«Зимний фестиваль знаний 2025»

Причастие как часть речи

Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).


Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.

  • Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия.

  • Формировать умение различать причастие и прилагательное.

  • Формировать умение опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.

  • Определение роли причастий в художественном тексте.

  • Развитие навыков анализа публицистического текста.

Воспитательные:

  • Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.

  • Воспитание чувства прекрасного.


Задачи урока:

  • Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.

  • Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Оснащение урока:

  • Компьютер с мультимедийным проектором.

  • Мультимедийная презентация урока.





Ход урока

I. Организационный момент.


II. Буквенный диктант (о-ё после шипящих)


1. шепот 2.ночевка 3. освещенные 4.пораженный 5. старичок 6. шорох 7.ожог

8. увлеченный 9. сгущенка 10.стережет


- взаимопроверка, исключения, какие части речи не изучали?

- определите тему урока, цели

- по ходу урока заполнить таблицу:

Грамматическое значение причастия

Морфологические признаки

Синтаксическая роль


III. Запись темы урока.

IV. Работа с текстом Первого послания к коринфянам Апостола Павла (тексты на партах)

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Апостол Павел

    • индивидуальное задание сообщение об авторе

    • лексическое значение слова «кимвал»

    • схема предложения (индивидуальное задание)

    • назвать части речи

    • определить главное слово (любовь)

    • определить художественный прием изображения (метафора)


V. Составление кластера. Найти общее и выявить отличия причастий в сравнении с именами прилагательными и глаголами из текста. Общее выделить красным цветом. От глагола – ДЕЙСТВИЕ (вид, время), от прилагательного – ПРИЗНАК (род, число, падеж).


VI. Работа с учебником, с.164-166. Добавить новое из прочитанного (суффиксы –УЩ –ЮЩ - АЩ –ЯЩ).


VII. Работа с текстом. Выписать глаголы и образовать причастия. Определить, что глаголы обозначают постоянство, а причастия – временность. Исходя их идеи текста, «любовь» выше всего на земле и никогда не прекращается.

- какое свойство любви вам ближе?

- привести примеры


VIII. Сочинение – настроение. Выбрать один из признаков любви (из текста), использовать причастия.


IX. Рефлексия.

Что узнали нового?

Как оцениваете свою работу на уроке?


Д/з: по выбору.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее