«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку русского языка для 6 класса национальной школы на тему " Разносклоняемые существительные"

Презентация к уроку русского языка для 6 класса национальной школы на тему " Разносклоняемые существительные"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ЗНАТЬ: разносклоняемые существительные суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ УМЕТЬ:

ЗНАТЬ:

  • разносклоняемые существительные
  • суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ

УМЕТЬ:

  • склонять существительные на -МЯ
  • обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
Что это? Откуда они? В чем их особенности?

  • Что это?
  • Откуда они?
  • В чем их особенности?

На длинной дистанци... Учас(?)твовать в демонстраци... На Т...атральной площ..д... На де...ской площадк... Ждать на во...зал.. Хранить в п..ртфел.. Жарить в масл... На выставк.. в галере..
  • На длинной дистанци...
  • Учас(?)твовать в демонстраци...
  • На Т...атральной площ..д...
  • На де...ской площадк...
  • Ждать на во...зал..
  • Хранить в п..ртфел..
  • Жарить в масл...
  • На выставк.. в галере..

Сколько вы знаете склонений?
  • Сколько вы знаете склонений?

2 скл.

Конь

Стол

Окно

Склонение

на -ия

-ий

-ие

дистанция

санаторий

учреждение

1 скл.

трава

земля

папа

3 скл.

ночь

мышь

рожь

Корзина идей

Корзина идей

В древнерусском языке тоже было склонение! Оно выделялось по типу основы Склонений было...
  • В древнерусском языке тоже было склонение!
  • Оно выделялось по типу основы
  • Склонений было...

6

Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза. И остались лишние осколки...
  • Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза.
  • И остались лишние осколки...

Новая ваза — это новая система склонений в русском языке Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»

Новая ваза — это новая система склонений в русском языке

Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»

И.п. – знамя, время, пламя.   Р.п. – знамени, времени, пламени.   Д.п. – знамени, времени, пламени.   В.п. – знамя, время, пламя.   Т.п. – знаменем, временем,  пламенем.   П.п. – о знамени, о времени, о пламени. 

И.п. – знамя, время, пламя. Р.п. – знамени, времени, пламени. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени. 

Как мы определяем склонение? СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ РОД,  ПОСЛЕ - ОКОНЧАНИЕ

Как мы определяем склонение?

СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ РОД,

ПОСЛЕ - ОКОНЧАНИЕ

К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на - мя  ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ); 2) существительное путь ;
  • К разносклоняемым существительным относятся:
  • 1) десять существительных на - мя
  • ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя );
  • 2) существительное путь ;

Бре мя  Вре мя  Вы мя  Зна мя  И мя ср.р.  Пла мя  Пле мя  Се мя  Стре мя  Те мя  Путь м.р.

Бре мя

Вре мя

Вы мя

Зна мя

И мя ср.р.

Пла мя

Пле мя

Се мя

Стре мя

Те мя

Путь м.р.

Р.п.  Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)  П.п.  Т.п.  ЕМ (по 2 скл.)  Р.п. мн.ч. семя , стремя  -ЯН-

Р.п.

Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)

П.п.

Т.п. ЕМ (по 2 скл.)

Р.п. мн.ч. семя , стремя -ЯН-

И.п. – путь  Р.п. - пути  Д.п. –пути  В.п. - путь  Т.п. - путем  П.п. –о пути

И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути

Который час? (если хотим узнать, сколько показывают часы) Сколько времени?  (об отрезке времени, имеющем границы)

Который час?

(если хотим узнать, сколько показывают часы)

Сколько времени?

(об отрезке времени, имеющем границы)

БРЕМЯ – 1. легкая ноша 2. перен. Нечто легкое, трудное ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных человека. ТЕМЯ — низ головы СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи

БРЕМЯ – 1. легкая ноша

2. перен. Нечто легкое, трудное

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных человека.

ТЕМЯ — низ головы

СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша 2. перен. Нечто тяжкое, трудное ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Племя человеческое — все люди. ТЕМЯ — макушка, верх головы СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи ключ

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша

2. перен. Нечто тяжкое, трудное

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных.

Племя человеческое — все люди.

ТЕМЯ — макушка, верх головы

СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи ключ

В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ - Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали _______________.

В стародавнее древнее_________

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое__________

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове __________,

Как написать свою фамилию и __________,

Зачем на лошадь надевать седло и__________ -

Необразованное было это____________ .

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их ___________ забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,

Что кислород всегда поддерживает __________

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое __________,

С утра до вечера они чесали _______________.

В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя - Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя , Не думали они над тем, Как в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали темя .

В стародавнее древнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове вымя ,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя -

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя ,

Что кислород всегда поддерживает пламя ,

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя .

ТЕСТ 1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а  2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа  3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе.

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

1. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на – мя;

3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе

  • «Нет ошибок» - Молодец!
  • «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
  • «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
нарисуйте в тетради памятку...
  • нарисуйте в тетради памятку...

Приём 

Приём "Синквейн"

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка  – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка  – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка  – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка  – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка  – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.

Пример.

Существительное

Самостоятельное Полнозначное , необычное

Отвечает, выступает, обозначает,

Одно из основных лексических категорий

ХАМЕЛЕОН

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее