Русский язык 4 класс
Урок – закрепление по теме "Предложения с прямой речью".
Цель урока: закрепить знания обучающихся по строению и пунктуации предложений с прямой речью на примере простейшей конструкции.
Задачи: продолжить формирование умения обосновывать постановку знаков препинания и построение графических схем к предложениям с прямой речью; развитие наблюдательности детей, способности видеть различные способы классификации и обобщения; развитие элементов творческой деятельности, беглости и гибкости мышления, развитие навыков групповой самоорганизации; способствовать дальнейшему формированию понятия “прямая речь”. закрепить закономерности постановки знаков препинания при прямой речи; строить схемы предложений; работать над интонацией в предложении с прямой речью.
Тип урока: урок-закрепление.
Методы обучения: проблемные ; репродуктивные (повторение изученного); словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа); наглядные (работа с таблицами и схемами); частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ.)
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль; сверка с образцом; взаимопроверка; самопроверка.
Оборудование: паспорт путешественника; карта ученика; схемы предложения с прямой речью; карточка с графическими схемами предложений; таблицы для проверки индивидуальной работы; учебник русского языка.
Электронные материалы: Слайд-презентация по теме «Предложения с прямой речью»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
1. Вы проверьте-ка, ребятки,
На столе-то всё в порядке?
2. Релаксационная игра «Шалаш» (звучит «Лунная соната»).
Учитель: Представьте самое надежное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это ваше любимое место, уголок природы. Это может быть шалаш на чудесной лесной поляне, о котором кроме вас никто не знает. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, какая красота вас окружает, услышьте журчание ручейка и щебетание птиц. Вы знаете, что вы здесь хозяин, и вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом укромном месте, вас ничто не может напугать и разозлить, вы успокаиваетесь и расслабляетесь.
Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс, вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вы сильные и счастливые.
Организация класса.
3. Эмоциональный настрой на урок.
Ну, тогда начнём урок,
Не теряя время, – в срок!
На местах удобно сядем,
Не нарушив тишину!
- Нарисуй смайлик со своим настроением в тетради.
II. Речевая разминка. Работа со скороговорками. Слайд 2. Читаем чисто, уверенно и быстро 3 раза, убыстряя темп.
III. Работа по разделам:
Раздел 1. Чистописание.
-Составьте словосочетание из прописанных букв, оно поможет сформулировать тему урока ( р п е ч ь я р м а я).Слайд 3.
Оцени себя: Если ты написал красиво и правильно, то поставь себе в паспорт путешественника напротив первого задания цифру 1. Если справился плохо, поставь цифру 0.
Раздел 2. Повторение знаний по теме «Предложение».
-Вспомните: Какими бывают предложения? Какими бывают предложения по интонации? Какими бывают предложения по цели высказывания?
Задания для обучающихся. Придумайте предложение по указанной характеристике и запишите его в тетрадь. Постройте схему записанного предложения.
1 . | Придумайте простое предложение, осложненное второстепенными членами по теме «Зима». |
2 . | Придумайте три простых предложения: повествовательное, побудительное и восклицательное. |
3 . | Придумайте простое предложение, осложненное однородными подлежащими по теме «Животные». |
4 . | Придумайте простое, распространенное предложение по теме «Весна». |
5 . | Придумайте простое, нераспространенное предложение по теме «Музыка». |
6 . | Придумайте простое побудительное предложение. |
Оцени себя: если ты сам смог составить предложение, оцени второе задание в 1балл. Если ты не смог составить указанное предложение самостоятельно, поставь 0.
Раздел 3. Орфографический диктант.
-Запишите под диктовку учителя словосочетания, отметьте в них все орфограммы.
Прямая дорога, прямая речь, проходит прямая. Ответьте на вопросы:
Что общего у всех словосочетаний? Какие орфограммы встретились? Какие слова вызвали наибольшую сложность при проверке орфограммы? Какое сочетание слов кардинально отличается от остальных? В каком словосочетании прилагательное “прямая” используется в переносном значении?
Запишите транскрипцию слова “Речь”. Чем схожи первый и последний согласные звуки? Какова особенность последнего согласного?
Оцени соседа по парте: Если он записал все словосочетания без ошибок, поставь в третьем задании 1 балл. Если есть хоть одна ошибка, поставь 0
Физ.минутка для глаз. (Мышонок)
Раздел 4. Графические знаки.
