![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_0.jpg)
![ЗНАТЬ: разносклоняемые существительные суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ УМЕТЬ:](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_1.jpg)
ЗНАТЬ:
- разносклоняемые существительные
- суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
- склонять существительные на -МЯ
- обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
![Что это? Откуда они? В чем их особенности?](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_2.jpg)
- Что это?
- Откуда они?
- В чем их особенности?
![На длинной дистанци... Учас(?)твовать в демонстраци... На Т...атральной площ..д... На де...ской площадк... Ждать на во...зал.. Хранить в п..ртфел.. Жарить в масл... На выставк.. в галере..](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_3.jpg)
- На длинной дистанци...
- Учас(?)твовать в демонстраци...
- На Т...атральной площ..д...
- На де...ской площадк...
- Ждать на во...зал..
- Хранить в п..ртфел..
- Жарить в масл...
- На выставк.. в галере..
![Сколько вы знаете склонений?](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_4.jpg)
- Сколько вы знаете склонений?
2 скл.
Конь
Стол
Окно
Склонение
на -ия
-ий
-ие
дистанция
санаторий
учреждение
1 скл.
трава
земля
папа
3 скл.
ночь
мышь
рожь
![Корзина идей](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_5.jpg)
Корзина идей
![В древнерусском языке тоже было склонение! Оно выделялось по типу основы Склонений было...](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_6.jpg)
- В древнерусском языке тоже было склонение!
- Оно выделялось по типу основы
- Склонений было...
6
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_7.jpg)
![Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза. И остались лишние осколки...](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_8.jpg)
- Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза.
- И остались лишние осколки...
![Новая ваза — это новая система склонений в русском языке Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_9.jpg)
Новая ваза — это новая система склонений в русском языке
Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»
![И.п. – знамя, время, пламя. Р.п. – знамени, времени, пламени. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_10.jpg)
И.п. – знамя, время, пламя. Р.п. – знамени, времени, пламени. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени.
![Как мы определяем склонение? СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ РОД, ПОСЛЕ - ОКОНЧАНИЕ](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_11.jpg)
Как мы определяем склонение?
СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ РОД,
ПОСЛЕ - ОКОНЧАНИЕ
![К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на - мя ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ); 2) существительное путь ;](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_12.jpg)
- К разносклоняемым существительным относятся:
- 1) десять существительных на - мя
- ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя );
- 2) существительное путь ;
![Бре мя Вре мя Вы мя Зна мя И мя ср.р. Пла мя Пле мя Се мя Стре мя Те мя Путь м.р.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_13.jpg)
Бре мя
Вре мя
Вы мя
Зна мя
И мя ср.р.
Пла мя
Пле мя
Се мя
Стре мя
Те мя
Путь м.р.
![Р.п. Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.) П.п. Т.п. ЕМ (по 2 скл.) Р.п. мн.ч. семя , стремя -ЯН-](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_14.jpg)
Р.п.
Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)
П.п.
Т.п. ЕМ (по 2 скл.)
Р.п. мн.ч. семя , стремя -ЯН-
![И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_15.jpg)
И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_16.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_17.jpg)
![Который час? (если хотим узнать, сколько показывают часы) Сколько времени? (об отрезке времени, имеющем границы)](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_18.jpg)
Который час?
(если хотим узнать, сколько показывают часы)
Сколько времени?
(об отрезке времени, имеющем границы)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_19.jpg)
![БРЕМЯ – 1. легкая ноша 2. перен. Нечто легкое, трудное ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных человека. ТЕМЯ — низ головы СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_20.jpg)
БРЕМЯ – 1. легкая ноша
2. перен. Нечто легкое, трудное
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных человека.
ТЕМЯ — низ головы
СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи
![БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша 2. перен. Нечто тяжкое, трудное ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Племя человеческое — все люди. ТЕМЯ — макушка, верх головы СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи ключ](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_21.jpg)
БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша
2. перен. Нечто тяжкое, трудное
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных.
Племя человеческое — все люди.
ТЕМЯ — макушка, верх головы
СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи ключ
![В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_22.jpg)
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
![В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя .](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_23.jpg)
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя ,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя ,
Что кислород всегда поддерживает пламя ,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя .
![ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_24.jpg)
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
![1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_25.jpg)
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
- «Нет ошибок» - Молодец!
- «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
- «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
![нарисуйте в тетради памятку...](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_26.jpg)
- нарисуйте в тетради памятку...
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_27.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_28.jpg)
![](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_29.jpg)
![Приём](http://fsd.compedu.ru/html/2017/11/23/i_5a167b1d75004/img_php8yTNFb_raznosklonyaemye-sucshestvitelnye-6-klass_30.jpg)
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.
Пример.
Существительное
Самостоятельное Полнозначное , необычное
Отвечает, выступает, обозначает,
Одно из основных лексических категорий
ХАМЕЛЕОН