личностного выбора школьника, его самоопределение в значимых жизненных ситуациях.

Анализируя особенности подросткового возраста, мы выделили ключевые темы для обсуждения с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности.

Таблица 1.

Тематика бесед с подростками в системе психолого-педагогического сопровождения личностного развития

п/п

Темы бесед

Цели психолого-педагогического сопровождения

Эмоции и чувства человека. Влияние эмоций на жизнь.

- Помощь в осознании своих чувств и их дифференциации

- Развитие навыка вербализации чувств.

- Помощь в овладении навыками саморегуляции психического состояния и в выборе «безопасных способов разрядки».

Внутренний мир человека. Самопознание.

- Помощь в принятии своей личности и развитии адекватной самооценки.

- Помощь в осознании исключительности внутреннего мира другого человека, развитие навыка поддержки.

- Содействие осознанию исключительности своего внутреннего мира, своих позитивных и негативных качеств.

- Помощь в становлении ценностно-смысловой сферы личности в контексте ценностей социальных.

Общение со сверстниками.

- Помощь в определи своего места в группе одноклассников (реального и желаемого), своей роли в общении с близкими и друзьями.

- Осмысление представлений об идеальном друге.

- Помочь сопоставить требования, которые подросток предъявляет к себе в дружбе и к другим.

- Содействие установлению правил общения в классе и наработка опыта коммуникации в атмосфере взаимного принятия.

Моя семья

- Помощь в осознании своей роли в семье и её динамики по мере взросления.

- Познакомить с идеей партнёрских отношений в семье.

- Помочь принятию ответственности за свои поступки в семье.

- Дать возможность разрядить чувства, связанные с семьёй.

- Помочь осознать родительские чувства, переживания, которые у них возникают при общении со своим ребёнком.

Свобода и ответственность . Права и обязанности человека по отношению к себе, к другим.

Помочь осознанию своей свободы и ответственности как две стороны одной медали.

- Создать условия при которых подросток может соотнести свободу/ответственность родителей со своей свободой /ответственностью.

Женско-мужские отношения.

- Помощь в принятии своего пола (себя как девушку, себя как юношу.

- Помощь в осознании женско-мужских стереотипов.

- Помощь в разрядке чувств, связанных с отношениями в семье)

Преодоление жизненных трудностей.

- Содействие развитию «духа команды» в отношениях в классе.

- Развитие навыка жить и заниматься одной деятельностью в команде.

- Развитие эмоциональной устойчивости при трудностях в преодолении жизненных препятствий.

- Развитие уверенности при достижении поставленной цели, помощь в преодолении страха перед будущим.


Дополнительно систему психолого - педагогического сопровождения личностного развития дополнит социально - обусловленная профилактическая проблематика:

  • «Насилие (Как противостоять насилию на улице? Мои права в семье и школе)»,

  • «Алкоголизм» (Психологические причины алкоголизации в подростковом возрасте. Последствия употребления пива, алкоголя для здоровья и для жизни человека. Алкоголь и семья);

  • «Наркомания» (С чего начинается, и как люди попадают в сети зависимости? Как сказать нет в ситуации группового давления. Как продемонстрировать уверенное поведение?);

  • «Новые религиозные движения и культы» (По каким психологическим причинам люди становятся адептами? Как попадает человек в религиозную группу помимо своей воли? Как распознать вербовщика и как вести себя в ситуации давления?),

  • «Негативное влияние информации на личность» (опасности информации интернет, телевидения, а так же игромания),

  • «Новые молодёжные движения» (субкультурные влияния на эстетические, духовные, нравственные гражданско-патриотические ценности личности).

Профилактические и профессионально - ориентирующие темы усвоятся обучающимися, если они будут перекликаться с возрастно-значимыми темами, то есть содержание и методика бесед будет опираться на ключевые задачи возраста.

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения развития была разработана технология проблемной беседы, которая представляет собой сочетание метода психологического тренинга и метода проектов.

Проблемная беседа в системе психолого-педагогического сопровождения развития личности - это дискуссионная социально-активная компетентностно - ориентированная технология организации, в рамках которой подросток ставит и решает ключевые задачи возраста. Важнейший эффект в режиме проблемной беседы - создание ситуации личностного общения, ценностно-смыслового диалога обучающегося воспитанника с педагогом.

