Применение технологии личностно-ориентированного обучения
на уроках физической культуры.
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
Главная цель современной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка, раскрывать его творческие возможности, обеспечивать условия для проявления индивидуальности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Это – личностно-ориентированное образование. Перед современным учителем сегодня встают сложные задачи: как сделать урок одновременно эффективным и интересным; как не только передать знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности. Немаловажно суметь увлечь ученика, привить интерес к своему предмету.
Все эти вопросы призвано решить дифференцированное обучение. Дифференциация – это такая форма организации учебной деятельности, в процессе которой учитываются индивидуальные особенности учащихся как личности, – их склонности, интересы, природные задатки, способности. При индивидуально-дифференцированном подходе учащиеся учатся принимать решения, приобретают навыки самостоятельно добывать необходимые знания.
В работе с детьми огромное значение имеет знание учителя индивидуальных особенностей своих учеников. Учитель физической культуры должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие каждого учащегося. Для этого я знакомлюсь с данными об учащемся и результатами медицинского осмотра. Также, много информации можно получить при личном контакте с родителями. Всё это дополняется внимательным наблюдением за детьми в процессе всей учебно-воспитательной работы. При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника.
Все учащиеся имеют различную физическую подготовку. Поэтому, правильно рассчитанная физическая нагрузка – важное условие для воспитания в детях уверенности, положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха. Слабо подготовленные дети часто стесняются своих товарищей, поэтому неохотно занимаются или избегают выполнения упражнений. В таких случаях учитель должен быть особенно внимательным, иногда облегчая условия выполнения заданий, стремиться вселить уверенность в ребенка. Для таких учащихся не следует создавать особую обстановку, не заострять на них внимания, но работать с ними индивидуально.
В индивидуальном подходе и особом внимании, не меньше других, нуждаются и дети, имеющие хорошую физическую подготовку. Для них задания могут показаться слишком легкими и, поэтому, некоторые ребята выполняют их небрежно и неохотно. К таким ученикам необходимо предъявлять повышенные требования и усложнять задания, а также, поручать оказывать помощь товарищам и привлекать их к показу и демонстрации упражнений на уроках.
Нередко встречаются учащиеся, которые неуверенно выполняют те или иные задания. Это объясняется отсутствием уверенности в своих силах, боязнью неудачи. Чтобы устранить это – нужно предложить выполнить упражнения в облегченных условиях. Например, при выполнении упражнения в равновесии учитель может уменьшить высоту бревна, поддерживать ученика за руку, при прыжках в высоту опустить планку на меньшую высоту или вместо планки повесить верёвку. Такая помощь оказывает положительное действие и даёт больший эффект, чем безапелляционная требовательность.
И, наконец, иногда встречаются дети, которые не проявляют интереса к физической культуре, неохотно занимаются на уроках, хотя в физическом развитии не отличаются от большинства одноклассников. В таких случаях бывает полезно дать ученику поручение по учебной или внеклассной работе
Для решения этих задач на своих уроках я применяю технологии личностно-ориентированного подхода, используя следующие эффективные методы:
Фронтальный метод – когда учащиеся одновременно выполняют упражнения или команду учителя. Его преимущества – охват упражнениями всех занимающихся, высокая плотность урока. Этот способ я использую при обучении большинству упражнений школьной программы.
Поточный метод – учащиеся одно и то же упражнение выполняют по очереди, один за другим, беспрерывным потоком. Преимущество этого метода – возможность наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. Поточный способ использую при выполнении акробатических упражнений, упражнений со скакалкой, опорных прыжков, прыжков в длину и в лыжной подготовке.
Посменный метод – состоит в том, что все учащиеся на уроке распределяются на смены, для выполнения упражнений. Во время занятий одной смены остальные наблюдают за своими товарищами. Этот способ я применяю при метании на дальность и в цель, в акробатических упражнениях, лазании.
Групповой метод, при котором каждая группа учащихся занимается самостоятельно, выполняя разные виды упражнений. Этот способ применяют, чтобы рационально использовать время и одновременно изучить 2-3 вида упражнений. Групповой способ применяется только после того, как дети будут достаточно подготовлены к самостоятельным занятиям. Этот метод использую на уроках гимнастики, спортивных и подвижных игр. Распределение учащихся по группам обычно произвожу в зависимости от их физической подготовленности. В спортивных играх и эстафетах группы и команды делаю смешанными (по физической подготовке). Тогда менее подготовленные ребята равняются на лидеров и стремятся помочь своей команде победить.
Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Этот метод я чаще всего применяю для учащихся, значительно отличающихся от других по своей подготовленности и способностям, а иногда по состоянию здоровья, а также – в контрольных и зачетных уроках. Он позволяет мне обращать внимание детей на лучшие выполнения упражнения, на недостатки и ошибки.
Игровой и соревновательный методы использую для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками.
Для повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой я использую на своих уроках создaние кoллaборaтивной cреды, что способствует активизации учебной деятельности. Много внимания уделяю сознательному отношению учащихся к урокам физической культуры, разъясняю важность регулярных занятий физическими упражнениями. Предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляя возможность постепенного овладения двигательными умениями и навыками. Провожу уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания, которые любят все ребята.
Для большей эффективности урока ориентируюсь на создание ситуации успеха, на индивидуальный подход к учащимся, сравниваю детей не друг с другом, а с ним самим, использую метод поощрения для стимулирования деятельности учащихся, привлекаю ребят на уроках для судейства спортивных и подвижных игр.
Для объективной оценки достижений использую методы самооценивания и взаимооценивания. Самооценивание дает ученикам возможность соотносить свою деятельность с критериями оценивания, анализировать свои возможности и проблемы. При взаимооценивании учащиеся учатся признавать слабые и сильные стороны свои и других учеников и видеть свой прогресс или наоборот.
Важным составляющим моих уроках является рефлексия. Рефлексия помогает мне "держать руку на пульсе", видеть, что получилось на уроке, а что осталось на доработку, а также обеспечивает обратную связь. А учащимся – выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
В результате использования личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры мне удается:
- раскрыть потенциал учащихся;
- улучшить физические показатели;
- укрепить здоровье;
- повысить мотивацию к занятиям физической культурой;
- научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни;
- повысить качество знаний учащихся.
Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход является одним из важнейших условий обучения, где во главу угла ставится самобытность ребенка, его цели, психологический склад, т.е. ученик как личность. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся. Это способствует развитию физических качеств и интереса к предмету. Оценка не должна являться самоцелью, главное – научить правильному выполнению изучаемых движений и упражнений. Для каждого ребенка должна ставиться индивидуальная цель в соответствии с его физическими и психологическими возможностями.
Главной целью своей работы я считаю сохранение здоровья детей. Взаимодействие учителя и ученика должно приносить пользу как одному, так и другому. Слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», – стали моим кредо. Не навредить, а помочь раскрыться, вселить в каждого уверенность, помочь в преодолении трудностей – это моя основная задача учителя и наставника.
Литература:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/11/10/didakticheskie-osnovy-provedeniya-urokov-fizicheskoy
Качашкин В.М., Физическое воспитание в начальной школе. –
М.: Просвещение, 1978.
Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры. – Физкультура и спорт. –2014. № 6.