«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Причастие как часть речи

А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:

« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Причастие как часть речи Урок русского языка в 7 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя Никифорова А.Ю. http://aida.ucoz.ru

Причастие как часть речи

Урок русского языка в 7 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя Никифорова А.Ю.

http://aida.ucoz.ru

А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий: « Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом». http://aida.ucoz.ru

А. С. Пушкин писал о выразительной краткости причастий:

« Причастия вообще… обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт, заменяя выразительную краткость причастий вялым оборотом».

http://aida.ucoz.ru

Тип урока : урок усвоения новых знаний Цели урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; формировать умения различать причастия и прилагательные; формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия; формировать умение опознавания причастий в предложении; обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи;
  • Тип урока : урок усвоения новых знаний
  • Цели урока:
  • ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;
  • формировать умения различать причастия и прилагательные;
  • формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия;
  • формировать умение опознавания причастий в предложении;
  • обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи;

проверить знания, умения и навыки по теме «Причастие»;

Оснащение урока:

Оснащение урока:

  • Компьютер с мультимедийным проектором.
  • Мультимедийная презентация урока.
  • Репродукции картин.
  • Тетради-словари.
Запись в раздел словаря «Говори правильно». Нач Авший, отнЯвший, поднЯвший.

Запись в раздел словаря

«Говори правильно».

Нач Авший, отнЯвший, поднЯвший.

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.

Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.

Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

  • Причастие – морфологическая единица, которая обозначает при­знак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (имена прилагательные: маленький, круглый,теннисный.) — Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.) — Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? ( Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним совершаются.)

Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. Какие части речи мы используем для этого? (имена прилагательные: маленький, круглый,теннисный.)

— Что можно сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные

или временные — называют они? (Постоянные.)

— Произведем с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч?

( Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые с ним

совершаются.)

— Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
  • — Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает
  • сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)
Запись на доске и в тетрадях:   Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам. Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.

Запись на доске и в тетрадях:

Постоянный признак, изменяется по родам,числам и падежам.

Временной признак(настоящее и прошедшее время),изменяется по родам,числам и падежам.

ЗАПОМНИ: Причастие можно заменить сочетанием «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Желтеющий лист = лист, который желтеет Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного. Блестящий актёр – талантливый актёр
  • ЗАПОМНИ:
  • Причастие можно заменить сочетанием
  • «местоим. который + глаг.», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени).
  • Желтеющий лист = лист, который желтеет
  • Блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали
  • А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного.
  • Блестящий актёр – талантливый актёр
На какие части речи похоже причастие? Причастие имеет свойства прилагательного Причастие имеет  Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? свойства глагола   Имеет совершенный и несовершенный вид   Изменяется по падежам

На какие части речи

похоже причастие?

Причастие имеет

свойства прилагательного

Причастие имеет

  • Отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

свойства глагола

  • Имеет совершенный и несовершенный вид

  • Изменяется по падежам

  • Имеет настоящее и прошедшее время
  • Изменяется по числам, а в единственном числе по родам
Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов. Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь). — Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным. Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным. Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия? Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и числам.
  • Имена прилагательные, как правило, образуются от существительных, причастия же — от глаголов.
  • Слова теннисный (от сущ. теннис), летящий (от глаг. лететь).
  • Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным.
  • Вывод: причастие обозначает признак предмета по действию,проявляющийся во времени; он не является постоянным.
  • Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие? (Имя существительное мяч.) Как изменяются прилагательные? причастия?
  • Вывод: прилагательные и причастия изменяются одинаково — по родам, падежам и
  • числам.
Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
  • Синтаксический разбор предложения Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
  • -Какими частями речи выражены определения?(Причастиями).
На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов. О причастиях Ломоносов писал:

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.

О причастиях Ломоносов писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…" Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: "что делающий?" или "что делавший?" и "какой?". Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие? (Делается вывод о признаках прилагательного у причастия.)

— Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием. О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.— Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку. 1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково. 2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
  • — Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Для этого замените в предложении один из глаголов причастием.
  • О б р а з е ц: Холодный предутренний ветер прогнал остатки ночного тумана и растрепал нашу палатку.— Холодный предутренний ветер, прогнавший остатки ночного тумана, растрепал нашу палатку.
  • 1) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
  • 2) Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
Закрепление материала: Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы: -что такое причастие; -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
  • Закрепление материала:
  • Подготовьте связный рассказ на тему : «Причастие»,ответив на вопросы:
  • -что такое причастие;
  • -что общего у причастия и прилагательного, -чем они отличаются; какова роль причастия в предложении.
Проверочная работа. I в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник; 2. черная ночь; 5. теплый дождь. 3. белого цвета; II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака; 2. синее небо; 5. темный горизонт. 3. поспевающий крыжовник; III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо; 2. засеянное поле; 5. собранные грибы. 3. летящая птица; IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Болотная вода; 4. мелкий брод; 2. горячая печь; 5. последний лист. 3. спеющая ягода;
  • Проверочная работа. I в а р и а н т
  • I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Чернеющая пропасть; 4. спелый крыжовник;
  • 2. черная ночь; 5. теплый дождь.
  • 3. белого цвета;
  • II. Найти словосочетание . «причас..+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Мокрый снег; 4. лаявшая собака;
  • 2. синее небо; 5. темный горизонт.
  • 3. поспевающий крыжовник;
  • III. Найти словосочетание « прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Стоящий мальчик; 4. светлое небо;
  • 2. засеянное поле; 5. собранные грибы.
  • 3. летящая птица;
  • IV. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Болотная вода; 4. мелкий брод;
  • 2. горячая печь; 5. последний лист.
  • 3. спеющая ягода;
II в а р и а н т I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь; 2. висячая лампа; 5. летучая мышь; 3. летящая птица; 6. зеленый дуб. II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава; 2. читальный зал; 5. каменный дом; 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы. III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег; 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака; 3. высохшая трава; 6. желтая рожь. IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово) 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор; 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы; 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
  • II в а р и а н т
  • I. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Висящая лампа; 4. зеленеющая рожь;
  • 2. висячая лампа; 5. летучая мышь;
  • 3. летящая птица; 6. зеленый дуб.
  • II. Найти словосочетание «прилаг.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Читающий мальчик; 4. скошенная трава;
  • 2. читальный зал; 5. каменный дом;
  • 3. созревающие зерна; 6. поющие птицы.
  • III. Найти словосочетание . «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Нарастающий шум; 4. растаявший снег;
  • 2. пожелтевшие листья; 5. низкие облака;
  • 3. высохшая трава; 6. желтая рожь.
  • IV. Найти словосочетание. «причас.+сущ.» (сущ.-главное слово)
  • 1. Пахучее молоко; 4. кипящий раствор;
  • 2. пахнувшее белье; 5. орудийные залпы;
  • 3. молчаливые люди; 6. смотревший вперед.
Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ! - Мне всё понятно, я всё усвоил ? - У меня есть вопросы - - Мне надо ещё раз всё повторить

Выберите условные знаки,

соответствующие

вашей работе на уроке

!

- Мне всё понятно, я всё усвоил

?

- У меня есть вопросы

-

- Мне надо ещё раз всё повторить

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее