«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку алгебры и началам анализа в 11 классе на тему: " Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы"

Презентация к уроку алгебры и началам анализа в 11 классе на тему: " Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Одной из основных задач, возникающих при исследовании функции, является нахождение промежутков монотонности  функции ( промежутков возрастания и убывания ). Такой анализ легко сделать с помощью производной.
  • Одной из основных задач, возникающих при исследовании функции, является нахождение промежутков монотонности функции ( промежутков возрастания и убывания ). Такой анализ легко сделать с помощью производной.
Функция y=f(x) называется возрастающей в некотором интервале, если в точках этого интервала большему значению аргумента соответствует большее значение функции, и убывающей , если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
  • Функция y=f(x) называется возрастающей в некотором интервале, если в точках этого интервала большему значению аргумента соответствует большее значение функции, и убывающей , если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
убывающая убывающая убывающая возрастающая возрастающая возрастающая и убывающая  на интервалах возрастающая и убывающая  на интервалах возрастающая и убывающая  на интервалах

убывающая

убывающая

убывающая

возрастающая

возрастающая

возрастающая и убывающая на интервалах

возрастающая и убывающая на интервалах

возрастающая и убывающая на интервалах

Теорема 1.

Теорема 1.

  • Если дифференцируемая функция y=f(x) возрастает (убывает) в данном интервале, то производная этой функции не отрицательна (не положительна) в этом интервале.
Теорема 2.

Теорема 2.

  • Если производная функции y=f(x) положительна (отрицательна) на некотором интервале, то функция в этом интервале монотонно возрастает (монотонно убывает) .
Правило нахождения интервалов  монотонности

Правило нахождения интервалов монотонности

  • Находим область определения функции f(x) .
  • Вычисляем производную f’(x) данной функции.
  • Находим точки, в которых f’(x) =0 или не существует. Эти точки называются критическими для функции f(x).
  • Делим область определения функции этими точками на интервалы. Они являются интервалами монотонности .
  • Исследуем знак f’(x) на каждом интервале. Если f’(x)› 0 , то на этом интервале f ( x) возрастает ; если f’(x)‹ 0 , то на таком интервале функция f(x) убывает .
Пример №1. Найти промежутки монотонности функции y=2x³-3x²-36x+5 Область определения : R . Функция непрерывна. Вычисляем производную :  y’=6x²-6x-36. Находим критические точки:  y’= 0. x²-x-6 =0 Д=1-4*(-6)*1=1+24=25  Делим область определения  на интервалы:    Функция возрастает при x ϵ (-∞;-2] υ [3;+∞) , функция убывает при x ϵ [ -2;3 ] .  - + + -2 3

Пример №1. Найти промежутки монотонности функции y=2x³-3x²-36x+5

  • Область определения : R . Функция непрерывна.
  • Вычисляем производную : y’=6x²-6x-36.
  • Находим критические точки: y’= 0.

x²-x-6 =0

Д=1-4*(-6)*1=1+24=25

  • Делим область определения на интервалы:
  • Функция возрастает при x ϵ (-∞;-2] υ [3;+∞) , функция убывает при x ϵ [ -2;3 ] .

-

+

+

-2

3

Пример №2. Найти промежутки монотонности функции y=x³-3x² Область определения : R . Функция непрерывна. Вычисляем производную :  y’= 3 x²-6x. Находим критические точки:  y’= 0. x²- 2 x =0 x(x-2)=0 x1=0 и x2=2 Делим область определения  на интервалы:    Функция возрастает при x ϵ (-∞;0] υ [2;+∞) , функция убывает при x ϵ [0 ; 2] .  + - - 0 2

Пример №2. Найти промежутки монотонности функции y=x³-3x²

  • Область определения : R . Функция непрерывна.
  • Вычисляем производную : y’= 3 x²-6x.
  • Находим критические точки: y’= 0.

x²- 2 x =0

x(x-2)=0

x1=0 и x2=2

  • Делим область определения на интервалы:
  • Функция возрастает при x ϵ (-∞;0] υ [2;+∞) , функция убывает при x ϵ [0 ; 2] .

