Открытый урок
по русскому языку в 4 классе на тему: «Предложения с прямой речью».
Учитель: Сотникова Ксения Сергеевна
МБОУ «СШ №1»
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Цели:1.Предметные:-повторить что такое «прямая речь»; учить распознавать предложения с прямой речью; познакомить с оформлением предложений с прямой речью на письме.
2.Метапредметные:-формировать умение формулировать тему и цель урока; анализировать информацию, делать выводы.
3.Личностные:-формировать навыки взаимодействия в группе.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
- Подберите схему к последнему предложению (схемы на доске).
3. Словарная работа.
Найди ошибки.
Вакзал, варона, гаризонт, пагода, сабака, малоко, ламать, огарод, карова, марковь.
Самопроверка
Вокзал, ворона, горизонт, погода, собака, молоко, ломать, огород, корова, морковь.
- Найдите лишнее слово.
- Почему оно лишнее? (глагол и без. гл. можно проверить)
- Подберите проверочное слово.
4. Формирование мотивации к изучению темы.
- Перед вами на экране два предложения. Прочитаем их.
«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
- Чем они отличаются друг от друга?
Ученик:
- 1 предложение с прямой речью, а 2 – нет.
- Почему?
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны предложения с прямой речью?
Ученик:
- Чтобы знать точные высказывания.
5. Тема урока и целеполагание.
Итак, мы подошли к теме нашего урока.
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели поставим перед собой? (будем находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью и употреблять предложения с прямой речью в своей речи).
6. Актуализация знаний.
Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о прямой речи.
1) что такое прямая речь? (Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал.)
2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)
7. Закрепление
Мы с вами повторили, что такое прямая речь, что состоит она из двух частей, а теперь нам необходимо вспомнить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Прямая речь пишется с большой буквы.
Задание 1. Игра «Найди ошибку». Исправьте ошибки в схемах.
А «П». А: П? А П! «П» - а. П! - а. П? а.
Проверьте выполненное задание, глядя на экран.
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
- Мы вспомнили теорию, а сейчас применем это на практике.
Задание 2. Расставь знаки препинания. Работа в группах.
Бобик увидел на стене часы с маятником и спрашивает: «Что это у вас за штука на стене висит?» «Это часы», - ответил Барбос. Бобик опять спрашивает: «А для чего они?» Барбос и сам не знал, для чего часы, но уверенно ответил: «Часы ходят!» «У них ведь ног нету!» - удивился Бобик.
Какая группа быстрее сделает, идет отвечать у доски.
- Молодцы! Отлично справились с заданием! (оценки всей группе)
- А теперь отдохнём.
8. Физминутка.
- Откройте учебники на стр. 67.
Посмотрите упр. 97.
- Что нужно сделать?
-Выполняем (1 комментирует с места)
Задание 5. Игра «Третье – лишнее и почему?»
Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей».
Лесничий сказал, что он видел на озере лебедей.
«Я видел на озере лебедей», - сказал лесничий.
2 предложение лишнее, так как оно не с прямой речью, а 1 и 3 – с прямой речью.
9. Подведение итогов. Чем занимались мы сегодня с вами на уроке? Какое пунктуационное правило повторили? Чему мы научились? Какие трудности вы встретили? Вам понравился урок или нет? Почему?
10. Домашнее задание: повторить правило.