Математика 3 класс
Тема: «Умножение в случаях вида 23х40»
УМК «Начальная школа 21 века»Учитель: Ефимова О.А.
Учебный предмет | Математика | ||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Цель урока | Познавательная: Создать условия для овладения обучающимися приемом умножения в случаях вида 23х40 по алгоритму; формировать умение действовать по алгоритму; закрепить навыки устных вычислений. Развивающая:Создать условия для развития основных логических операций: анализ, синтез, обобщение, классификация, выделение главного; развития памяти, внимания; развития коммуникативных умений; самоконтроля и саморегуляции; Воспитательная: Способствовать воспитанию сознательного и ответственного отношения к учебной деятельности, умению управлять собой и своим поведением, коммуникативных умений. | ||
Технологии, методы | Личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. | ||
Основные термины, понятия | Алгоритм умножения в случаях вида 23х40 и его использование при выполнении вычислений.
| ||
Цели урока направлены на достижение следующих планируемых результатов:
| |||
Предметные учебно-математические умения:
логические умения:
речевые умения:
| Личностные
Метапредметные Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные:
| ||
Организация пространства
| |||
Формы работы | Ресурсы | ||
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная | Книгопечатная продукция: УМК «Начальная школа 21 век»; карточки с заданиями Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
|
Ход урока
Этапы урока | Оформление доски | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание
|
Организационный момент 2 мин.
|
(слайд №1) Математик Дьёрдь Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это исследовать и открыть самому».
|
Приветствует детей. Предлагает проверить готовность к уроку, -Запишите число и классная работа.
-Прочитайте слова учёного.
-Как вы понимаете эти слова?
-Пусть слова этого ученого станут девизом нашего урока. Я желаю каждому из вас сегодня на уроке совершить открытие.
-Сегодня на уроке мы откроем ещё одну математическую тайну, а для этого мы проведём исследование.
-А что будет предметом исследования – мы сейчас с вами узнаем. -Выполним первое задание.
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Записывают число, классная работа.
Читают слова учёного
-Чтобы чему-нибудь научиться, нужно попробовать это сделать самому. Я научусь, когда сделаю сам. |
|
Актуализация опорных знаний 7 мин. |
(Слайд №2) Задание на карточке: Распределите выражения группы. Найдите значение выражений. 20х3; 32х3;14х5; 40х6; 23х40 48х4; 60х7;
(Слайд №3) 20х3=60; 32х3=96; 14х5=70; 40х6=240; 23х40=?; 48х4=192; 60х7=420
(Слайд №4) (1гр.) 20х3=60 40х6=240 60х7 =420 (2 гр) 48х4=192 14х5=70 32х3=94
23х40 |
-Ребята, у вас на столе лежит карточка. -Прочитайте задание. -Кому не понятно? -Предлагаю это задание выполнить в парах. - Время на выполнение 4 мин. -Приступайте.
-Предлагаю заканчивать выполнение задания. .
-По какому признаку вы разделили выражения на группы?
-Проверьте ответы по образцу .
-Поднимите руку, у кого ответы правильные. Поставьте плюс. А у кого по-другому признаку разделены выражения по группам?
-У кого есть ошибки, исправьте их.
|
Учащиеся читают задание.
Учащиеся объединяются в пары по желанию. Дети выполняют задание на карточке.
Дети объясняют распределение по группам.
В 1 группу мы записали: (1гр.) 20х3=60 40х6=240 60х7 =420 Во 2 группу мы записали: (2 гр) 48х4=192 14х5=70 32х3=94 Выражение 23х40 лишнее
Дети сравнивают свои решения с эталоном, исправляют ошибки.
|
| |||
Постановка и решение новой учебно-познавательной задачи. Открытие нового знания 8 мин. |
|
-Какие трудности возникли? Почему?
Вариант1 В выражении 23х40 ответы получились разными (или не решили совсем). Почему при решении этого выражения возникло затруднение, а при нахождении значений выражений в первой и во второй группах не было? В чем проблема, почему она возникла? -Ребята, скажите какая тема нашего урока? -Откройте учебник на стр.115 и прочитайте тему урока -Чему мы будем учиться на уроке?
Вариант 2 -Молодцы, вы справились с трудным заданием. -Вам знаком прием умножения такого вида? -А как же вам удалось правильно выполнить вычисление? -Ребята, скажите какая тема нашего исследования? -Ребята, прошу вас открыть учебник на стр.115 и прочитать тему урока -Какую цель мы поставим перед собой? -Над чем будем работать? -Ребята, прошу сесть на место. |
(ответы могут быть разными, неверными (вариант1 хода урока) и верными –вариант 2)
Мы не умеем умножать на двузначное, а на однозначное умеем.
Тема нашего урока «Умножение на двузначное число, оканчивающееся на нуль »
«Умножение в случаях вида 23х40 » Мы будем учиться умножать на двузначное число, оканчивающееся нулём».
Нет Мы умеем умножать на однозначное число и на десять.
«Умножение на двузначное число, оканчивающееся на нуль »
«Умножение в случаях вида 23х40»
Цель исследования: найти способ и научиться умножать двузначное число на двузначное, оканчивающее нулём.
Дети садятся на свои места. |
| |||
|
(Слайд №5) 1 23 40 9 2 0
Слайд №6 с последовательным показом называемых детьми шагов алгоритма: 1. Записываю первый множитель 6. Читаю ответ
|
--Прочитайте задание №1 Кому непонятно? -Предлагаю объединиться в группы и обсудить . -Какая группа первая хочет ответить? -Представитель группы рассказывает, остальные группы слушают, дополняют, исправляют. -Знание какого вида умножения, позволило выполнить задание? -Рассмотрите другую форму записи-столбиком - Сравните. Какой удобный способ? -Прошу занять свои места за партой. -Прочитаем рубрику «Обрати внимание» и составим алгоритм, по которому мы будем находить умножение двузначного числа двузначное, оканчивающего нулём. -Составим алгоритм письменного умножения на двузначное число. Учитель пишет на доске поэтапно. 1 23 40 920 ВЫВОД: -Мы составили алгоритм умножения двузначного числа на двузначное, оканчивающееся нулём. Для чего составили? |
Работа в группах Дети объединяются по желанию в группы.
Представитель группы читает выражение.
Умение умножать двузначное число на однозначное, находят способ умножения на двузначное число, оканчивающееся 0.
Столбиком умножать удобнее
Заметили, что цифра нуль не подписывается под числом
Называют шаги алгоритма
ПОЛЬЗУЯСЬ УЧЕБНИКОМ
|
| |||
Первичное закрепление10 мин. |
( Слайд №7) На доске: (ловушка) 3 3 15 16 6050 900 80 ПРОГОВОРИТЬ
|
-Продолжим исследование
-Выполним задание№3 и проверим, как работает составленный алгоритм. - Записываем решение в столбик, проговаривая составленный алгоритм. -Решаем на доске все вместе первую строчку. - У кого нет вопросов, всё получается-решает дальше самостоятельно. -Какой вывод? ВЫВОД: - Каким способом мы решали? Почему? - А что вам помогло в решении? -Молодцы. Вы умеете пользоваться алгоритмом.
- Решаем примеры №7 самостоятельно первый столбик. - Прочитайте задание. Что непонятно? -Предлагаю его выполнить только первый столбик. -Сравним ответы по образцу. -Докажите, что во втором примере допущена ошибка
-Молодцы.
|
У доски решают три ученика, проговаривая алгоритм
Дети делают вывод.
Во втором примере ошибка. К результату не приписали справа 0.
|
|
Применение полученного знания 10мин. |
(Слайд №8) 1. Записываю первый множитель 6. Читаю ответ
|
Сейчас вы будете решать задачу №9 на стр.116 Прочитайте задачу. -Что непонятно? -Расскажите, о чём идёт речь в задаче.
-Предлагаю разделиться в пары или группы .Кто желает –решает индивидуально.
-Я приглашаю в свою группу….
-При решении задачи, обращаем внимание на алгоритм на слайде.
-Проверим решение задачи. -Представитель группы на доску размещает лист с решением и ответом. -Остальные дети внимательно смотрят, дополняют, исправляют. -Предлагаю проанализировать результаты групповой работы. -Ребята, есть ещё второй способ решения этой задачи. Предлагаю дома решить задачу другим способом.
Какое умение помогло выполнить вычисление в задаче?
|
Дети читают задачу.
-В задаче говорится о бразильском кофе и индийском кофе. -В задаче известно…… -В задаче требуется узнать….
Дети объединяются в пары, группы
Бразильский кофе-?гр,15б.по50гр во? Индийский кофе-?гр,5б.по50гр больше
15 50 750гр.
Ответ: в 3 раза больше.
Вызывается три представителя группы для решения у доски
Дети обсуждают решение задачи.
2ой способ: 15:3=3 раза
|
| ||||
Рефлексия учебной деятельности5 мин. |
(Слайд №9)
Сравни выражения
15 • 20?12 • 50
(Слайд № 10) 300 60 15 • 20 12 • 50
|
-Наше исследование подходит к концу. Выполняем последнее задание. -Посмотрите на слайд. -Прочитайте задание. Кто не понял?
-Петя выполнил это задание так. -Вы согласны с Петей?
-Докажите. -Какой пункт алгоритма не выполнил Петя?
Учитель ставит оценки за работу на уроке.
|
Нет
Петя не приписал нуль к полученному произведению. |
| ||||
Домашнее задание3мин. |
|
Выполнить задания Тетрадь№2 с. 50 №162,163 используя алгоритм. Задание по желанию №164
| Воспринимают речь учителя |
|