+

-

-

0

2

Точку x 0 называют точкой минимума функции y=f(x) , если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x)≥f(x 0 ) . Точку x 0 называют точкой максимума функции y=f(x) , если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x)≤f(x 0 ) .
  • Точку x 0 называют точкой минимума функции y=f(x) , если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x)≥f(x 0 ) .
  • Точку x 0 называют точкой максимума функции y=f(x) , если у этой точки существует окрестность, для всех точек которой выполняется неравенство f(x)≤f(x 0 ) .
Теорема 3. Если производная f ’( x ) при переходе через точку x 0  меняет знак , то точка x 0 является точкой экстремума функции f ( x ). Если производная меняет знак с + на –, то точка будет являться точкой максимума, если с – на +, то точка будет точкой минимума

Теорема 3.

  • Если производная f ’( x ) при переходе через точку x 0 меняет знак , то точка x 0 является точкой экстремума функции f ( x ).

Если производная меняет знак с + на –, то точка будет являться точкой максимума, если с – на +, то точка будет точкой минимума

Для запоминания!!!  min max Экстремума нет Экстремума нет

Для запоминания!!!

min

max

Экстремума нет

Экстремума нет

Пример № 3 . Найти экстремумы функции  y= - 2x³-3x² +12 x -4 Область определения : R . Функция непрерывна. Вычисляем производную :  y’= - 6x²-6x +12 . Находим критические точки:  y’= 0. - x²-x +2=0 Д=1-4*(-1)*2=1+8=9 x 1 =1; x 2 =-2 Делим область определения  на интервалы:     x =-2 – точка минимума . Найдём минимум функции y min =-24 . x =1 – точка максимума . Найдём максимум функции: y max =3 .  + - - -2 1

Пример № 3 . Найти экстремумы функции y= - 2x³-3x² +12 x -4

  • Область определения : R . Функция непрерывна.
  • Вычисляем производную : y’= - 6x²-6x +12 .
  • Находим критические точки: y’= 0.

- x²-x +2=0

Д=1-4*(-1)*2=1+8=9

x 1 =1; x 2 =-2

  • Делим область определения на интервалы:
  • x =-2 – точка минимума . Найдём минимум функции y min =-24 . x =1 – точка максимума . Найдём максимум функции: y max =3 .

+

-

-

-2

1

Работа на уроке:  Исследовать на экстремум функцию y=x 2 +2. Решение: Находим область определения функции: D(y)=R. Находим производную: y’=(x 2 +2)’=2x. Приравниваем её к нулю: 2x=0 , откуда x=0 – критическая точка. Делим область определения на интервалы и определяем знаки производной на каждом интервале:     x =0 – точка минимума. Найдём минимум функции y min =2.   - + 0

Работа на уроке:

  • Исследовать на экстремум функцию y=x 2 +2.

Решение:

  • Находим область определения функции: D(y)=R.
  • Находим производную: y’=(x 2 +2)’=2x.
  • Приравниваем её к нулю: 2x=0 , откуда x=0 – критическая точка.
  • Делим область определения на интервалы и определяем знаки производной на каждом интервале:
  • x =0 – точка минимума. Найдём минимум функции y min =2.

-

+

0

Исследовать на экстремум функцию  y= 1/3 x 3 -2 x 2 +3 x+1. Решение:
  • Исследовать на экстремум функцию y= 1/3 x 3 -2 x 2 +3 x+1.

Решение:

  • Находим область определения функции: D(y)=R.
  • Находим производную: y’=( 1/3 x 3 -2 x 2 +3 x+1)’=x 2 -4x+3.
  • Приравниваем её к нулю: x 2 -4x+3=0 , откуда x 1 =1, x 2 =3 – критические точки.
  • Делим область определения на интервалы и определяем знаки производной на каждом интервале:
  • x =1 – точка максимума. Найдём максимум функции y max =7/3. x =3 – точка минимума. Найдём минимум функции: y min =1 .

-

+

+

1

3

Исследовать на экстремум функцию  y=x 3 +3 x 2 +9 x -6 . Решение:
  • Исследовать на экстремум функцию y=x 3 +3 x 2 +9 x -6 .

