«Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок»
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет. Важность обращения в работе с детьми к народному искусству определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка-дошкольника начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры. Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны. Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь. Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души? Долго не имея своей письменности, чувашский народ выражал свои думы и чаяния, свою наблюдательность и мудрость, свои переживания в устном поэтическом творчестве. Значительно развит у чувашей жанр сказок. Они иногда переплетаются с народными легендами о различных исторических личностях, образы которых сильно опоэтизированы. Много сюжетов, общих со сказками других народов. Особенно часто в чувашских сказках подчеркивается благотворная связь с землей и возвеличивается труд на ней.
Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям своего народа, своей республики? Формировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, помогает национальный фольклор: чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. В устном народном творчестве сохранились особенные черты чувашского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развиваем социально-личностные качества, помогаем понять различные жизненные ситуации. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом чувашских народов.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В настоящий театр, например, вести 3-4 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению. Театрализованная деятельность в ДОУ позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Дошкольник познает мир умом и сердцем, учится выражать свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Как раз театрализация чувашских народных сказок основана на приобщении детей к истокам чувашской культуры. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации чувашских народных сказок и творческой самореализации, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам чувашской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Чувашские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Как и в сказках других народов, основным героем у чувашей выступает крестьянский сын, который испытывает ряд приключений и, в конце концов, торжествует над темными силами. Герой обычно добывает лучшую долю не только для себя, но и для народа. Слушая сказку, ребенок сравнивает себя с ее героем, старается узнать себя. Происходит идентификация с образом. В сказке ребенок становится героем, разделяет его судьбу, смело берется разобраться с самими грустными сторонами человеческой жизни, проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Дети надолго, иногда на всю жизнь, запоминают какое волнение, радость, ненависть, горечь, обиду вызвала у них та или иная сказка. Они глубоко сопереживают, сочувствуют, симпатизируют положительным персонажам, обиженным или борющимся за справедливость. Нравящийся герой становится идеалом, ему направлены все чувства ребенка.
Хочется, чтобы мы никогда не забывали хорошего, доброго древнего обычая – рассказывать и слушать сказки.
Диапазон опыта представлен единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, и как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей по чувашским народным сказкам. Вся эта работа тесно связана с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.
Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок.
Исходя из поставленной цели, вытекли следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок.
2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам чувашской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.
3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашской народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.
4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации чувашских народных сказок.
На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, чувашских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.
После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.
Система работы по приобщению детей к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на 2 года. Реализовывается в группе детей 6 года жизни и заканчивается группе детей 7 года жизни.
При организации предметно - развивающей среды учитывается то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
Итак, система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации чувашских народных сказок в группе созданы:
- театральная зона с различными видами кукольного театра;
- настольный театр, театр на руке, стендовый театр.
Родители принимают участие в изготовлении костюмов к чувашским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. Во всей этой работе нам увлеченно помогают дети.
Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.
Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.
Советы и рекомендации психолога.
Организация фотовыставки.
Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.
Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.
Театрализация чувашских народных сказок - на праздниках, развлечениях. Запланированы драматизация и театрализация таких сказок: «Тилӗ тус» (Лиса плясунья), «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Пукане» («Кукла»), «Ҫил ачисем» («Дети ветра») и т.д.
В ходе наблюдения за детьми родители отмечают, что дети овладевают определенным уровнем актёрского мастерства в театрализации чувашских народных сказок; имеют знание чувашских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; владеют навыками народно-прикладного творчества.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам чувашской народной культуры через театрализацию чувашских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.