Работа с классом:
Учитель достаёт из конверта по одной карточки. Обучающиеся по очереди отвечают, где встречается этот графический знак, что он обозначает?
Оценка учителя : за выполнение этого задания по 1 баллу, если правильно названы все графические знаки и правила их постановки, если нет – 0.
Раздел 5. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
-Посмотрите на слайд. Слайд 4. -Прочитайте запись. Старинная пословица гласит: «Ночь светлеет днем, а человек – радостью». -Подготовь ответы на вопросы: Как называется такое предложение? От чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях? Какие знаки препинания ставятся в этих предложениях?
Слайд № 5 Посмотри на слайде предложенные схемы. Выбери из них схему, которая подходит к этому предложению.
Оцени себя: Если ты правильно выбрал схему, поставь себе в карту путешественника 1 балл за 5 задание, если схема выбрана неверно, поставь 0.
IV. Физкультминутка.
А часы идут, идут…
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Раздел 6. В гостях у сказок. Слайд 6, 7, 8. -Дополни предложение. Назовите литературное произведение, его жанр и автора.
1 обуч. | А: “Чего тебе надобно, старче?” |
2 обуч. | А ей зеркальце в ответ: “П”. |
3 обуч. | “Винни, тебе хлеб с молоком или со сгущенкой?” – а. |
Взаимооценка: если справился с заданием, поставь 1 балл. Если не справился, поставь 0.
Раздел 7. Работа с фразеологизмами.
(Обучающиеся сами формулируют). Соедини правильно слова прямой речи и слова автора: (каждому карточку)
Без царя в голове | говорят о человеке, который несёт ответственность за вину других. |
Белая ворона | говорят о глупом, бесшабашном, беспечном, непутёвом, недальновидном человеке |
Козёл отпущения | говорят о человеке, резко отличающемся or других своими поступками. |
Учитель: Согласно библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд: в специальный день грехоотпущения первосвященник возлагал руки на голову живого козла, перенося на него тем самым грехи своего народа. После этого козел изгонялся в пустыню.
Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.
Раздел 8. Творческое задание. Слайд 9
Закончи стихотворение так, чтобы у тебя получилось предложение с прямой речью.
1обуч. | Идёт бычок качается, вздыхает на ходу: “П”. |
2.обуч. | Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу: “П”. |
3 обуч. | Говорила мама Тане: “П”. |
Оценка учителя : если получилось подобрать рифму – поставим 1 балл, если получилось предложение в прозе – поставим 0.
Раздел 9. Песенка Винни Пуха и Пятачка. (Звучит песенка)
Составьте как можно больше предложений, используя слова Винни Пуха и Пятачка из песенки, как слова прямой речи. Запишите одно предложение в тетрадь. Оформите предложение с прямой речью правильно. Не забудьте, что в предложении есть слова автора.
Подсказка: чтобы предложения не были похожими друг на друга, используй синонимы к слову “сказал”.
Оцени себя: если тебе удалось составить хоть одно предложение – поставь себе 1 балл. Если не смог выполнить задание, поставь 0.
Раздел 10. Работа с цитатами. Слайды 10 -17
-Что такое цитата? Какие известные цитаты вы знаете?
Какие цитаты на слайдах написаны с ошибками? Исправьте их.
V. Оценка знаний за урок.
Самооценка урока: сосчитай сумму баллов в таблице.
Если у тебя 9-10 баллов – оценка за урок – 5.
Если в сумме 8-9 баллов – оценка за урок – 4.
Если в сумме 6-7 баллов – оценка за урок – 3.
Если ты набрал меньше шести баллов, то тебе нужно выучить правила по теме “Постановка знаков препинания в предложениях”.
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Ответь на вопросы: Чем занимались на уроке? Какой раздел оказался самым легким? Какой раздел оказался самым трудным?
Прочувствуйте своё настроение и дорисуйте смайлик. Сравните первый в тетради и этот. Изменилось что-то?
ПАСПОРТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.
Фамилия, имя________________________________________________________________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самый трудный раздел____ Самый лёгкий раздел____ Самый интересный раздел____
Приложение – КАРТА УЧЕНИКА
Раздел 1. Чистописание.
Сформулируй правила каллиграфии:
Составьте словосочетание из прописанных букв, она поможет сформулировать тему урока.
Оцени себя: Если ты написал красиво и правильно, то поставь себе в карту путешественника напротив первого задания цифру 1. Если справился плохо, поставь цифру 0.
