«Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме

«Правописание предлогов и приставок".

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки




Открытый урок по русскому языку в 3 «Б» классе по теме

«Правописание предлогов и приставок"

Цель:

Научиться находить различие в написании приставок и предлогов.

Задачи:

1. Формировать умения отличать предлог от приставки.

2. Формировать навыки правописания приставок и предлогов.


Оборудование к уроку: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается


2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)


3. Предметные:

  • развитие умения различать приставки и предлоги, правильно употреблять их в речи и писать;

  • формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, существительное, глагол.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы и ресурсы:

работа в группах, индивидуальная работа;










Ход урока


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.(5 мин)

- Наш урок мне бы хотелось начать со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.

Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»

- Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба,

 Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

– Открываем тетради. Записываем: показ, который, обратите внимание у всех индивидуальный. Двадцать первое декабря. Классная работа.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.(7 мин)

-Что вы видите на экране?

Птица (с)летела (с)карниза. (Это предложение.) (слайд 2)

- Докажите.

- Какое задание вам предстоит выполнить? (списать, раскрыть скобки)

-Запишите это предложение в тетрадь, обозначьте графически орфограммы.

3. Этап выявления места и причины затруднения. (5мин)

- Проверьте себя (по эталону). Кто допустил ошибки? (слайд 3)

- В чем именно у вас возникло затруднение, в каких словах? Почему?

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить и что мы будем делать?

- А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.

- Правописание приставок и предлогов. (слайд 4) (7 мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

- Научиться находить различие в написании приставок и предлогов.

-Какие задачи мы поставим перед собой для достижения этой цели?

-Формировать умения отличать предлог от приставки.

-Формировать навыки правописания приставок и предлогов.


- Как отличить приставку от предлога?

- Где мы можем узнать это? (в учебнике, в справочнике, у учителя).

-Я предлагаю вам обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр132 и прочитайте правило. (работа с правилом)

- Прочитайте, что такое приставка?

- Как она пишется со словами? Почему?

- Приведите примеры.

- Слова, какой части речи вы назвали?

- Предлоги с глаголами не дружат, поэтому они с глаголами не употребляются.

- Что такое предлог?

- Как пишется предлог с другими словами? Почему?

- Приведите примеры.

-А сейчас давайте закрепим, то, что мы сейчас узнали.

- Но перед этим давайте повторим правила работы в группе.

5. Этап реализации построенного проекта.(7мин)

Словарно-орфографическая работа.

Работа в группах.

Возьмите карточку 1. Внимательно прочитайте написанные слова.

(до)ехал (от)берега

(с)катился (под)дверь

(от)плыл (до)деревни

(под)сунул (с)горы

- На какие две группы разделили эти слова?

На слова с приставками и слова с предлогами

- Назовите слова с приставками?

- Докажите, обоснуйте свой ответ.

(Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

- Как пишется приставка с корнем?

(Приставка с корнем пишется слитно)

- Как найти приставку в слове?

(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

-Прочитайте слова с предлогами.

- Докажите, обоснуйте свой ответ

(Это существительные, между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово)

- Как пишутся предлоги с другими словами

(Предлог с другими словами пишется отдельно)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (7мин)

- Составьте из слов словосочетания, соединив их стрелочкой на листочке.

- Проверьте свою работу по слайду. (проверяем вместе с проговариванием) (слайд 5)

- Оцените свою работу в листе самооценки. 1

- Какую оценку каждая группа себе поставила?

-Запишите любые 2 словосочетания в тетрадь.

- Подчеркните предлоги и выделите приставки.

Физминутка

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

-У вас на столах лежит карточка 2.

- Прочитайте задание.

- Выполните работу.


-Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.

Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца. Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.







- Проверьте свою работу по слайду. (слайд 6)

- Оцените свою работу в листе самооценки. 2

- Какую оценку каждая группа себе поставила?


8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Составление кластера. Групповая работа.

1 группа – теоретики: с термином ПРЕДЛОГ

2 группа – теоретики: с термином ПРИСТАВКА

(Из листочков, данных в конвертах вы должны выбрать и приклеить только те строчки, которые относятся к вашему термину)

3 группа – практики: найдите слова с приставками, выделите приставки. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, набрели, налетели, на мальчика, добежал, до речки у ребят, узнал)

4 группа – практики: найдите слова с предлогами, подчеркните предлоги. (под стол, подъехал, на стол, надел, со стола, набрели, налетели, на мальчика, добежал, до речки у ребят, узнал)

  • часть слова

  • часть речи

  • пишется отдельно

  • пишется слитно

  • служит для связи слов в предложении

  • служит для образования новых слов

  • дружат с глаголами

  • не дружат с глаголами

Приставка

  1. часть слова

  2. пишется слитно

  3. служит для образования новых слов

  4. дружат с глаголами

  5. нельзя вставить вопрос или другое слово.

Предлог

1.часть речи

2. пишется отдельно

3. служит для связи слов в предложении

4. не дружат с глаголами

5. можно вставить вопрос или другое слово.

- Проверьте свою работу по слайду. (слайд 7, 8, 9, 10)

- Оцените свою работу в листе самооценки. 3

- Какую оценку каждая группа себе поставила?

- Оцените работу своей группы за урок.

-Давайте вернемся к началу урока, вспомним какую цель, и задачи мы себе поставили?

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями на уроке?

- Теперь мы сможем правильно писать приставки и предлоги?


9.Этап рефлексии учебной деятельности.

Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием,
?– если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.


СПАСИБО ЗА УРОК!

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз!




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее