Урок русского языка в 5 классе Прямая речь.
Учитель русского языка
Мочалова Татьяна Владимировна
Тема: Прямая речь.
- Цель урока:
познакомиться с понятиями прямая речь, слова автора, формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания.
Повторение.
Перестройте предложения в сложные .
- Подул ветер и поднял пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок и долго кружит.
Проверяем:
- Подул ветер, и поднялась пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок, и он долго кружит.
Определите причину постановки знаков препинания в предложениях.
- Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (С. Есенин.)
- Чего же ты, сероглазая, не смеёшься?
(Я. Смеляков.)
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
(Н. Рыленков)
Проверяем:
Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт,
И дергач не кричит. ,
Чего же ты, сероглазая, не смеёшься?
(Я. Смеляков.)
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
(Н. Рыленков)
,О,
О: О, О
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор .
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Проверка:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
( Повествовательное, невосклицательное,
простое, двусоставное, распространенное.)
Прямая речь.
- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знаниями русского языка, читайте больше».
Прямая речь.
- Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
- Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
- Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
- слова автора прямая речь
- А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Мальчик спросил: «Как твое имя?»
- А: «П?»
- «Вася», - ответил я.
- «П», - а.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Прямая речь после слов автора.
- А: «П». А: «П?» А: «П!»
- Прямая речь перед словами автора.
- «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных
Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных!
Самостоятельная работа. Проверка.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных :
« Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных! »
А: «П!»
Домашнее задание:
- § 48, упражнение 241.