![Урок русского языка в 5 классе Прямая речь. Учитель русского языка Мочалова Татьяна Владимировна](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_0.jpg)
Урок русского языка в 5 классе Прямая речь.
Учитель русского языка
Мочалова Татьяна Владимировна
![Тема: Прямая речь. Цель урока: познакомиться с понятиями прямая речь, слова автора, формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_1.jpg)
Тема: Прямая речь.
- Цель урока:
познакомиться с понятиями прямая речь, слова автора, формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания.
![Повторение.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_2.jpg)
Повторение.
![Перестройте предложения в сложные .](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_3.jpg)
Перестройте предложения в сложные .
- Подул ветер и поднял пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок и долго кружит.
![Проверяем:](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_4.jpg)
Проверяем:
- Подул ветер, и поднялась пыль на дороге.
- Струя подхватывает листок, и он долго кружит.
![Определите причину постановки знаков препинания в предложениях. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт, И дергач не кричит. (С. Есенин.) Чего же ты, сероглазая, не смеёшься? (Я. Смеляков.) Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_5.jpg)
Определите причину постановки знаков препинания в предложениях.
- Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (С. Есенин.)
- Чего же ты, сероглазая, не смеёшься?
(Я. Смеляков.)
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
(Н. Рыленков)
![Проверяем: Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт, И дергач не кричит. , Чего же ты, сероглазая, не смеёшься? (Я. Смеляков.) Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков) ,О, О: О, О](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_6.jpg)
Проверяем:
Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт,
И дергач не кричит. ,
Чего же ты, сероглазая, не смеёшься?
(Я. Смеляков.)
Всё в тающей дымке: холмы, перелески.
(Н. Рыленков)
,О,
О: О, О
![Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор . Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_7.jpg)
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор .
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
![Проверка: Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное.)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_8.jpg)
Проверка:
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
( Повествовательное, невосклицательное,
простое, двусоставное, распространенное.)
![Прямая речь.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_9.jpg)
Прямая речь.
- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знаниями русского языка, читайте больше».
![Прямая речь.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_10.jpg)
Прямая речь.
- Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
- Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
- Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
- слова автора прямая речь
- А: «П».
![Знаки препинания в предложениях с прямой речью.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_11.jpg)
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Мальчик спросил: «Как твое имя?»
- А: «П?»
- «Вася», - ответил я.
- «П», - а.
![Знаки препинания в предложениях с прямой речью.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_12.jpg)
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
- Прямая речь после слов автора.
- А: «П». А: «П?» А: «П!»
- Прямая речь перед словами автора.
- «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
![Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных!](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_13.jpg)
Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных
Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных!
![Самостоятельная работа. Проверка. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных : « Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных! » А: «П!»](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_14.jpg)
Самостоятельная работа. Проверка.
Шепчут тонкие осинки
В тёмных зарослях лесных :
« Приходите к нам с корзинкой
После дождиков грибных! »
А: «П!»
![Домашнее задание:](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/14/i_5a0b01859221e/img_phpUGVdrh_pryamaya-rech-na-urok_15.jpg)
Домашнее задание:
- § 48, упражнение 241.