Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).
Цели урока:
Образовательные:
Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.
Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия.
Формировать умение различать причастие и прилагательное.
Формировать умение опознавания причастий в предложении.
Развивающие:
Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
Определение роли причастий в художественном тексте.
Развитие навыков анализа публицистического текста.
Воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.
Воспитание чувства прекрасного.
Задачи урока:
Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.
Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.
Оснащение урока:
Компьютер с мультимедийным проектором.
Мультимедийная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Буквенный диктант (о-ё после шипящих)
1. шепот 2.ночевка 3. освещенные 4.пораженный 5. старичок 6. шорох 7.ожог
8. увлеченный 9. сгущенка 10.стережет
- взаимопроверка, исключения, какие части речи не изучали?
- определите тему урока, цели
- по ходу урока заполнить таблицу:
Грамматическое значение причастия
Морфологические признаки
Синтаксическая роль
III. Запись темы урока.
IV. Работа с текстом Первого послания к коринфянам Апостола Павла (тексты на партах)
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Апостол Павел
индивидуальное задание сообщение об авторе
лексическое значение слова «кимвал»
схема предложения (индивидуальное задание)
назвать части речи
определить главное слово (любовь)
определить художественный прием изображения (метафора)
V. Составление кластера. Найти общее и выявить отличия причастий в сравнении с именами прилагательными и глаголами из текста. Общее выделить красным цветом. От глагола – ДЕЙСТВИЕ (вид, время), от прилагательного – ПРИЗНАК (род, число, падеж).
VI. Работа с учебником, с.164-166. Добавить новое из прочитанного (суффиксы –УЩ –ЮЩ - АЩ –ЯЩ).
VII. Работа с текстом. Выписать глаголы и образовать причастия. Определить, что глаголы обозначают постоянство, а причастия – временность. Исходя их идеи текста, «любовь» выше всего на земле и никогда не прекращается.
- какое свойство любви вам ближе?
- привести примеры
VIII. Сочинение – настроение. Выбрать один из признаков любви (из текста), использовать причастия.
IX. Рефлексия.
Что узнали нового?
Как оцениваете свою работу на уроке?
Д/з: по выбору.