Применение методов технологии критического мышления на уроках биологии
Учитель биологии МКОУ СОШ с. Тихменево
Н. И. Нестеркова
Актуальность ТРКМ
- Технология выявляет и развивает творческие способности учащихся;
- формирует критическое мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать , оценивать ее достоверность и т. д.).
- способствует умению анализировать информацию с позиции логики, умению обосновать суждения, решать и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях.
- помогает самореализаваться личности.
Инновационность технологии
- учащийся сам конструирует процесс обучения,
- сам отслеживает направления своего развития
сам определяет конечный результат
Цели технологии критического мышления
1. Мотивация к учению
3. Развитие рефлексивного
умения
Цели
4. Формирование
обобщений
3.Расширение знаний и
интеллектуальных умений
Технология РКМ решает задачи:
- образовательной мотивации : повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- информационной грамотности : развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности : формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание .
Практическая направленность
Ученик может:
- самостоятельно добывать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Структура урока «развития критического мышления».
Этапы
Вызов
Характеристика
(ликвидация чистого листа)
Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока.
Осмысление
(реализация осмысления)
На данной стадии ученик под руководством учителя с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
Рефлексия
(размышление)
Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме.
Приемы, используемые на разных стадиях урока.
Стадии
Приемы,
используемые на каждой стадии
Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, перепутанные логические цепочки
Вызов
Чтение с остановками и пометками, работа в парах, поиск ответов на вопросы, поставленные на стадии вызова, определение терминов, исправление логических цепочек, проверка утверждений, заполнение второй колонки маркировочной таблицы «ЗУХ»
Осмысление
Карта познания, эссе, проведение дискуссии, взаимоопрос, взаимопроверка, синквейн, обсуждение, оценка работы на уроке, заполнение третьей колонки.
Рефлексия
Стадии
Приемы,
используемые на каждой стадии
Прием Кластер
Прием Кластер
Кластер
Кластер
Кластер
Кластер
Прием «Пометки на полях»
Прием «Пометки на полях»
Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение критически мыслить
- умение ответственно относиться к собственному образованию
- умение работать в сотрудничестве с другими
- повышение качества образования учеников
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни
Качество знаний по предмету
ЕГЭ
2011-2012г
ФИО
балл
Кирилина Анна.
ЕГЭ
ФИО
2012-2013
48
Плеханова Наталья.
балл
Коновалова Кристина.
37
2011-2012
42
УО
КЗ
100
УО
2012-2013
КЗ
100
75
2013-2014
(первое полугодие)
УО
85
1ч 2ч
КЗ %
100 100
1ч 2ч
60 80
ЕГЭ
2011-2012г
ФИО
балл
ЕГЭ
Кирилина Анна.
Плеханова Наталья.
ФИО
2012-2013
48
балл
37
2011-2012
Коновалова Кристина.
УО
КЗ
2012-2013
УО
КЗ
2013-2014
(первое полугодие)
УО
КЗ
Участие в олимпиадах
Мнения обучающихся об уроках по применению технологии критического мышления
Нравится, что мы сами работаем с новой информацией
Обмениваемся своими мыслями, суждениями по теме
Я сам ставлю себе оценку за работу
Интересно и совсем не устаёшь
Интересно и совсем не устаёшь