Тип урока: ОНЗ
Тема: «Правило раскрытия скобок. Использование букв для обозначения чисел» (Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений. Н.Я. Виленкини др.- М. Мнемозина, 2010)
Автор: Ахметзянова Д.Н. учитель математики, МБОУ «сош №22» г. Набережные Челны РТ.
Основные цели:
1) сформировать способность к раскрытию скобок в выражениях, использовать раскрытие скобок для рационализации вычислений, решения уравнений, упрощения буквенных выражений; повторить правила сложения, вычитания дробей,
2) повторить решение уравнений (пропорции)
Оборудование, демонстрационный материал:
1) задания для актуализации знаний
(а + (b + c) = a + b + c) 24, 5 + (23 – 24, 5); (15 – ) – 15; (12 – ) – (11 – ).
a – (b + c) = a – b – c –4, 3 – (–1, 8 – х) = 3 (–5,5)
2) эталоны
Правила раскрытия скобок:
+()-знаки в скобках не меняются
-( ) знаки в скобках меняются на противоположные
Таблица знаков + ( )= +
+ (-)= -
- (+)= -
- (-)= +
2) Индивидуальное задание: -4,3-(-3.3-х) =3
4) Образец выполнения задания в парах
а) № 1234(г) с+(-a+b)=с - а+b
б) №1236(ж) а-(b-k-n)= а- b+k+n
в) №1236(и) (m-n)-(p-r)=m-n-h+k
5) эталон для самопроверки самостоятельной работы
Вариант 1
–(a + d ) = –a – d –( ) — знаки в скобках меняются на противоположные.
(–y + p) = –y + p +( ) — знаки в скобке не меняются;
(h – 2s) – (–h – 2s) = h – 2s +
+ h + 2s = (h + h) – 2s + 2s = 2h –( ) — знаки в скобках меняются на противоположные.
+( ) — знаки в скобке не меняются.
Вариант 2
–(c – a ) = –c + a –( ) — знаки в скобках меняются на противоположные.
(–x + n) = –x + n +( ) — знаки в скобке не меняются;
(–b + m) – (–b – 3m) = +( ) — знаки в скобке не меняются;
= –b + m + b + 3m = –b + b + m + 3m = 4m
–( ) — знаки в скобках меняются на противоположные.
Карточка рефлексии
1.Данная тема для меня важна
2.Я могу раскрыть скобки + ( )
3.Я могу раскрыть скобки – ( )
4.В самостоятельной работе у меня все получилось
5.Я смог понять причину допущенных ошибок
6.Я доволен своей работой
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока: продолжить работать с рациональными числами.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем успеха друг другу на этом уроке.
– Ребята, вспомните, что мы изучали на прошлых уроках. (Свойства действий с рациональными числами.)
– Сегодня мы продолжим изучение правила знаков для действий с рациональными числами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: свойство нахождения числа и суммы двух чисел, вычитание разности из числа;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: упростить выражения, используя раскрытие скобок.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Что бы это значило
а) (а + (b + c) = a + b + c) (сочетательное свойство сложения);
б) a – (b + c) = a – b – c ( свойство вычитания суммы из числа).
2. Найдите значения выражений:
24,5 + (23 – 24,5); (15 – ) – 15; (12 – ) – (11 – ). (23; –; 2)
Учащиеся работают устно, учитель записывает названные ответы на доске.
– Каким способом находили значения выражений? (Используя правила прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа.)
Назовите числа, противоположные значениям данных выражений.
3. Решите уравнение:
–4,3 – (–3,3– х) = 3; (1.).
Учитель предлагает решить задание самостоятельно, потом ребята записывают решение на доске.
– Каким ещё способом можно решить уравнение? (Ребята предлагают способы решения.)
– Как можно упростить левую часть уравнения?
Данное задание у большинства учащихся вызовет затруднение.
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вам необходимо было выполнить? (Упростить левую часть уравнения.)
– В чём возникло затруднение? (Мы не знаем, как можно упростить левую часть уравнения.)
– Что мешает упрощению? (Скобки.)
– Что сделать со скобками? (Убрать, раскрыть.)
– Какая задача встала перед нами? (Научиться раскрывать скобки.)
– Сформулируйте тему урока. (Раскрытие скобок.)
– Запишите тему в тетрадях.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Чем отличаются выражения a + (b + c) и а – (b + c)? (Они отличаются только знаками, стоящими перед скобками.)
– А теперь обратите внимание на правила:
a + (b + c) = a + b + c и a – (b + c) = a – b – c.
– Сравните выражения. Что вы заметили? (Если стоит знак «+» перед скобками, в скобках знаки у слагаемых не изменяются, если стоит знак «–» перед скобками, то знаки слагаемых изменяются на противоположные.)
– Сформулируйте правила раскрытия скобок.
(Если перед скобками стоит знак «+», то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках сохраняются, если перед скобками стоит знак «–»,то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках заменяются на противоположные.)
Давайте прочитаем правило в учебнике (с.214, с. 215).Сравните правила, которые мы сформулировали сами с правилом в учебнике.
На доске:
Правило раскрытия скобок + ( ) — знаки в скобке не меняются; – ( ) — знаки в скобках меняются на противоположные.
– Вспомните, где мы уже использовали правило раскрытия скобок. (В таблице знаков.)
Можно таблицу повесить на доску:
+ (+) = + –(+) = – +(–) = – –(–) = + Таблица знаков
Прокомментируйте таблицу.
Каков же алгоритм раскрытия скобок + ( )?
1.Опустиь знак +.
2.Опустить скобки.
3.Записать слагаемые, стоящие в скобках, сохранив знаки.
Расскажите друг другу.
Алгоритм раскрытия скобок - ( ):
1.Опустиь знак - .
2.Опустить скобки.
3.Записать слагаемые, стоящие в скобках, поменяв знаки на противоположные.
Расскажите друг другу алгоритм раскрытия скобок - ( ).
– А теперь вернёмся к уравнению –4,3 – (–3,3– х) = 3. Как можно упростить левую часть уравнения? (Раскрыть скобки и найти значения числовых выражений.)
Решение записываем на доске.
– Для чего нужно раскрывать скобки? (Чтобы решение было проще,для увеличения скорости выполнения задания)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель этапа:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
№1234(в),№1236(з, и)
Учащиеся выполняют этот номер у доски, проговаривая правила раскрытия скобок.
в) m+ (n-k) =m+n-k
Перед скобкой стоит знак плюс, значит, при раскрытии скобок знаки, стоящие в скобках, не меняются:
з)-(.a-b+c)=-a+b-c
и)(m-n)-(h-k)=m-n-h+k .(Обговариваем, если перед скобками нет никакого знака - имеем в виду +, если первое слагаемое записано без знака, то его надо писать со знаком +)
№ 1234(г), №1236(ж) — в парах с проверкой по образцу.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Вариант 1 Вариант 2
Раскройте скобки в выражениях:
– (a + d) –(c – a)
(–y + p) (–x + n)
(h – 2s) – (– h – 2s) (–b + m) – (–b – 3m)
Ребята проверяют самостоятельную работу по эталону. Анализируют и исправляют допущенные ошибки.
7. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахождение значения выражения с использованием правил раскрытия скобок, упрощение буквенных выражений, решение уравнений с использованием правила раскрытия скобок;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках, при выполнении домашнего задания: отработка вычислительных навыков, решение уравнений.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№1234(б), №1237(о) у доски
– Сколько способов решения вы можете предложить для нахождения значения выражений?
№1237(д, и), №1237(б,н)- по вариантам (Два ученика на обратных сторонах доски). Дети решают примеры, отрабатывая правила раскрытия скобок (самостоятельно с проверкой)
№1238(а, г) Обратить внимание учащихся на то, как знание новых правил позволяет упростить решение. Ребята выполняют у доски, еще раз проговаривая правила раскрытия скобок.
№1252Учитель просит детей придумать вопросы к данному упражнению. (Что называется пропорцией? Назвать крайние члены пропорции. Средние члены? Как найти неизвестный член пропорции? и т.д.) Два ученика работают на обратных сторонах доски. Остальные решают самостоятельно по вариантам, затем сопоставляют свое решение с решением на доске.
8. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что использовали для «открытия» нового знания?
– Мы достигли поставленной цели?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
Д/З. п.36 (ответить на вопросы, с.216), решить №1254(а-в), №1255(а), №1258(б или в на выбор, для желающих придумать схему для правила раскрытия скобок.