Решение:

  • Находим область определения функции: D(y)=R.
  • Находим производную: y’=(x 3 +3 x 2 +9 x -6 )’= 3 x 2 +6 x+ 9 .
  • Приравниваем её к нулю: 3 x 2 +6 x+ 9=0, откуда D
  • Однако, функция возрастает на всей D(y) , так как y’= 3 x 2 +6 x+ 9 0 :
Исследовать на экстремум функцию  y=x 2 -x-6. Решение:
  • Исследовать на экстремум функцию y=x 2 -x-6.

Решение:

  • Находим область определения функции: D(y)=R.
  • Находим производную: y’=(x 2 -x-6)’=2x-1.
  • Приравниваем её к нулю: 2x-1=0 , откуда x=1/2 – критическая точка.
  • Делим область определения на интервалы и определяем знаки производной на каждом интервале:
  • x =1/2 – точка минимума. Найдём минимум функции: y min =-6,25 .

-

+

1/2

Выполнить задания:

Выполнить задания:

Пример: Исследовать функцию    на монотонность и экстремумы

Пример: Исследовать функцию на монотонность и экстремумы

На рисунке изображен график функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 8; 3).  Определить количество целых точек, в которых производная функции отрицательна   17

На рисунке изображен график функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 8; 3). Определить количество целых точек, в которых производная функции отрицательна

17

Ответ: 4 17

Ответ: 4

17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 7; 5).  Найти точку экстремума функции на отрезке [ -6 ; 4]  17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 7; 5). Найти точку экстремума функции на отрезке [ -6 ; 4]

17

Ответ: - 3 17

Ответ: - 3

17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 3; 8).  Найти количество точек максимума функции на отрезке [ - 2 ; 7 ]  17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 3; 8). Найти количество точек максимума функции на отрезке [ - 2 ; 7 ]

17

Ответ: 2 17

Ответ: 2

17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 3; 8).  Найти промежутки убывания функции. В ответе указать сумму целых точек, входящих в эти промежутки 17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 3; 8). Найти промежутки убывания функции. В ответе указать сумму целых точек, входящих в эти промежутки

17

Ответ: 16 17

Ответ: 16

17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 11; 3).  Найти промежутки возрастания функции. В ответе указать длину наибольшего из них 17

На рисунке изображен график производной функции y=f(x) , определенной на интервале ( - 11; 3). Найти промежутки возрастания функции. В ответе указать длину наибольшего из них

17

Ответ: 6 17

Ответ: 6

17

Найдите точку минимума функции   y = 2х  – ln ( x +3)  + 7 1.   1 / lnx  x + + y \ – y x -3 -2,5 min - , 2 5 В 11 х 3 х 1 0

Найдите точку минимума функции

y = 2х – ln ( x +3) + 7

1.

1

/

lnx

x

+

+

y \

y

x

-3

-2,5

min

-

,

2

5

В 11

х

3

х

1

0

Найдите точку минимума функции  2.   /  / /  uv v u uv – – + y \ y x  8  2 min 2    В 11 х 3 х 1 0

Найдите точку минимума функции

2.

/

/

/

uv

v

u

uv

+

y \

y

x

8

2

min

2

В 11

х

3

х

1

0

Найдите точку максимума функции  3. /   1 1     х 2 х         Запишем функцию в удобном для дифференцирования виде – + + – y \ y x 0  17  -17 max 1  7  В 11 х 3 х 1 0

Найдите точку максимума функции

3.

/

1

1

х

2

х

Запишем функцию в удобном для дифференцирования виде

+

+

y \

y

x

0

17

-17

max

1

7

В 11

х

3

х

1

0

Найдите точку максимума функции   y = ln (9 x +10)  –  9х 4.   1 / lnx  x y \ – +  y x 10  -1 – 9 max -  1  В 11 х 3 х 1 0

Найдите точку максимума функции

y = ln (9 x +10) – 9х

4.

1

/

lnx

x

y \

+

y

x

10

-1

9

max

-

1

В 11

х

3

х

1

0

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее