ЗНАТЬ:
- разносклоняемые существительные
- суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
- склонять существительные на -МЯ
- обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
- Что это?
- Откуда они?
- В чем их особенности?
- На длинной дистанци...
- Учас(?)твовать в демонстраци...
- На Т...атральной площ..д...
- На де...ской площадк...
- Ждать на во...зал..
- Хранить в п..ртфел..
- Жарить в масл...
- На выставк.. в галере..
- Сколько вы знаете склонений?
2 скл.
Конь
Стол
Окно
Склонение
на -ия
-ий
-ие
дистанция
санаторий
учреждение
1 скл.
трава
земля
папа
3 скл.
ночь
мышь
рожь
Корзина идей
- В древнерусском языке тоже было склонение!
- Оно выделялось по типу основы
- Склонений было...
6
- Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза.
- И остались лишние осколки...
Новая ваза — это новая система склонений в русском языке
Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»
И.п. – знамя, время, пламя. Р.п. – знамени, времени, пламени. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени.
Как мы определяем склонение?
СНАЧАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ РОД,
ПОСЛЕ - ОКОНЧАНИЕ
- К разносклоняемым существительным относятся:
- 1) десять существительных на - мя
- ( бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя );
- 2) существительное путь ;
Бре мя
Вре мя
Вы мя
Зна мя
И мя ср.р.
Пла мя
Пле мя
Се мя
Стре мя
Те мя
Путь м.р.
Р.п.
Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)
П.п.
Т.п. ЕМ (по 2 скл.)
Р.п. мн.ч. семя , стремя -ЯН-
И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути
Который час?
(если хотим узнать, сколько показывают часы)
Сколько времени?
(об отрезке времени, имеющем границы)
БРЕМЯ – 1. легкая ноша
2. перен. Нечто легкое, трудное
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных человека.
ТЕМЯ — низ головы
СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи
БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша
2. перен. Нечто тяжкое, трудное
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных.
Племя человеческое — все люди.
ТЕМЯ — макушка, верх головы
СТРЕМЯ , стремена ср. — часть верховой конской сбруи ключ
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя ,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя ,
Что кислород всегда поддерживает пламя ,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя .
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
- «Нет ошибок» - Молодец!
- «1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
- «2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
- нарисуйте в тетради памятку...
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.
Пример.
Существительное
Самостоятельное Полнозначное , необычное
Отвечает, выступает, обозначает,
Одно из основных лексических категорий
ХАМЕЛЕОН