ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Теленков Е.А.
КГУ «Карагандинский железнодорожный колледж»
Современное развитие общества характеризуется огромным ростом информационных потоков. Быстрое развитие информационных технологий изменило деятельность человека практически во всех областях, открыв новые возможности в экономической, культурной и социальной сферах. Успехи в области компьютерных технологий обеспечили отдельным лицам приобретение ранее малодоступных знаний. Это изменило бизнес, промышленность, науку, медицину. Эти изменения повлияли на образовательную деятельность как с точки зрения содержания задач образования, так и в отношении использования открывшихся технологических возможностей для достижения целей образования.
Преподавая экономику в колледже, я пришел к выводу, что развитие умения понимать и критически оценивать альтернативные ситуации, формирование моральных установок, симпатий и других «внутренних» качеств невозможно традиционными методами репродуктивного плана. Поэтому на своих уроках использую новые информационные технологии.
В преподавании экономики отказываться от компьютера нельзя. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по экономике. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии. Т.к. занятия по экономике проходят в компьютерном кабинете, это мне даёт возможность применять информационные технологии каждый урок.
Среди форм подачи материала преподавателем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги имеют различные и. Приобщение обучающихся к информационным технологиям я начал путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронной презентации Power Point).
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
– в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
– при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания обучающихся, например: для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
1. мультимедиа технологии (презентации):
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
– на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки («Безработица»), например:
презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
видеофрагменты фильмов;
презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
Также используются всеми известные приложения Word и Excel (диаграммы, схемы)
В настоящее время обучающиеся источники информации, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии и базы данных, доступные через системы коммуникаций или распространяемые на магнитных носителях. Некоторые из этих средств оказывают более действенное влияние на обучаемого, чем традиционный учебный процесс, так как эти технологии содержат более обширную и более актуальную информацию.
Преподаватель в этих условиях в меньшей степени играет роль носителя информации. От него требуется: научить правильно воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество фактов и строить общую картину явления или события. Эта роль больше похожа на роль руководителя или организатора, советчика или эксперта. Это в свою очередь влечет трансформацию методов и подходов в обучении в сторону творческого сотрудничества преподавателя и обучаемого.
В учебном процессе компьютер выполняет различные роли. На своих уроках я использую наиболее распространенные направления, где компьютер:
средство для предоставления учебного материала студентом с целью передачи знаний;
средство информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний;
средство для проведения деловых игр по предмету обучения.
Современные технологии мультимедиа позволяют эффективно представлять с помощью анимации различные схемы и графики, а затем иллюстрировать их с помощью фотоизображений, звуковых фрагментов и видеоклипов. Ожившие схемы намного эффективнее доносят смысл и идею той или иной экономической модели, того или иного экономического явления. Формулы, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты, собранные в базу учебных материалов хранятся в цифровом виде на магнитных носителях. Они не портятся, не занимают много места, легко управляются в процессе демонстрации. При подготовке и проведении урока я широко использую информационно – правовую систему по экономическому законодательству, программы, контролирующие знания студентов, тренажеры, экономические и деловые справочники, деловые игры, собранные на магнитно – оптических носителях.
Взаимодействие обучаемого с компьютером является основополагающим элементом в определении уровня знаний обучаемого. Использовать нетрадиционных приемов, например опрос на основе графического изображения, позволяет эффективнее проверить усвоение учебного материала, который обучаемым представлялся в виде схем и рисунков. Такие опросы не только контролируют, но и способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала. Как тренажер компьютер выступает в роли универсального приспособления, помогающего студентом решать задачи или выполнять упражнения. С применением компьютерных технологий появляются широкие возможности эффективнее оценить уровень подготовленности обучаемого, выбрать задачи в соответствии с подготовленностью обучаемого и целью обучения. Данный процесс отличается значительной индивидуальностью в выборе проблемы и самостоятельностью обучаемого при ее решении.
Рассматривая и изучая информационные объекты и управление ими, обычно выделяют как основополагающие два базовых понятия: материальные потоки и потоки платежей. Именно имущество, являющееся основой материальных потоков, и денег, образующие потоки платежей, находятся в центре изучения экономики и управления такими экономическими объектами, как предприятия. Информационные потоки, которые возникают при этом, являются составной частью жизни экономических объектов и находятся в тесной связи с материальными и денежными потоками. Для того чтобы обучающиеся приобрели необходимые знания в экономической области и управления, необходимо использовать приобретенные ими знания компьютерной технологии (Microsoft Offis, Excel).
Работая в программе Excel, студенты решают задачи, определяя издержки предприятия, прибыль. Использование задач практического характера превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Я считаю, экономике надо учить так же, как и физике, математике, химии: через задачи, во всяком случае с широким их использованием. Хитрая задача, изощренно решенная на парах, либо предложенная студенту в виде домашнего задания, над которой пришлось изрядно поломать голову, наверняка обеспечит лучшее понимание и запоминание темы, чем пересказ очередного параграфа из учебника.
Проведение учебных экспериментов на основе имитационной деятельности, которые помогают приобретению, применению и проверке знаний, стали традиционными на моих уроках. В процессе изучения темы «Маркетинг», «Менеджмент» студентам предлагается закрепить и проверить свои знания с помощью деловой игры МЭКОМ (моделирование экономики). Студенты с удовольствием играют в эту игру, так как используются компьютеры. Зная формулы и условия, при которых происходит максимизация прибыли, студенты моделируют поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции или монополии. Введение имитации в урок экономики зачастую делает его уроком жизни для ребенка, создает возможности для самореализации личности в условиях, приближенных к реальным. Углубляя понимание экономических понятий, тренируя в практическом использовании их в реальной задаче, в выборе решения и определении модели рационального поведения по законам деловой этики, имитационные методы активизируют процесс развития личности в области экономики.
Обучающиеся, поставленные в условия, приближенные к действительности, развивают предпринимательскую стратегию, принимают решения, связанные с риском, проводят сравнения между заданными условиями и достигнутым результатом.
От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет преподавателю построить более эффективно учебный процесс.
Литература:
1. Архипова З.В., Пархомов В.А. Информационные технологии в экономике, Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003
2. http://www.iteconomic.com/
3. http://ru.wikipedia.org – статья «Информационные технологии»
4