Раздел 2. Повторение знаний по теме “Предложение”.
Вспомните:
Какими бывают предложения?
Какими бывают предложения по интонации?
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Задания .
Придумайте предложение по указанной характеристике и запишите его в тетрадь. Постройте схему записанного предложения.
1 обуч. | Придумайте простое предложение, осложненное второстепенными членами по теме “Зима”. |
2 обуч. | Придумайте три простых предложения: повествовательное, побудительное и восклицательное. |
3 обуч. | Придумайте простое предложение, осложненное однородными подлежащими по теме “Животные”. |
1 обуч. | Придумайте простое, распространенное предложение по теме “Весна”. |
2 обуч. | Придумайте простое, нераспространенное предложение по теме “Музыка”. |
3 обуч. | Придумайте простое побудительное предложение. |
Оцени себя: если ты сам смог составить предложение, оцени второе задание в 1балл. Если ты не смог составить указанное предложение самостоятельно, поставь 0.
Раздел 3. Орфографический диктант.
Запишите под диктовку учителя словосочетания, отметьте в них все орфограммы.
Ответьте на вопросы:
Что общего у всех словосочетаний?
Какие орфограммы встретились?
Какие слова вызвали наибольшую сложность при проверке орфограммы?
Какое сочетание слов кардинально отличается от остальных?
В каком словосочетании прилагательное “прямая” используется в переносном значении?
Оцени соседа по парте: Если он записал все словосочетания без ошибок, поставь в третьем задании 1 балл. Если есть хоть одна ошибка, поставь 0.
Раздел 4. Графические знаки.
Учитель достаёт из конверта по одной карточке. Обучающиеся отвечают , где встречается этот графический знак, что он обозначает?
Оценка : ставим за выполнение этого задания по 1 баллу, если правильно названы все графические знаки и правила их постановки, если нет – 0.
Раздел 5. Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Внимательно прослушайте предложение учителя.
Старинная пословица гласит: “Ночь светлеет днем, а человек – радостью”.
Подготовь ответы на вопросы:
Как называется такое предложение?
От чего зависит постановка знаков препинания в таких предложениях?
Какие знаки препинания ставятся в этих предложениях?
Оцени себя: Если ты правильно выбрал схему, поставь себе в карту путешественника 1 балл за 5 задание, если схема выбрана неверно, поставь 0..
Раздел 6. В гостях у сказок.
Назовите литературное произведение, его жанр и автора.
1 обуч. | А: “Чего тебе надобно, старче?” Ей с поклоном старик отвечает: “П”. |
2 обуч. | А ей зеркальце в ответ: “П”. |
3 обуч. | “Винни, тебе хлеб с молоком или со сгущенкой?” – а. “П!” – пробубнил Винни Пух. |
Оценка : если справились с заданием, поставьте себе по 1 баллу. Если не справилась, поставь-0.
Раздел 7. Работа с фразеологизмами.
Сформулируйте задание.
Без царя в голове |
| говорят тому, на кого сваливают всю ответственность.
|
Белая ворона
|
| говорят о недалеком, неумном человеке. |
Козёл отпущения |
| говорят о человеке, неординарном, резко отличающемся от других людей.
|
Оцени себя: Правильно – 1 балл, не справился – 0.
Раздел 8. Творческое задание.
Закончи стихотворение так, чтобы у тебя получилось предложение с прямой речью.
1 обуч. | Идёт бычок качается, вздыхает на ходу: “П”. |
2 обуч. | Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу: “П”. |
3 обуч. | Говорила мама Тане: “П”. |
Оценка : если у вас получилось подобрать рифму – поставь себе по 1 баллу, если получилось предложение в прозе – поставь 0.
Раздел 9. Песенка Винни Пуха.
Составьте как можно больше предложений, используя слова Винни и Пятачка из песенки, как слова прямой речи. Запишите одно предложение в тетрадь. Оформите предложение с прямой речью правильно. Не забудьте, что в предложении есть слова автора.
Подсказка: чтобы предложения не были похожими друг на друга, используй синонимы к слову “сказал”.
Оцени себя: если тебе удалось составить хоть одно предложение – поставь себе 1 балл. Если не смог выполнить задание, поставь 0.
Раздел 10. Работа с цитатами.
Какие цитаты на слайдах написаны с ошибками? Исправьте их.