Применение образного мышления.
Цель: Развивать образное мышление, которое необходимо: для решения любых задач, оперирование образами помогает наглядно представить практически любую ситуацию задачи.
Ход занятия.
Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым...
Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Пространственное представление - это умение видеть и представлять мир трехмерным, объёмным, цветным, меняющемся во времени и в пространстве. Человек может представить то, что есть и даже то, чего нет в жизни, а художник даже может изобразить то, чего нет в жизни (Сальвадор Дали, Хиеронимус Босх...). Но прежде чем рисовать что-то, он должен представить это в голове, в сознании. А еще раньше, он должен заложить образы в свое сознание!
Зачем надо развивать образное мышление?
Мышление образами необходимо:
-Для решения любых задач, ибо оперирование образами помогает наглядно представить практически любую ситуацию задачи.
-Для формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве.
Наглядно-действенное мышление
Пример 1
Введение понятия ломаная линия.
Каждый ребёнок имеет кусок проволоки и по мере чтения учителем стихотворения выполняет соответствующие действия.
Кусок проволоки возьми
И его ты перегни
Хочешь раз, а хочешь два,
Хочешь три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!
Ломаная линия.
Анализируя полученную ломаную линию, дети делают вывод о её свойствах
Пример 2
Как построить ромб?
Каждому ученику выдаётся модель ромба. Исследуем фигуру с помощью измерений, делаем вывод о его свойствах, составляем алгоритм построения ромба.
1. Провести перпендикулярные прямые.
2. По горизонтали отмерить отрезки одной длины, по вертикали другой.
3. Соединить точки.
4. Проверить путём измерения свойства ромба.
Пример 3
Игра “Геоконт”
Игра “Геоконт” - созданная В. Воскобовичем получила широкое применение на моих занятиях. Она представляет собой игровое поле размером 20 х 20 см со штырьками. Поле разделено на 8 равных секторов. Фигуры строятся с помощью цветных резинок. Используя эту игру, дети получают геометрические представления (точка, луч, отрезок, треугольник многоугольник и т. д.). С помощью разноцветных резинок они самостоятельно моделируют полученные представления, что способствует живому, яркому восприятию их. В игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движения пальцев, что, по мнению физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи и интеллекта ребёнка. Игра развивает умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Пример 1.
Построить на геоконте разные виды треугольников.
Построение какого-либо объекта из геометрических фигур (ракета, дом, звезда и т. д.)
Пример 2.
Сколько треугольников на чертеже?
Пример 3.
Дорисуй.
|
|
|
Пример 4.
Аппликация или мазаика из геометрических фигур.
Пример 5.
Найди закономерность и нарисуй фигуру.
Пример 6.
Моделирование фигур из паттерна.
В третьем классе, когда дети умеют читать язык оригами и знают исходные формы, возможны элементы творческой и исследовательской работы.
Если мы от готовой фигурки вернёмся к исходному квадрату, то получим некоторую сетку – разбиение квадрата линиями сгибов. Эта сетка в оригами имеет специальное название – паттерн. Анализ паттерна и работа с ним приводит к интересным результатам в геометрии и алгебре.
Можно к любому из этапов работы задать вопрос: “А что будет, если…?”, ответом, на который может быть новая и совсем непохожая на предыдущую фигуру модель. Первые вопросы и изменения подсказывает учитель, а потом ученики сами активно включаются в предложенную игру. И на этом этапе появляется много авторских изобретений даже у учащихся начальной школы.
Словесно-логическое мышление.
Своеобразие словесно-логического мышления, по сравнению наглядно-действенным и наглядно-образным, состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом ребенок действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассуждать, делать выводы и находить причинно-следственные связи.
Пример 1.
Вывод формулы периметра геометрической фигуры.
Даётся понятие о периметре, имеют понятие, что такое формула. На основе знания свойств фигур, дети выводят формулы периметра прямоугольника, квадрата, равностороннего треугольника.
Рпрям. = (а + в) x 2
Ркв. = а x 4
Ррав. тр. = а x 3
Пример 2.
Найди площадь сложной фигуры.
Пример 3.
Построй треугольник по данным и дай ему характеристику.
Стороны треугольника равны: 8см, 5 см , 5см.
Разглядывание клякс Для развития фантазии очень полезно разглядывание клякс. Капните на лист бумаги чернила или краску, накройте другим листом и придавите. Получится клякса со сложным очертанием, это то, что надо для разглядывания и фантазирования. Можно капнуть на сгиб бумаги, тогда получится «бабочка».
Вопросы и упражнения для развития образного мышления Вот пример фантастического образного мышления: рукописи Леонардо да Винчи трудно читать потому, что он писал 1)зеркально, 2)левой рукой, 3)справа налево, хотя прекрасно мог писать и правой рукой слева направо. 1.Сколько ребер и граней у куба, у кирпича, у пирамиды, у шара? 2. Опиши школу кошек, школу слонов, птиц, рыб... Чему и как там учат? 3. Нарисуй следы: лошади, кошки, утки, свои следы, Мойдодыра, нечистой силы, колобка
Обратное рисование Детям любого возраста любопытно "обратное рисование вдвоем»: од ин неподвижно держит карандаш и прижимает его к плотной бумаге (картону), а другой эту бумагу перемещает под карандашом двумя руками так, чтобы получился рисунок. Сначала это должны быть простые фигуры: две параллельные линии, крест, треугольник, квадрат, овал, круг, а потом буквы, контуры предметов, животные... Задачи на отсечения и вырезы, Из какой фигуры вырезаны эти части. Например, из круга сектор и сегмент, из квадрата одна восьмая, от кошки хвост, от груши долька, от рыбы хвост
Проекции (тени) на плоскость Тень это отражение от предмета, освещенного с противоположной стороны. Проекция это изображение пространственных фигур на плоскости. Проекции бывают центральные – из точки - и параллельные данному направлению через все точки фигуры. Сделаем простейшее сооружение из лампочки и белого экрана перед ней. Если перед экраном расположить какой-нибудь предмет, то на экране появится его тень.. Начнем с проекции шара, затем яйца, линейки, круга, карандаша, куба… Решим задачи: 1. Какова проекция от шара? (Это круг - часть плоскости, ограниченная окружностью.). От вырезанного из картона круга, эллипса, палки, линейки, от конуса…? 2. Может ли одно и то же тело дать разные проекции? Например, в виде: 1) Круга и квадрата? (Цилиндр). 2)Трапеции и круга? (Усеченный конус). 3)Треугольника и круга? (Конус). 4) Трех треугольников? (Тетраэдр). 3. Проекции какого тела могут быть и квадратом, и прямоугольником, и шестиугольником? (Куб). 5. Какие тела при разных своих положениях дают проекции в виде: 1.Квадрата и прямоугольника? 2.Прямоугольник и параллелограмм? 3. Треугольника и круга? 4. Круг и половина круга. 5. Трех треугольников? 6. Квадрата, прямоугольника и шестиугольника? 7.Кольца и прямоугольника? 8.Овала и круга? 9.Круга и квадрата? 10.Трапеции и круга? Посмотрим , как меняется длина тени в зависимости от положения: палки, картонного круга, треугольника, кольца… Научимся делать различные тени от пальцев. Это целая наука!
Итог занятия