В основе содержания проблемной беседы лежит проблемная ситуация, отражающая типичную возрастную трудность. В процессе работы на занятии обучающиеся воспитанники выполняют коммуникативный эксперимент, дискутируют и находят личностно-значимые ответы на свои вопросы при активной позиции педагога рядом.

Результат проблемной беседы – компетентность как тот или иной способ жизнедеятельности. Следовательно, систематическое использование проблемной беседы как технологии организации классных часов способствует формированию у обучающихся воспитанников метапредметной компетентности решения проблем.

В структуру проблемной беседы входит три части .

1 часть беседы включает начальный этап и этап проблематизации. Начальный этап представляет собой психологическую разминку, которая имеет целью снятие напряжения, усталости, создание атмосферы доверия, стимулирование спонтанности для работы в социально-активных формах, стимулирование речевой активности для эффективности дискуссий и рефлексивных процедур. На начальном этапе применяются психологические разминочные игры, которые обязательно сопровождаются рефлексией. Именно рефлексия устанавливает связь разминки с темой занятия и обеспечивает вхождение в проблемную беседу.

Средством создания проблемной ситуации может служить видеоролик, письмо подростка, заметка в газете, отрывок из литературного произведения, событие из жизни исторического персонажа, прочитанная или проиллюстрированная притча, высказывания известных людей и другое. Проблемная ситуация сопровождается дискуссией и завершается постановкой проблемного вопроса: Как завоевать друзей? Как помириться после ссоры? Как оставаться уравновешенным в эмоционально трудной ситуации? Как предложить девушке дружбу? Как не ссориться с родителями? Проблемный вопрос задаёт содержание следующих этапов проблемной беседы и носит компетентностный характер, то есть сообщает о конкретных способах выхода из подростковой проблемной ситуации.

2 часть включает теоретический и практический этапы. Теоретический этап реализуется последовательно по трём шагам: 1) актуализация знаний по проблеме и установление личностной значимости проблемного вопроса для обучающихся воспитанников; 2) введение основного понятия; 3) выявление способов разрешения проблемы.

В других случаях возможен поиск эффективных способов в опыте подростков через применение дискуссии и коммуникативных проб.

Практический этап имеет целью отработку обучающихся воспитанников способов разрешения подростковой трудности, отбор из них эффективных и подходящих для себя. Этот этап может быть представлен ролевой игрой, которая погружает подростка в типичную подростковую ситуацию. Эффективно использовать те ситуации, которые предложат сами обучающиеся воспитанники как наиболее актуальные для них.

З часть проблемной беседы - рефлексивный этап. Рефлексии подвергается степень удовлетворённости подростка найденными способами разрешения подростковой проблемы. Домашнее задание очень конкретно и предполагает социализацию опыта проблемной беседы - применение в реальной жизни способов разрешения подростковых затруднений.

Схема 1.

Структура проблемной беседы

1 часть 2 часть 3 часть

Теоретический этап (актуализация,способов основные понятия, разрешения проблемы)

Практический этап (ролевая игра)

Начальный этап (разминка)

Этап проблематизации

(ситуация, дискуссия, проблемный вопрос)

Рефлексивный этап (рефлексия, домашнее задание)







Мы понимаем способность к разрешению обучающихся воспитанников ключевых задач возраста как компетентность в решении подростковых проблем, владение определённым меню способов деятельности по разрешению проблемных ситуаций.

Компетенция как таковая не сводится ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательном процессе.

Наблюдение за умениями не может игнорировать вопроса смысла, особенно того, которые придают субъекты ситуации, смысла, которые они в них видят. Интерпретации, которую они осуществляют. Система технологии проблемной беседы обеспечит такие условия для личностного развития школьников.




Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 1990. – 367 с.

  2. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, - 1999. – 137 с.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 223 ч.

  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.] ; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.

  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.

  6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. Москва – Вологда, 1998.

  7. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.

  8. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

  9. Психология развития: Учебн. для студ. высш. психол. учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред Т.Д. Марцинковской. М., 2005. - 528 с.

  10. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебн. Пособие для студ. высш. психол. учеб. заведений. – М., 2002.- 208 с.

  11. Якимансткая И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / Директор школы.- М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее